search
main
0

От диалога к полилогу

«Свободное время» звучит фантастично

Есть такое выражение: «От судьбы не уйдешь». Зачастую его произносят с оттенком обреченности. Возможно, кто-то и жалеет, что судьбой ему предназначено выступить именно в этой роли и проделать именно такой путь. Кто-то… но не Екатерина Александровна ГОРОШЕНКИНА. Судьбой ей было уготовано учительство, а почему, становится предельно ясно из рассказа самого педагога.

 

Маминым путем

– Моя история, конечно, похожа на многие другие рассказы, но в то же время в ней есть уникальные моменты. Например, я представитель педагогической династии, ведущей свое начало с 1921 года. Моя мама – счастливый учитель. Для меня она всегда была ярким примером того, как можно сохранять любовь к профессии на протяжении многих лет. Я не ходила в детский сад, зато много времени проводила в школе. Меня восхищало все: большое количество детей, моя мама, которая очень интересно вела уроки, доска, мел и карты. Главное – я всегда видела, какой она замечательный учитель, и мечтала стать хоть немного на нее похожей.

Но, говоря о выборе профессионального пути, разве можно не сказать о моих учителях! Все они прекрасным образом совмещали в себе человечность, строгость и педагогическое мастерство. С большим уважением вспоминаю свою первую учительницу Светлану Васильевну Еникееву. Она для меня до сих пор пример терпения и спокойствия. В старшей школе для меня всегда выступала образцом собственная мама Наталья Геннадьевна Горошенкина. Она же была моим классным руководителем и всегда четко разделяла: дома – мама, в школе – учитель. Никто не мог бы упрекнуть ее в предвзятости по отношению ко мне.

И, безусловно, мой компас в выпускных классах – это учитель русского языка Яна Владимировна Косовских. Она была строгой, но одновременно безоговорочно верила в каждого ученика. Мне она всегда говорила: «Работай, и все будет!» Этот принцип со мной до сих пор. Если работаю, учусь, тружусь, все сбывается. А Жанна Аркадьевна Стацура – мой учитель МХК и наставник на конкурсах всех уровней, психолог и мастер настроя: всегда знает, что нужно подсказать и как поддержать.

Так что можно сказать, что мой профессиональный выбор был осознанным. Как и выбор образовательной организации. Школа «Диалог» – это мой второй дом. Место, где 35 лет работает учителем истории моя мама. Место, где я училась, первая и единственная школа, в которой работаю преподавателем истории и обществознания рядом со своими коллегами и наставниками.

 

Почему история?

– История – это безусловная любовь благодаря школе и моему родному Пермскому государственному гуманитарно-педагогическому университету (ПГГПУ). Мне безумно повезло с учителями и преподавателями. Поэтому не было никаких сомнений, что история и педагогика – осознанный и единственно правильный для меня выбор.

Меня иногда спрашивают, нужно ли учителю проявлять свое личное отношение к тем или иным историческим событиям, о которых он рассказывает. Дело в том, что история – это наука, педагогика – это и наука, и искусство. Наука основана на фактах, поэтому необходимо работать с источниками, учить детей аргументировать. Мы в вузе осваиваем методику преподавания истории, чтобы понимать, как правильно научить детей работе с источниками, текстами, информацией, тому, как давать оценку определенным периодам. И я уверена, что учитель должен быть корректен в выражении своих мыслей и позиций.

Если выделять какой-то исторический период, то лично для меня интересным является XX век. Наверное, не последнюю роль в этом играет наличие большого количества источников разного вида, онлайн-архивов, которые можно использовать в своей работе. К слову, иногда можно опираться на художественную литературу, фильмы, снятые на исторические темы. Главное при этом – понимать, что художественное исполнение – это чьи-то видение, трактовка, лирическое отступление, работа на зрителя. Это очень важно объяснить и детям. Мы не учим историю по фильмам, но можем исследовать образ, его соответствие исторической действительности.

У меня есть собственный принцип, который я называю «от диалога к полилогу». Это последовательные этапы работы с источником. Первый шаг включает в себя знакомство с источником еще до прочтения, формирование своих ожиданий от темы, борьбу со стереотипами. Затем начинается работа с критикой источника, мы учимся его описывать. Потом следует диалог с документом – ответы на вопросы к тексту с использованием приемов смыслового чтения. Учебный полилог – это завершающий этап, когда в конце большой темы мы работаем с массивом источников. Например, у меня есть подборка по периоду разрядки международной напряженности. В рамках этой темы на первых этапах ребята работают с разными источниками, а в процессе полилога высказываются мнения, складывается общая картина.

Обычно ученикам очень нравится взаимодействовать именно с самим источником, погружаться в историю его создания, извлекать из него информацию. Это исследовательская работа, и здесь я стараюсь быть для ребят примером, поскольку сама являюсь исследователем, причем в достаточно необычной области – еще с университетских времен изучаю Индию, считаю себя немного востоковедом.

Почему Индия? О, эта любовь возникла благодаря моему научному руководителю Валентине Ивановне Земенко. Ее лекции по востоковедению в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете можно назвать настоящей музыкой. Поэтому началось все с красочных рассказов, а потом уже пошел собственный интерес – индийские сказки. В студенческие годы мне удалось выступить с докладом в Институте востоковедения и африканистики МГУ имени М.В.Ломоносова. Сейчас преподаю курсы по истории Востока в родном вузе. Горжусь, что у нас эта дисциплина есть и я могу продолжить традиции своего любимого учителя. Вообще вспоминаю Валентину Ивановну с неизменным теплом. Она потрясающий пример мастерства общения с учениками, никто не умеет так корректно делать замечания и направлять в нужное русло.

 

Фантастично, но факт

– Свободное время для учителя… Звучит как фантастика! Но я стараюсь находить моменты для занятия любимыми делами: зимой это лыжи, летом – лес и рыбалка. Люблю поездки на большом самокате и маленьком желтом велосипеде.

А еще я пишу сказки и читаю много литературы, связанной с историей стран Востока. У меня прекрасные студенты, с которыми мы развиваем клуб любителей Востока. Я преподаю курсы, связанные с историей региона, руковожу университетским кружком «Клуб любителей Востока», направленным на усиление интереса студентов к истории стран региона, изучению языков и культуры, выстраиванию межкультурной коммуникации. Занимаюсь студенческой наукой, веду курс «Политология» для студентов-школьников, посещающих Открытый университет на базе ПГГПУ.

И конечно, у меня чудесная семья. Я мама трехлетнего сына, удивившаяся, как непросто быть мамой. Благодаря этому стала автором блога, направленного на поддержку родителей моих учеников #учительнапрогулке!

 

Педагогические вехи

В ПГГПУ Екатерина Горошенкина стала победителем Международной и Всероссийской олимпиад по педагогике, победителем конкурса «Учитель завтрашнего дня», дважды именным стипендиатом правительства Пермского края.

В 2018 году впервые одержала абсолютную победу в краевом конкурсе «Учитель года».

В 2019 году стала победителем Всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации»-2019 Фонда истории Отечества и Российского исторического общества и получила награду из рук министра просвещения Ольги Васильевой и главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина.

С 2014 года на базе школы «Диалог» проводит исследование, направленное на развитие педагогической компетентности родителей младших подростков. В 2018 году защитила НКР по указанной теме и приобрела квалификацию «преподаватель-исследователь».

С 2016 года является наставником будущих учителей, курирует педагогическую практику студентов-историков. С 2018 года ведет в ПГГПУ методические дисциплины, разрабатывает курс «Введение в педагогическую профессию». На данный момент подготовлено методическое пособие, в основе которого принцип «Никогда не забывайте, что вы тоже были детьми».

В 2021 году второй раз стала абсолютным победителем краевого конкурса «Учитель года». Екатерина Горошенкина единственный в Пермском крае дважды абсолютный победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»!

 

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте