Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проекты и стратегии

От “Билета в будущее” до “Навыков мудрых” не так уж и много лет

Дата: 01 октября 2020, 11:39
Автор:

“Билет в будущее” – это проект, посвященный профессиональной ориентации школьников. “Навыки мудрых 50+” позволяют освоить новую специальность тем, кто работает уже много лет. Мы пообщались с участниками обоих проектов и выяснили, чего они ждут от обучения.

Участники проекта “Билет в будущее”. Новосибирск, 2020. Здесь и далее – фото В. Мелешко

На сайте проекта “Билет в будущее” зарегистрировано уже более 1,5 млн российских школьников. Об этом сообщила директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” Евгения Кожевникова.

“Билет в будущее” посвящён ранней профессиональной ориентации учеников 6–11-х классов школ и является частью нацпроекта “Образование”. Около 400 тысяч ребят прошли полный цикл мероприятий проекта и получили рекомендации по построению образовательной траектории.

– С начала реализации проекта, с 2018 года, мы выросли практически вдвое, – отметила Евгения Кожевникова. – В первый год у нас было около 30 регионов, в 2019 году – 60, сейчас их уже 79. Надеемся, что инфраструктурно оставшиеся 6 регионов присоединятся к проекту в ближайшее время. Мы сделали всё, чтобы школьники из всех 85 регионов страны могли получить своей “Билет в будущее”.

Евгения Кожевникова

25 сентября в Новосибирске стартовал фестиваль профессий. В течение двух недель образовательные профессиональные организации на территории всей Новосибирской области открыты для школьников региона и их родителей. Задействованы все муниципалитеты и площадки образовательных организаций области, в которых сегодняшние школьники в будущем могут примерить на себя разные профессии.

“Билет в будущее”: молодым везде у нас дорога

Мы решили поинтересоваться у самих ребят, посетивших одну из площадок фестиваля – Новосибирский архитектурно-строительный колледж, что им интересно из предложенного организаторами и почему они решили выбрать ту или иную компетенцию.

– Я заинтересовалась компетенцией “Обработка листового металла”, потому что она показалась мне интересной. Здесь нас будут учить, как сделать салфетницу, – ответила ученица 10-го класса школы №18 Новосибирска Полина Петрова. – Я зарегистрировалась на сайте, прошла тестирование, выполнила порядка 20 тестов на внимательность, усидчивость, пунктуальность, склонность к предпринимательству и так далее. После 10 тестов уже можно было понять, куда мне лучше идти и чем заниматься. И ещё я хочу сходить на “Робототехнику”. Жаль, что выбор невелик, всего три компетенции. А вообще я хочу стать медиком, хотя это не точно, может всё измениться. Ведь медицина – это же очень сложно, надо много учиться, а я боюсь, что не получится. С металлом вроде бы проще, но ненамного.

– Вчера нам рассказали о трёх пробах на компетенции, на одной из которых мы будем изготавливать салфетницу, – поделилась своими впечатлениями Алина Исламова, одноклассница Полины. – Мне показалось, что это будет красиво. А в будущем я вполне могла бы этим заниматься профессионально, это сложно и интересно. Правда, всю жизнь работать с листовым металлом всё же не готова, это очень трудно. Но работать руками – это всегда полезно. Я ещё не определилась с будущей профессией. Может быть, сегодня мне скажут, чем лучше заниматься. Потом я пойду на “роботов”, это тоже интересно. И вообще, техника развивается, нужно знать, как она работает, уметь починить.

– Я хочу попробовать себя в компетенции “Штукатурные работы”, – сказал ученик 8-го класса школы №27 Алексей Докунин. – Почему именно они? Потому что мама меня сюда записала. И я более-менее согласен. Но хочу быть не штукатуром, а архитектором, просто это тоже из области строительства и имеет какое-то отношение к будущей профессии. Моя мама работает тут же в колледже, а папа строитель, поэтому я тоже буду развиваться в том же направлении. Про другие компетенции даже не знаю. А двое моих друзей тоже выбрали штукатурное дело.

– Здесь я хочу себя попробовать в компетенции “Малярные и декоративные работы”, – призналась ученица 10-го класса школы №73 Софья Цепелева. – Правда, особого выбора у меня не было, а это вроде бы нравится. Впрочем, я не сама выбирала, учителя подсказали. Они сказали – иди, попробуй, вдруг понравится. А сама я хочу стать не маляром, а врачом. Про компетенции “Билета в будущее”, имеющие отношение к медицине, я пока не слышала, поэтому здесь взяла то, что посоветовали взрослые – так получилось. Может быть, мне и правда понравится малярное дело.

– Я буду пробовать себя в компетенции “Строительные материалы”, – сказал Кирилл Суворов, одноклассник Софьи. – На занятиях по профориентации в школе нам рассказывали об этом, мне понравилось. Но я пока не решил, кем буду. Пока просто пробую, прохожу разные испытания, тесты. Может, эта компетенция что-то подскажет, поможет. А вообще мы периодически приходим сюда, в этот колледж, нам рассказывают, как наносить шпаклёвку, делать ремонт. К сожалению, больше ни о чём не рассказывают, поэтому выбор невелик.

Студентка 3-го курса Новосибирского архитектурно-строительного колледжа (факультет Сервиса домашнего и коммунального хозяйства) поделилась своим опытом:

– Когда я сюда поступала, проекта “Билет в будущее” ещё не было, и очень жаль, потому что тогда я бы сначала прошла тестирование, а уже потом понимала, что мне нравится и к чему у меня предрасположенность, – пожаловалась девушка. – А получилось, что теперь я разочарована в профессии, думаю, сделала неправильный выбор. Уже третий курс, а до сих пор не понятно, что это такое и чем надо будет заниматься. Хорошо, что после колледжа можно будет пойти в вуз и выбрать какое-нибудь другое направление развития. Правда, какое именно – я ещё не решила.

“Навыки мудрых”: не бояться и делать то, что нравится

В это же время на других площадках проходили испытания совсем другого рода. Здесь состязались в профессиональном мастерстве финалисты III Национального чемпионата “Навыки мудрых”. Как мы уже писали, он впервые проводится в дистанционном режиме, но участникам от этого не легче: приходилось показывать своё мастерство перед экраном монитора, защищая проект под чутким взором видеокамер.

Любопытно, что среди финалистов были и педагоги, которые, проработав много лет в системе образования, решили освоить новую специальность, пройдя обучение в рамках проекта “Навыки мудрых 50+”. Что подтолкнуло их на столь решительный шаг?

– В этом колледже я работаю более 25 лет, а веб-дизайном решила заняться потому, что сегодня педагогу нашего профиля трудно обойтись без ИКТ, – пояснила преподаватель химии и биологии Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники Татьяна Зырянова. – Есть много справочных материалов и разных сайтов, созданных для студентов, но всегда хочется предложить им не то, что уже разработано кем-то, а то, что ты сама для них придумала, хочется, чтобы было всё понятно и интересно. В декабре прошлого года у нас здесь были организованы курсы по веб-дизайну. Я сначала подумала, что не потяну, ведь я биолог и химик, а не информатик и программист. Но попробовала – и мне очень понравилось! Всё так доходчиво. А потом мне предложили поучаствовать в чемпионате WorldSkills, и я с декабря плотно готовилась, а все коллеги и администрация колледжа мне помогали, за что им огромное спасибо! Да, сейчас я вижу, что делаю ошибки из-за того, что нервничаю, но всё равно стараюсь и надеюсь на победу, как и все участники. Хорошо, что есть “Навыки мудрых”, эта программа помогает людям избежать профессионального выгорания, даёт массу новых знаний и положительных эмоций, позволяет поверить в себя.

Как отметила Татьяна Евгеньевна, на курсы она пошла, чтобы стать более профессиональным преподавателем.

Хорошо, когда учитель может пользоваться PowerPoint, но если создано очень много материалов, куда их девать? И вот тут возникает необходимость создать свой собственный интернет-ресурс. Пока свой сайт она делает для внутреннего использования, для своих студентов. Но в перспективе можно будет предложить его всем, кто интересуется химией и биологией.

– Сразу скажу, что у меня никогда и в мыслях не было уйти из системы образования, освоив новые навыки! – категорично заявила она. – Всё-таки научиться делать сайты – это далеко не всё, что требуется от человека на сегодняшний день, конкуренция здесь очень высокая, и свои услуги тут предлагают профессиональные программисты, мне с ними вряд ли можно соревноваться. А вот непосредственно для себя и своего предмета новые навыки очень даже полезны. Детям стало интереснее учиться, проще и легче овладевать предметом. Если бы я научилась всему этому раньше, было бы ещё лучше. Но лучше поздно, чем никогда. Я и своим коллегам об этом постоянно говорю.

Преподаватель русского языка и литературы Новосибирского торгово-экономического колледжа Ирина Цыганова работает в системе среднего профессионального образования более 30 лет, а теперь решила заняться предпринимательством без отрыва от производства.

Ирина Цыганова

– Я хочу заниматься репетиторством вполне официально, как индивидуальный предприниматель, чтобы всё было исключительно по закону и в белую, – объяснила она. – Бизнес-концепция моего проекта сложилась довольно удачно, это многофункциональное пространство со многими образовательными технологиями, мастер-классами и так далее. Задача – помочь слушателям самореализоваться и овладеть практическими навыками. Я знаю, очень многие мои коллеги и без того занимаются репетиторством, но мне хотелось бы работать на новом уровне, когда ты получаешь не только деньги, но и практический опыт, плюс стимул для роста в профессии. Сначала я прошла обучение “Навыки мудрых 50+”, учили предпринимательству, маркетингу. Потом, когда мы удачно сдали экзамен, нам предложили поучаствовать в областном проекте. Мы сначала восприняли это как очередное испытание, не думая о перспективах, но потом пришли к убеждению, что навыки ведь можно и нужно монетизировать. Особенно актуальным это стало в условиях пандемии, с переходом на удалёнку. Если уж заниматься онлайн, то надо делать это максимально эффективно и интересно.

Она также добавила, но не планирует оставлять основное место работы и полностью переходить на репетиторство.

– Хочется совместить одно с другим, в свободное от работы время, как говорится, – заверила педагог. – Да, вы удивитесь, но оно у меня есть, более того, возможно, именно это стало “навыком мудрых”, потому что теперь я не гонюсь за часами, как раньше, а беру ровно столько, сколько могу добросовестно подготовить и вести с наслаждением, без надрыва. А деньги зарабатывать можно как раз репетиторством. Хорошо, что мои коллеги относятся к этому с полным пониманием. Они тоже репетиторствуют, но были поражены моей смелостью, решимостью, потому что свой легализовать свой дополнительный заработок осмелится далеко не каждый.

Несколько иная мотивация у преподавателя английского языка Новосибирского торгово-экономического колледжа, заведующей кафедрой общеобразовательных дисциплин Елены Васильевны Мухтаровой. Имея за плечами тридцатилетний стаж, она всерьёз задумалась, чем будет заниматься на пенсии, которая не за горами.

Елена Мухтарова

– Чего греха таить, все мы знаем, что на одну лишь пенсию в нашей стране прожить довольно сложно, – посетовала она. – Поэтому возникла идея перестраховаться и придумать какое-нибудь дело, которое в будущем могло бы кормить и после ухода из колледжа. Этим делом я для себя выбрала создание зоогостиницы для домашних животных. Можно было бы, конечно, как и многие мои коллеги по всей стране, преподавать до последнего, даже находясь на пенсии, но, признаюсь, этот сценарий пахнет дымом профессионального выгорания, чего не хотелось бы. И вообще, надо признать, что отношение к педагогам и к качеству образования у нас в обществе за последние годы сильно изменилось, причём не в лучшую сторону. Всё это создаёт дискомфорт и мешает работать. А если нет возможности изменить систему и поменяться самой, надо перейти в другую сферу и выбрать себе дело, которое бы нравилось и приносило доход. Я сама собачница, у меня пять собак, и я очень хорошо знаю, каково приходится людям, которым надо куда-либо уехать, а домашних питомцев не на кого оставить. Хорошо, что за последние годы хоть к собакам отношение изменилось к лучшему, от чисто утилитарного и потребительского к эмоциональному. В этом мы, действительно, чем-то стали напоминать цивилизованные страны. И гостиницы для собак у нас теперь тоже должны начать появляться.

В общем, если вы, проработав в школе или колледже решили что-то поменять в своей жизни, не переживайте и не стесняйтесь: проект “Навыки мудрых” сегодня помогает всем, и не только нем, кому 50+. Главное – не бояться и делать то, что вам нравится.


Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt