Энциклопедии оживают
Учителя и родители не первый год бьют тревогу: сегодняшним детям интереснее проводить время не с книгами, а с гаджетами. Те, кто настроен радикально, предлагают решать проблему путем ограничений. Однако немало и тех, кто в мобильных телефонах и планшетах находит союзников и использует модные достижения научно-технического прогресса в качестве помощников в осуществлении образовательного процесса. Издательства начинают идти по второму пути. Компьютер и смартфон с неограниченным доступом в Глобальную паутину уже не воспринимаются как «убийцы» бумажной книги.
Обратимся к, казалось бы, совсем недавней истории. Многотомные энциклопедии были украшением книжных шкафов интеллигентных семей, способных позволить себе их покупку. Набор детских энциклопедий считался отличным подарком ребенку на день рождения. В восьмидесятых годах прошлого века издательство «Педагогика» выпустило серию книг «Энциклопедия юного… (техника, физика, химика, филолога, музыканта и т. д.)». Поколение, чье детство пришлось на вторую половину 1990‑х и самое начало 2000‑х, мечтало о толстых энциклопедиях издательства «Аванта+». В те же годы высоким спросом пользовалась серия популярных энциклопедий для детей «Все обо всем». Позже появились детские энциклопедии фэнтези, энциклопедии сенсаций, энциклопедии фокусов… Они становились все ярче и красочнее, но их тиражи измерялись уже далеко не сотнями тысяч экземпляров, как раньше. С развитием домашнего, а потом и мобильного Интернета взрослые и дети стали легко находить нужную информацию энциклопедического характера в Мировой сети. Загуглить гораздо проще, чем поискать в книге. Для подготовки же школьного доклада или реферата некоторые дети ограничиваются сведениями из «Википедии». Хоть «Википедию» и считают главной сетевой энциклопедией мира, педагоги нередко запрещают ученикам пользоваться ею при подготовке письменных работ, на этом ресурсе порой встречаются неточности и непроверенные данные. Но интересны ли нынешним детям традиционные бумажные энциклопедии?
Интересны, пусть и с оговорками. От книги новые поколения стали требовать уже больше, чем просто текст и иллюстрации. В первом десятилетии XXI века в моду вошла инфографика. Во втором десятилетии многих покорили детские энциклопедии с окошечками: отогни картинку – узнаешь любопытный факт. Героями третьего десятилетия, похоже, станут 4D-энциклопедии.
Вот уже несколько месяцев новая серия «4D-энциклопедии с дополненной реальностью» выходит в редакции «Аванта» издательства «АСТ». Первыми в ней появились книги «Космос», «Человек», «Техника», «Планета Земля», «Научные опыты и эксперименты» и «Живой мир». Их авторами стали Ксения Аниашвили, Дмитрий Кошевар, Вячеслав Ликсо, Андрей Мерников и другие опытные писатели и исследователи. Дополненная реальность – это «оживающие» иллюстрации. А «оживать» они будут, если читатель скачает на смартфон специальное приложение, после чего начнет наводить камеру гаджета на картинки в книге. Скажем, ни одна энциклопедия о космосе не может обойтись без описания планет, входящих в Солнечную систему. Здесь эта информация тоже есть, и она вполне традиционна. Однако благодаря приложению ребенок сможет не просто представить, но и своими глазами увидеть 4D-модели небесных тел, вращающихся вокруг Солнца, в соответствующем масштабе. Со следующих страниц к вам «приедет» марсоход и «прилетят» разные космические аппараты. Конечно, для того чтобы понять, как устроена та или иная техника, может быть достаточно схемы с подробным описанием, и все же 4D-анимация увлекает особо. Другие энциклопедии серии тем же путем изобразят, что находится внутри у машины, динозавра или человека и наглядно продемонстрируют, как сложные системы работают. Да еще и со звуком!
В этой наглядности и кроется главный плюс «продвинутых» энциклопедий. «Что там внутри?» – один из самых любимых детских вопросов. В каждой семье, наверное, есть своя история о том, как ребенок, оставленный наедине с телефоном, радиоприемником или другим аппаратом, решил его разобрать, чтобы понять, как он работает. После чего собрать устройство обратно уже не смог… 4D-анимация за считанные секунды разберет на винтики десятки механизмов вплоть до атомных электростанций и покажет их содержимое. Есть тут и механизмы иного характера – те, которые в отличие от телефона или приемника просто так не разберешь. Например, в энциклопедии «Человек» подробно представлено устройство глаза. В общем, ребенок получит ответы на множество вопросов – от Большого взрыва до искусственного интеллекта. А энциклопедия «Научные опыты и эксперименты» вдобавок ко всему вдохновит юного читателя на повторение представленных там опытов. И не только юного. Даже взрослому человеку наверняка захочется попробовать, воспользовавшись рекомендациями из книги, в домашних условиях превратить белую хризантему в розовую или сделать из обычной ромашки разноцветную. Между прочим, для учителей биологии, физики и химии книга станет неплохим подспорьем: отдельные эксперименты легко повторить прямо на уроке. И интерес у ребят обязательно будет.
Такие книги можно и читать, и смотреть, и слушать. Только запаха не хватает. Впрочем, в других издательствах уже вовсю печатают книги с ароматными иллюстрациями. Бумага покрывается особым лаком, так что, если потереть страницы пальцем, можно почувствовать аромат хвои, ванили, апельсина и так далее. Словом, понятие «живая книга» теперь совсем не метафора. Конечно, в определенной мере современные «навороты» отвлекают от непосредственно чтения. И все же книга, несмотря ни на что, продолжает оставаться книгой…
Книжная серия «4D-энциклопедии с дополненной реальностью». – М. : АСТ, 2020.
Станислав СЕКРЕТОВ
Комментарии