В школе №2009 третий год реализуется проект инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра. Равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения стал возможным благодаря тому, что эта самая инклюзия зародилась прежде всего в сознании директора школы, администрации, учителей и всех участников образовательного процесса. Появление особого ребенка в общеобразовательном классе школы воспринимается не как трудность или помеха, а как новая педагогическая цель.
Сейчас в проекте 19 учеников начальных классов с разными образовательными уровнями. Работают учителя по программе «Ресурсный класс». Что это такое? По сути, кабинет, отдельная зона в здании школы, где ребята «добирают» то, что не смогли или не успели на обычном уроке, а также учатся справляться с особенностями поведения, чтобы максимально включаться в процесс общего образования.Все дети – ученики регулярных классов, живут обычной школьной жизнью не только на уроках, но и на переменах, в столовой, в библиотеке. Праздники, конкурсы, экскурсии – участвуют во всем. Для школьников, которые пока посещают не все уроки в общеобразовательных классах, есть так называемые фронтальные занятия в ресурсной зоне. У каждого ребенка свое индивидуальное расписание, в котором есть место и общеобразовательным дисциплинам, и коррекционным занятиям, и даже дополнительным кружкам. «Домоводство» – один из них, полностью адаптирован для учащихся с расстройствами аутистического спектра. Детям очень нравится. Также с удовольствием ходят они на кружки «Умные движения» и «Музыкальная терапия». С особыми детьми в школе №2009 работают 16 педагогов-тьюторов со специальным высшим образованием. Они всегда рядом во время обычных уроков, а также проводят индивидуальные занятия в ресурсной зоне. Дети растут, и запрос на создание специальных образовательных условий в средней и старшей школе становится все более очевидным. Естественно, родителям очень хочется, чтобы при переходе на новую ступень образования их дети могли и дальше рассчитывать на необходимые им специальные образовательные условия. Например, для качественного и полноценного образования детей, обучающихся по программе VIII вида (дети с нарушениями интеллекта), в средней школе очень важно организовать хорошо оборудованные мастерские, расширить профподготовку такими направлениями, как кулинарное дело, рабочий зеленого хозяйства, швейное дело, столярное дело. Кроме того, многие дети с аутизмом очень хорошо осваивают язык программирования на том или ином уровне. Есть дети, которые прекрасно поют, и при должной поддержке это могло бы стать их профессиональной деятельностью, а значит, необходимы музыкальная и театральной студии. Все это очень важные шаги на пути к самостоятельной жизни особых детей и их социализации в обществе.
Комментарии