Нам нужен методический аудит в образовательных учреждениях, чтобы оценить, как на самом деле работают педагоги, какие есть достижения в технологиях, какие наблюдаются недоработки и огрехи. Но для того чтобы проводить такой аудит, на который, к слову, пока нет у методистов никакого законного основания, нужно многое сделать для улучшения работы самой методической службы в современных социально-экономических условиях.
Те документы, которые определяют статус, формы и виды методических служб, безнадежно устарели, ну не может документ, принятый в 1985 году, определять сегодняшнее содержание методической работы. Поэтому нужны и нужны срочно новые Положения о методических кабинетах и центрах вообще, о методическом кабинете образовательного учреждения и муниципальном методическом центре (кабинете в частности), архинеобходимо заняться утверждением Типовых штатов муниципальных методических служб, разграничением их полномочий и полномочий органов управления образованием. Без этого и в дальнейшем методистов будут заставлять выполнять обязанности специалистов по охране прав детства, кадровой работе, охране труда и техники безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а на ставках методистов станут числиться те, кто к ним никак не относится, например, секретари аттестационных комиссий. Пока не будут утверждены тарифно-квалификационные характеристики специалистов муниципальных методических служб, Типовые учредительные договора и договора об оказании услуг методическим службам образовательных учреждений, методисты не смогут работать нормально.
Школы компьютеризуют, обеспечивают современными техническими средствами, комплектуют для них медиатеки, при этом о методических службах никто не замолвил даже слова, никто не позаботился о включении муниципальных служб в федеральную целевую программу компьютеризации образовательных учреждений. На методистов всегда не хватает должных средств, хотя принципиально важно дать методслужбам средства на приобретение не только техники, но и научно-методической литературы, подписку на педагогические издания (нонсенс, когда методист не читает «Учительскую газету», публикующую важные документы по модернизации образования, обобщающую опыт регионов и т.д.). Кроме того, методист должен создавать и распространять научно-методическую литературу – на это сегодня у методических служб тоже нет средств. Однако и заработать внебюджетные средства у них нет возможности, поскольку нет на этот счет никаких рекомендаций и правовых основ.
Информация к размышлению
В Российской Федерации работают методические службы, созданные по самым различным моделям:
– городские районные методические кабинеты органов управления образованием;
– муниципальные научно-методические, информационно-методические, инновационно-методические, муниципальные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования.
Закон Брянской области «Об образовании» разрешает открывать методические кабинеты и центры в системе дополнительного профессионального образования по решению органов местного самоуправления в районах и городах области.
В некоторых городах и районах Московской, Новгородской, Архангельской, Брянской, Ленинградской, Магаданской, Омской, Орловской, Саратовской областей, республик Мордовия, Башкортостан, Удмуртия отделы (сектора) методической работы включены в структуры аппаратов муниципальных органов управления образованием.
Создавая ту или иную методическую службу, субъекты Федерации очень часто принимают свои локальные акты, позволяющие использовать ту или иную модель. Например, в Нижегородской области принято Положение об аттестации руководителей, методистов, в Курганской области – Примерные должностные инструкции руководителей, специалистов, Положения о городском экспертном совете при инновационно-методическом центре (г. Курган), Номенклатура дел методического кабинета (г. Чебоксары).
Комментарии