Так нехорошо получилось, что к концу второго тысячелетия Россия, согласно официальным данным, оказалась на 116-м месте в мире по уровню внутреннего валового продукта на душу населения: таковы данные Госкомстата России. Следовательно, в 115 странах производят продукции на каждого жителя больше, чем у нас. Провозглашая героем нашего времени человека труда, мы не сумели привить трудолюбие всем и каждому человеку в трудоспособном возрасте. Конечно, не только общеобразовательная школа несет на себе груз вины за это. Но и школа тоже. И ей, именно ей, необходимо сделать решительный поворот к воспитанию людей, готовых вносить подлинный вклад в богатства нашей страны: к подготовке тружеников, производящих продукцию, нужную для общества, полезную людям и конкурентоспособную на мировом рынке. Сегодня еще раз следует подчеркнуть, что трудолюбие – важнейшее качество гражданина.
Безусловно, трудолюбие воспитывается не только на уроках. Вот, например, одно из занятий, которое провела учительница Мария Чернова, в своей педагогической деятельности опирающаяся на исконные народные традиции, обычаи и приобщающая школьников к высокой духовности и эстетике труда.
Тема:
“Волшебным языком узора”
Цели: пробудить духовное начало, связывающее человека с окружающими предметами, помочь школьникам почувствовать красоту и гармонию мира природы; познакомить учащихся с распространенными в районе Черноземья видами вышивки.
Оборудование: цветные диапозитивы, ткань, нитки, пяльцы, иголки, ножницы, образцы рисунков; старинные полотенца; репродукции картин В. Тропинина “Золотошвейка”, “Кружевница”; изделия, выполненные учащимися прошлых лет (полотенца, скатерти).
Ход занятия
Слово учителя:
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Мы должны их сохранять и развивать, учиться создавать красоту своими руками.
Вышивка – древнейший вид украшения швейных изделий. Самое большое распространение она имела в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и других предметов быта.
С древнейших времен почиталось на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узорочья. Мастерицы расшивали шелка и бархат золотыми и серебряными нитями, жемчугом и перламутром, по холсту стлали шелком, льном, шерстью. И занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и социального происхождения. Великие княгини вышивали пелены и покрова в дар храмам, в монастырских мастерских трудились над заказами белошвейки и золотошвейки. Дочери купцов и помещиков также проводили немало времени за кропотливым тонким рукоделием.
Показывая картины В. Тропинина “Кружевница”, “Золотошвейка”, учитель обращает внимание на одежду девушек, их радостный душевный мир, а также как тщательно прорисовал художник руки работающих девушек.
Солнце, по народным представлениям, праведное, чистое, противопоставлялось всему темному, злому и нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающий великой очистительной и охранительной силой. В языческой древности к солнцу обращали молитвы о плодородии, о благоденствии. Поэтому не случайно в любом орнаменте традиционной русской вышивки встречаются изображения птиц и животных, связанных со светом, или графические знаки солнечных символов. (Учащиеся рассматривают соответствующий диапозитив). Одним из символов был косой крест – знак солнца и огня, также обладающий очистительной силой. Его называли в народе “огневцом”. Четырехконечный, косой крест с загнутыми концами означал также солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни, охрану плодородия.
А в православии стал этот крест называться Андреевским, в честь Андрея Первозванного, и силу свою обережную сохранил. Недаром Андреевский флаг с изображением этого креста голубого цвета охранял в сражениях не одно поколение русских воинов.
В виде круга-розетки со множеством лучей вышивали свои солнышки мастерицы на полотенцах, рубахах, головных уборах.
(Учащиеся рассматривают следующий диапозитив). По условиям техники вышивки круг превращался в многогранник, ромб и квадрат.
Ромб воспринимался не только как знак солнца, но и земли. Если изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромба, то обозначал не просто землю как твердь, а плодородную почву, вспаханную бороздами. Ромб с крючками являлся символом матери-земли – плодоносящей, женского начала и магии плодородия вообще. Обильными узорами из различных ромбов украшали наряд невесты, будущей матери, продолжательницы рода.
Учащаяся 9-го класса показывает вышитое ею полотенце и рассказывает о фигурках на нем.
Изображению женской фигуры в вышивке отводилось особое место. Земля в представлении русских крестьян наделялась человеческими чертами. Изображали ее на полотенцах и подзорах в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Сложная по очертаниям фигура, напоминающая соединение женской фигуры и дерева, называлась в народе “рожаница” и вышивалась на женской одежде, простынях и полотенцах, игравших большую роль в свадебных и родильных обрядах.
Следующая ученица представляет свое полотенце с вышивкой.
Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы или грациозного лебедя, плывущего по волнам. Жених и невеста, изображенные в образе уточки и селезня, олицетворяли собой начало новой жизни, творцами которой по легенде были две птицы. Животворные силы воды, питавшие землю, воспринимались народными мастерицами в виде различных водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, также изображался в виде птицы с радужным оперением и роскошным хвостом.
Еще одна девятиклассница рассказывает о своих вышивках:
На вышивках жителей русского Севера очень часто присутствует олень. Символ этого животного несет, как правило, в себе доброе начало. Золотые светящиеся рога выступают здесь как источник солнечного света, приносимый оленем.
Не заливайся, мой тихий Дунай,
Не заливай зеленые луга:
В тех-то лугах ходил белый олень,
Ходил белый олень – “золотые рога”, –
поется в русской народной песне. Чаще всего с образом оленя связывалось представление о добре, веселье и счастье. Поэтому не случайно он так часто упоминался в свадебных песнях, где предстает в образе свата, приносящего на рогах невесту, или гостя, одаривающего новобрачных:
Станешь жениться – на свадьбу приду,
Золотыми рогами весь двор освещу,
Всех я гостей твоих развеселю,
А больше всех невесту твою.
Вышиваемые самыми разнообразными швами – “росписью” или крестом, белыми, красными или многоцветными нитями – добродушные олени поселялись в новой семье как предвестники будущего счастья и благополучия. Украшали они и головные уборы замужних женщин, охраняя хозяйку дома.
Учитель: Слова “узор”, “узорочье” исторически восходят к понятиям “заря”, “гореть”, “солнце”. Вышивали узоры разными швами. Самым старинным считается шов “полукрест”. Он представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется он в два хода.
В другом древнем счетном способе вышивки основным элементом является косой крест: тогда поверхность ткани была покрыта узором с просветами в виде квадратиков, крестов, роз.
(Учитель показывает учащимся диапозитивы видов вышивки и рассказывает приемы выполнения).
Двойной крест состоит из четырех перекрещивающих стежков – двух по диагонали и двух по основе и утку.
Учитель: Праздничное убранство преображало весь дом, каждый уголок обретал свое украшение, переливаясь вместе с другими сиянием красного, желтого, синего, зеленого цветов на ослепительно белых холстах. Ярко алел красный цвет – символ солнца и света. Не мрачным казался и черный – символ Земли. Эти два цвета особенно характерны для нашего края Черноземья.
Единое духовное начало связывало человека с окружающими предметами, в которых видел он не только утилитарные качества, но прежде всего гармонию и красоту окружающего мира природы, ощущая себя его частицей.
Мария ЧЕРНОВА,
учитель школы N 5
Воронеж
Комментарии