search
main
0

Основной инстинкт. Психологический подход к учебе в системе СПО

Человек – дитя природы. Это подтверждается нашими инстинктами, которые делятся на приобретенные и врожденные. Первые формируются в процессе жизни человека. Они могут затухать, ослабевать или вовсе исчезать. Вторые наследуются и остаются неизменными в течение многих веков, поэтому их иногда называют конституционными.

В психологической науке выделяют около сотни врожденных общечеловеческих влечений и побуждений. Исследование Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, в котором использовались наблюдения за поведением студентов профессиональных училищ и колледжей в различных условиях и ситуациях, позволило выявить ряд совершенно или почти неизученных неосознаваемых психологических влечений и тенденций, влияющих на учебу и поведение студентов.

Андрагогическая или наставническая потребность. Это стремление человека обучать, развивать и воспитывать тех, кто в чем-то ниже: в опыте, умениях, знаниях. В средних специальных учебных заведениях эта потребность у студентов проявляется во взаимных требованиях друг к другу и взаимопомощи, например, в учебе. Но иногда ее проявление может носить и асоциальный характер в виде «дедовщины».

Потребность в сравнении, сопоставлении себя с окружающими.

Оценочная – желание оценивать других людей и быть самому оцененным.

Эвристическая – тяга к разгадкам различных головоломок: кроссвордов, ребусов, шарад.

Виртуальная или мистическая – стремление к нереальному, вымышленному, сказочному, фантастическому.

Монументалистская – желание оставить какой-либо след после себя, что проявляется даже в надписях на стенах типа «Здесь был Вася».

Прогностическая – намерение узнать, что произойдет или будет происходить в будущем.

Ностальгическая – тяга к прошлому, пройденному, пережитому.

Укрывательская – стремление скрывать от окружающих те действия, мысли и намерения, которые противоречат общепринятым нормам. Эта потребность является антиподом демонстрационной.

Ритмическая – склонность к повторяемости.

Манипуляционная – потребность манипулировать (работать с какими-либо предметами) руками, кистями, пальцами. Эта древнейшая потребность, положившая начало интеллектуальному развитию первобытного человека.

Смыслопоисковый инстинкт – попытка найти главные ориентиры или смысл жизни.

Инстинкт неповторимости – желание обрести те качества, которых нет у других.

Инстинкт землячества – намерение группироваться, кооперироваться, сотрудничать с земляками.

Инстинкт гигантомании – тяга ко всему большому, объемному, высотному и высокому.

Социовалеологический инстинкт – забота о здоровье социума.

Центростремительский – стремление попасть в более крупное и максимально урбанизированное населенное место. Эта потребность является движителем миграционных процессов, люди из деревни пытаются уехать в райцентр или город, из города в – столицу, из – Азии в Европу.

Интимозапретительский.

Синергетический – стремление к самоорганизации.

Вышеперечисленные тенденции, как и другие врожденные человеческие влечения, являются мощным мотивационным началом, побуждающим молодых людей к деятельности. Следовательно, на их основе можно строить работу по стимулированию учебной активности студентов или формулировать у них социально ценное поведение.

К этим потребностям, уже известным науке, мы добавили основные блоки неосознаваемых тенденций-влечений: потребности жизнеобеспечения, преобразования, развития, познавательные потребности, социально-психологические и эмоциональные потребности. Эти группы состоят из множества инстинктов и потребностей.

У большинства выделенных тенденций-влечений существует свой антипод. Другими словами, диаметрально противоположная потребность. Это свойство было обнаружено еще Фрейдом. Как известно, он выделял две большие взаимоисключающие группы влечений: влечение к жизни и влечение к смерти. Если сильно возбуждена какая-то прямая потребность, то повышается вероятность столь же сильного пробуждения обратной. Зная это свойство, легко объяснить многие кажущиеся парадоксальными психологические явления. Например, Стокгольмский синдром, когда освобожденные из рук террористов заложники начинают неожиданно защищать своих обидчиков. В данном случае у заложников инстинкт мести настолько сильно и долго находился в состоянии возбуждения, что перешел в обратное влечение – инстинкт прощения и милосердия.

В судебно-правовой практике работники нередко сталкиваются с таким явлением: если у мужчины сильно возбужден инстинкт воспроизводства себе подобных (репродуктивный), то тут же следом у него может актуализироваться и садистский инстинкт – желание уничтожить себе подобных.

Многие люди, в том числе педагоги, порой удивляются, почему когда делаешь человеку много добра, то у него иногда вместо благодарности вдруг проявляется противоположное отношение.

У каждого влечения существует своя глубина. Одни «лежат» на поверхности, а для пробуждения, активизации других требуются значительные внешние воздействия. У каждого влечения существует энергетическая и векторная составляющие. Инстинкты обладают свойством «живучести». Одни по мере удовлетворения угасают навсегда, другие усиливаются, а у третьих энергетический потенциал остается на постоянном уровне. Одно и то же влечение может быть ориентировано как на внешние объекты, так и на самого человека. Одни из них бывают простыми, другие – сложными, образованными несколькими простыми.

Выявленные и обобщенные врожденные потребности и влечения, как было сказано выше, можно использовать для практического применения в учебно-воспитательной деятельности.

Большинство врожденных потребностей, за исключением потребностей жизнеобеспечения или таких сильных социально-психологических, как конкурентная, демонстрационная и сравнительская, находятся у человека в дремлющем или полудремлющем состоянии либо ориентированы не на ту деятельность, какая наиболее полезна в данный момент. Например, студенты зачастую конкурируют между собой не в учебе, а в приобретении и демонстрации каких-то вещей. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы пробудить у них нужные потребности и увязать их с учебной деятельностью либо переориентировать на учебу уже разбуженные инстинкты.

Вот несколько примеров.

Конкурентную потребность можно пробудить или переориентировать на учебную деятельность путем организации межгрупповых или межличностных соревнований между студентами. Демонстрационную – в результате регулярного опроса студентов перед значимой для них группой, аудиторией. Сравнительскую – в процессе выставления оценок. При этом желательно сопоставлять оцениваемого с кем-то из его однокурсников. Андрагогическую – путем внедрения и организации учебного наставничества в студенческих группах. Виртуальная потребность актуализируется обычно при выполнении студентами учебных заданий с нереальным, фантастическим, сказочным содержанием. Прогностическая – при составлении каких-либо прогнозов: технических, экономических, социальных. Ностальгическая – при возвращении к давно пройденному, но некогда эмоционально насыщенному учебному материалу. Монументалистская – в результате подключения студентов к решению задач, имеющих государственное или мировое значение, но не решенных до сих пор.

Эвристическая и тренировочная потребности «выплывают» на поверхность в процессе решения или составления студентами учебно-тематических кроссвордов, ребусов, шарад. Диагностическая – при поиске неисправностей в технике. Охотничий инстинкт обычно пробуждается у человека при поиске и преследовании. Например, в ссузах радиотехнического профиля полезно организовать «охоту на лис», то есть пеленгование, поиск и преследование радиоточек. Синергетический инстинкт дает о себе знать в стихийных, неконтролируемых условиях работы группы, когда сверху назначаются лидеры и распределяются роли среди участников совместной деятельности.

Впрочем, в вопросах пробуждения и переориентации врожденных влечений студентов на учебную деятельность можно «сыграть» на любой из вышеперечисленных потребностей. Просто требуются некоторые творческие усилия.

Юрий ФИСИН, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте