В конце июля состоялось совместное заседание рабочей группы Общественной палаты РФ и Общественного Совета при Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока. Ключевой вопрос повестки – вполне традиционный: развитие в регионе качественного, доступного, конкурентоспособного образования на всех уровнях. Тем не менее, о региональных аспектах, которые отличают дальневосточную систему образования от общероссийских трендов развития нельзя было не упомянуть, поскольку отличие здесь не всегда в лучшую сторону…
О том, что данные Росстата, касающиеся размера заработной платы педагогов, расходятся с реальностью, мы убедились на примере многих регионов еще в марте. Справедливо это, по словам директора Фонда общественного мониторинга развития системы образования «Национальные ресурсы образования» Татьяны Половковой, и для Дальневосточного федерального округа. Конечно, по сравнению с другими субъектами этот регион в зарплатном отношении не так сильно обижен: взять хотя бы Чукотку, которая систематически в лидерах зарплатных рейтингов – как бы мы ни измеряли… В то же время факт остается фактом: в среднем у педагогов здесь те же переработки по часам, привычные поборы в школах, и удивительное – по 40 детей в классе! Что здесь можно сделать? Хотя бы в области заработной платы, по словам эксперта, можно прийти к модели, где базовая часть будет составлять не меньше 70% от всей выплачиваемой суммы. Конечно же, и дальневосточных педагогов тоже нужно освободить от огромного количества профильных и непрофильных отчетов, которые составлять в течение учебного года.
В то же время пока вся Россия стремится к стопроцентному охвату дополнительным образованием, по данным Татьяны Половковой, на Дальнем Востоке этот показатель оставляет лишь 68%, а порядка 5% опорошенных вообще не заинтересованы в получении услуг дополнительного образования. Причины малодоступности и «неинтересности» секций и кружков самые разные: от их высокой стоимости до банальной ограниченности выбора в малонаселенных пунктах. Здесь в качестве приближения к решению проблемы можно было бы сделать следующее: на первых порах надо хотя бы не допустить закрытия уже существующих организаций дополнительного образования, нужно поддержать их – финансово и организационно, а потом думать, что делать с недостающими…
Директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нина Поличка увидела во всех этих проблемах влияние местной специфики: жители Дальнего Востока нередко ощущают себя «жителями окраин», откуда хочется вырваться, потому что «нет перспектив». Чтобы скорректировать это ощущение (если и не до восприятия себя как «центра мира», но до понимания самобытности, уникальности и важности региона как части большой страны), стоит внедрить региональный компонент в программы образования. В таком случае уже на этапе школы, а затем и вуза молодежь Дальнего Востока сможет лучше узнать богатейшую историю и культуру региона и в полной мере оценить его социально-экономические перспективы. Здесь, по словам Татьяны Половковой, может помочь еще и такая мера: стоит привязать стипендию учащихся колледжей и техникумов к минимальному размеру оплаты труда… Хотя этого бы хотелось не только дальневосточным студентам.
Впрочем, не всё так печально, как могло бы показаться. По крайней мере директор подмосковной «Земской гимназии» из города Балашиха Галина Кравченко считает именно так. Можно задаться резонным вопросом – почему? Оказывается, опыт, который развивает гимназия, активно задействуют в своей работе в городе Артеме Приморского края и в Свободном Амурской области.
Что же такое «Земская гимназия»? По словам Галины Кравченко, это образовательная организация, где поощряется активная деятельность, где не нужно сидеть в течение всего урока только за партой, где нет конфликтов между участниками образовательного процесса, где во главу угла поставлены технологии здоровьесбережения, и потому сколиоз и нарушения зрения – понятия, которые могут встретиться учащимся только в учебнике.
Начальник отдела демографического развития Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Иван Ефимов поддержал коллегу: таких уникальных школ в стране мало, а выявлять их – чтобы затем заимствовать опыт – непросто: национального мониторинга здоровья школьников не ведется. Поэтому, конечно же, стоит поддерживать самостоятельное стремление школ друг к другу и их попытки в формате сетевого взаимодействия взаимообогащаться опытом и развиваться.
Подводя итоги заседания, председатель Общественного совета Минвостокразвития России Сергей Габестро предложил коллегам внести конкретные предложения по улучшению качества образования в регионе и сам обозначил один из возможных вариантов: «Надо позволить всем образовательным, околообразовательным, дошкольным и школьным обрганизациям – вне зависимости от формы собственности – заниматься любой предпринимательской деятельностью без налогов и любого контроля за образовательными программами. Оставлять надо только контроль за результатами образовательной деятельности и контроль за здоровьем и жизнью детей».
Также в числе прозвучавших идей оказалась возможность получения на Дальнем Востоке дипломов ведущих вузов европейской части страны и мира. Здесь может помочь практика получения двойных дипломов, открытия филиалов вузов или онлайн-курсов. По словам Сергея Габестро, любопытно выглядит ситуация, когда в Подмосковье есть, скажем филиал МГИМО, а в таком крупном, мультикультурном, политически и экономически значимом регионе, как Дальний Восток, его нет: «Что мешает нам открыть филиал МГИМО? Законодательных ограничений нет. Это вопрос управления. Бренды на Дальнем Востоке нужны, чтобы наши талантливые дети не уезжали в другие регионы». Кроме того, необходимо увеличить квоты на бюджетные места в вузах региона, чтобы молодежь могла найти бесплатное образование даже в своем городе, а не ехала ради этого за тысячи километров от дома.
Остается надеяться, что предложенные изменения в свое время вступят в силу не только на Дальнем Востоке: сегодня в стране есть и другие регионы, испытывающие сходные проблемы, которые пока тоже не имеют решений…
Фото Марии Голубевой
Комментарии