Обучение в старших классах всегда связано с особыми надеждами на безошибочный выбор будущей профессии и успешное продолжение образования в высшей школе. С этой целью Департаментом образования и науки города Москвы был инициирован проект «Школа старшеклассников».
Это единое образовательное пространство, объединяющее различные направления обучения, стало доступным нашим старшеклассникам в прошедшем учебном году.
Открытию предшествовала полная модернизация учебного пространства. Начиная с современного дизайна учебных кабинетов, рекреаций и заканчивая лабораторно-исследовательскими комплексами, все было нацелено на то, чтобы ученики с интересом занимались выбранным направлением, чувствовали свой особый статус и ответственность за результаты учебной деятельности.
Самое популярное типовое здание средней школы серии 65-426/1, именуемое в народе самолетиком, превратилось в современное образовательное пространство, полностью оборудованное для того, чтобы ученики старших классов могли в своей школе посещать занятия как в университете, например, в формате лекций и семинаров.
Вместо монолитных классов появились мобильные трансформируемые пространства, а также лаборатории площадью более 100 кв. м, с мобильными перегородками. С их помощью можно делить помещение на две-три части и создавать мини-классы. То есть здесь нет надоевших узких темных коридоров, каждый этаж превратился в настоящий open space.
Зачем все это? Затем, чтобы стереть границы между школой и высшим учебным заведением. То есть дети уже в школе должны привыкать к той среде, которая будет их окружать в вузе. Это возможно благодаря тесному сотрудничеству с высшими учебными заведениями. Получается, что можно «примерить на себя» будущую профессию и понять, твое ли это дело жизни.
По сути это мощнейший проект, в рамках которого реализуется предпрофессиональное образование, только здесь все собрано под одной крышей, в одном месте. Это потрясающая возможность для школьника получать конвергентное образование, в котором стирается грань между науками. К примеру, ребята из инженерного класса могут работать над совместными проектами с теми, кто выбрал биохимическую направленность, а затем направлять их для участия в престижных конкурсах и конференциях разного уровня.
Кстати, о классах. В прошедшем учебном году мы участвовали сразу в нескольких городских предпрофессиональных образовательных проектах: «Инженерный класс», «Медиакласс», «Предпринимательский класс», «Академический класс», а также «Математическая вертикаль плюс». На будущий год у нас уже сформирован десятый «ИТ-класс».
Выбрав определенное направление, старшеклассники получают возможность работать в различных лабораториях: инженерной, химико-биологической, а также в «Робоклассе» и медиацентре. Эффективность работы в лабораториях «Школы старшеклассников» подтверждается не только учебными результатами, но и успешным участием в открытых городских научно-практических конференциях «Наука для жизни», «Инженеры будущего», «Старт в медицину», «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» и научно-практических конференциях, проводимых вузами-партнерами, где наши старшеклассники стали призерами и победителями.
О возможностях нашего лабораторного оборудования мы стараемся рассказывать всем. Например, для наших учеников, их родителей и ребят из других школ города был организован квест «Наука рядом». Так, участники познавательного квеста в лаборатории академического класса проводили опыты, связанные с подбором концентрации мыльного раствора, безопасного для кожи и сохраняющего заявленные свойства мыла. В инженерной практике участников квеста интересовали экологические проблемы, например связь потепления климата и уменьшения плотности морской воды с загрязнением Мирового океана.
Кстати, наши лаборатории «Академический класс в московской школе» и «Робокласса» стали призерами городского конкурса «Лучшая модель эффективного использования учебно-лабораторного оборудования».
Проект «Школа старшеклассников» позволяет каждому проявить себя, развить свои таланты и занять активную жизненную позицию.
Работа в такой современной школе – большая ответственность для педагогов. В предпрофессиональном образовании работают только те, кто показал высокий или экспертный уровни по итогам специального тренинга, а также учителя, прошедшие повышение квалификации по программам вузов – партнеров проектов предпрофессионального образования.
Елена ГОНЧАРОВА, учитель математики школы №17
Комментарии