search
main
0

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ ДРАМАТУРГИИ

Предмет и содержание искусства. Форма. Образ

Как воду нельзя перенести без сосуда, так и содержание нельзя передать без формы. Форма – средство для выражения содержания, одно из основных отличий сценария от пьесы. Образ – это всегда воображаемый вариант действительности, переведенный на язык искусства (ноты, холст, пластика, слово и т.д.). От художника (переводчика) зависит, как будет передана нам эта действительность. При создании образа художник должен учитывать, что читатель, слушатель, зритель соучаствуют в создании конечного образа. Эту особенность психики человека Ю.Айхенвальд выразил парадоксальной на первый взгляд мыслью, что быть Шекспиром и читать Шекспира – явления, бесконечно разнящиеся по степени, но совершенно одинаковые по природе. То есть каждый читатель воспринимает произведение индивидуально, как бы заново. И в каждом отдельном случае уровень гениальности Шекспира как бы соответствует интеллекту и уровню восприятия читателя.

Драматическое действие. Драматизм

Сценарная драматургия – особый специфический вид драматургии. (При этом оговоримся, что в течение всего семинара речь у нас будет идти о сценариях различных клубных и школьных мероприятий). В драматургии действуют общелитературные законы, законы живописи, музыки, хореографии, архитектуры, так как она использует эти виды искусства для создания собственного произведения. Особенность сценарной драматургии в том, что в ней могут отличаться некоторые принципы создания художественного образа, могут быть особые временно-пространственные построения. Ее отличительной чертой является также широкое использование приемов монтажа художественных и нехудожественных форм, таких, как информация, кинофотодокументы и т.п.

Важнейший элемент в драме – действие, оно и только оно есть его единственное художественное средство. Драматическое действие предполагает наличие противоречия, а в нем непреложно должны присутствовать драматизм и конфликт.

В основе драматизма лежит подавление свободы воли; максимальное подавление свободы есть смерть насильственная. Драматичны старость и неизбежность умирания. Природные катаклизмы драматичны только тогда, когда при этом погибают люди. В комедии герой, подавляющий свободу других, сам оказывается подавленным, и именно этот факт вызывает комический эффект. Борьба за свободу воли есть обратная сторона драматической борьбы, и в этой борьбе проявляется закон вечной смены старого новым. В глобальном смысле в ней отражается действие основных законов бытия: диалектического закона отрицания отрицания и закона единства и борьбы противоположностей.

Тема. Идея

Пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Тема – проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это – зерно идеи. Н.В.Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.

Идея – это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения – это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной. Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведения, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произведению обращаются вновь. Выдержали более трех тысячелетий идеи, заложенные древними авторами Египта, Греции, Китая и др. Существуют идеи перспективные и не имеющие развития. Есть идеи, которые временно теряют свою актуальность и как бы замирают в историческом небытии, а затем оживают заново. Так, в связи с появлением в России центробежных сил весьма современными становятся идеи “Слова о полку Игореве”. Идеи бывают субъективного характера и объективного. Субъективная идея проверяется объективными закономерностями. Бывают случаи, когда автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим, так как первоначальная идея либо незначительна, либо ложна и не выдерживает проверки объективной закономерностью, то есть жизнью. (Подобная метаморфоза идеи произошла в романе Л.Толстого “Анна Каренина”). Иногда появляются произведения с ложной идеей, они появляются чаще всего в несвободных обществах. Ложной идее, как правило, сопутствует ложная форма. Идеи, как и темы, бывают главные и побочные. В подлинном произведении происходит борьба идей, в ходе которой главная идея либо побеждает, либо погибает, если она была ложна.

Действие. Конфликт. Сюжет. Фабула. Интрига

Действие – существо драматургии, единственная форма развертывания темы, утверждения идеи самым наглядным, естественным образом, а не декларативными схемами. Важнейшая цель сценариста – развивать действенную, а значит, художественную сторону драматургии, избегать декларативности, ибо она убивает идею. Даже описания в драме, а тем более в сценарии, должны двигать действие, иначе они не нужны. Действие – главное средство развития темы в идею. Художественная идея всегда бывает выражена в образе. Образы могут быть полярны и неполярны, но действие всенепременно расставляет их на противоборствующие позиции. Конфликт знаменует собой высшую ступень проявления драматических противоречий. Конфликт развивается как путем противоречий внутренних (психологических), так и путем противоречий внешних. Чтобы развернуть конфликт, необходимо придумать сюжет.

Сюжет – это всякого рода связи между действующими лицами, взятые в их развитии. Другими словами – это история роста и становления характеров. Раскрытие сути человека возможно только тогда, когда он совершает поступок. Каждый поступок в драматургическом произведении – событие. Цепь событий есть фабула, которая конкретизирует конфликт через конкретизацию сюжета. Хотя сюжет является формой конкретизации, сам он не может быть конкретизирован без фабулы или интриги. А интрига – это цепь событий, совершаемых персонажами.

Элементы (структура) драматического действия

1. Пролог – в современных пьесах используется редко, в сценарной драматургии – повсеместно.

2. Экспозиция – изображение обстоятельств действия и взаимоотношений между персонажами произведения в том виде, в каком они сложились к началу действия. Иногда экспозиция действия растягивается на целый акт, иногда она “растворяется” в действии, но всегда присутствует.

3. Завязка – момент выявления (вскрытия) исходного противоречия пьесы (сценария). Иногда завязка начинается с первой фразы (Н.В.Гоголь “Ревизор”).

4. Действие (его развитие, нарастание напряженности).

5. Кульминация – высшая точка борьбы.

6. Катастрофа или перелом. Катастрофа – это крушение героя, и редкий автор отказывается от этого элемента.

7. Развязка – окончательное разрешение противоречий. Есть три формы разрешения противоречий:

– противоречия остаются неразрешенными (“Ревизор”);

– примирение противоречий – это всегда комедийное разрешение конфликта;

– снятие противоречий в случае гибели или устранения (изгнание, заточение) героя, т.е. вывод его из борьбы, это – трагическая форма развязки.

Литература:

Сахновский-Панкеев В. Драма. – А.: Искусство, 1969.

Хализев В. Драма как род искусства. – М.: МГУ, 1986.

Холодов Е. Композиция драмы. – М.: Искусство, 1957.

Волькенштейн В. Драматургия. – М.: Сов. писатель, 1960.

Лоусон Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. /Пер. с англ. – М.: Искусство, 1960.

Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991, С.128-144, 190-214, 270-302.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 183-184, 471-472.

Литвинцева Г. Сценарное мастерство. – М.: 1980.

Задание #1.

Проведите анализ элементов драматургического действия одной из пьес русской или зарубежной драматургии или сценария (сценарии обязательно прилагаются).

Домашние задания желательно направлять не позднее двух месяцев со дня публикации по адресу: 113114, Москва, ул.Дербеневская, д.16, ВЦХТ, издательский отдел. Объем домашнего задания – не более пяти страниц (обязательно машинописных).

Заявление о приеме, заявки на учебно-методические пособия и переводы направляйте во Всероссийский Центр художественного творчества ВЦХТ. (Условия см. в “УГ” # 1 от 12 января 1999 г.).

Олег ТОЛЧЕНОВ

Авторский семинар

Литературно-музыкальная композиция

1. Основа создания композиции – монтажный метод мышления

Начнем с терминологии. Нередко путают понятия “композиция” и “компиляция”, “монтаж”, “коллаж”. Однако разница между ними существенная и очень важна для сценариста.

Композиция литературно-музыкальная – это монтаж (соединение) разножанровых произведений литературы и искусства, объединенных темой и идеей.

Компиляция – произвольное, бездумное соединение произведений разнофактурного материала, не образующее единого художественно-смыслового целого.

Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала. “При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества” (М. Ромм). Это искусство особого рода.

Коллаж – технический прием, игра с материальной формой, использование неожиданных материалов с целью дезориентации, нарушения логики и порядка.

Монтажно мыслить – это значит обладать способностью анализировать и синтезировать, то есть уметь разъять произведение на части и объединять части в единое целое с целью создания качественно нового произведения. Монтировать не значит просто соединять. Это значит выявлять суть, смысл, причинность явлений и их связей. Это особый процесс познания мира.

Монтаж есть в литературе и искусстве. Объяснил и оригинально применил монтаж в кинематографе С. Эйзенштейн, а в театре – В. Мейерхольд. Существуют следующие виды монтажа: контрастный, в основе которого противопоставление; параллельный, в основе его – сопоставление; линейный, в основе – последовательность, логика.

Контрастный монтаж:

“Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…” (А. Пушкин)

Параллельный монтаж:

“Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели…” (Н. Некрасов)

Линейный монтаж:

“Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…” (Ф. Тютчев).

В результате монтажа строк у каждого возникает свой образ – в зависимости от интеллектуального, эмоционального, жизненного запаса, а также от способности к образному восприятию.

2. Драматургия литературно-музыкальной композиции

Для театральной драматургии конфликтность возникает в результате действия и противодействия противоборствующих сил. В композиции монтажное сопоставление различных произведений, частей образует драматургический диалог тем и обобщенных образов. Диалогичность эта несет черты конфликта, являясь действенным фактором монтажной структуры. Множество тем и событий в композиции сливаются, образуя как бы мозаику.

Если в театральной драматургии происходит поступательное движение событий, они “вытягиваются по прямой”, то в композиции они выстраиваются скорее “по спирали”, где каждая “монтажная единица” – ее самостоятельное кольцо. Одновременно они устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спирали, то есть к основной смысловой кульминации сценария. Такое построение напоминает драматургию музыкального произведения. Многоплановость, многоголосие тем и мотивов создают некую партитуру, подобно музыкальной. Близко построение композиции и поэтическому произведению с его раскованностью действия во времени и пространстве.

С помощью монтажа можно выстроить композицию ритмически: замедлить, ускорить и т.д. Таким образом, через монтаж выражаются и особенность конфликта в композиции, и специфика образа, и ритм, и авторская мысль.

Толчком к созданию композиции должно послужить открытие, добытое самостоятельным исследованием художественного и документального материала. Но часто бывает так, что сценарист берет готовую, уже разработанную тему из книги или пособия и раскладывает текст на исполнителей: ведущего, чтецов, а иногда и на “самого Пушкина”. Даже если автор добавляет какие-то другие стихи или факты биографии, они только дополняют тему, а не являются ступеньками лестницы, ведущей к постижению идейно-художественного смысла композиции. В этом случае ни для сценариста, ни для зрителей нет никакой пищи для ума и сердца, это только знакомый, пройденный материал для школьников, своеобразное дублирование урока.

Вопросы режиссуры не входят в наши задачи, но несколько общих моментов следует сказать. При постановке композиции нет “четвертой стены”, то есть это эстрадная подача – на зрителя – открытая, прямое обращение к нему. Манера исполнения может быть чтецкой или чтецко-актерской, но без перевоплощения в образ. Исполнитель говорит от имени героя, персонажа. Вот почему не следует в композиции “наряжаться под Пушкина”, “делать вид, что он пишет” и т.п. Желательно избегать декларативности и пафоса, меньше обращать внимания на внешнюю сторону, больше – на внутренний путь, состояние лирического “я”. Необходимы условное оформление сцены, графическая четкость, ассоциативность, символика, отсутствие бытовизма и натурализма.

Литература:

Яхонтов В. Театр одного актера. Гос. издательство “Искусство”, М., 1958.

Катышева Д.Н. Литературный монтаж. Изд-во “Сов. Россия”, М., 1973.

Катышева Д.Н. Литературный театр. Изд-во. “Сов. Россия”, М., 1982.

Задание # 2

Пришлите творческую заявку, описание замысла, сценарный план или сценарий литературно-музыкальной композиции.

Галина ЛИТВИНЦЕВА,

заслуженный работник культуры России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте