search
main
Топ 10
Какой способ заставит работать мозг и улучшит память: совет не только для школьников О профилактике негативных отношений учителя и школьника рассказали в РАО В дискуссии о школьной программе по литературе камнем преткновения стал Солженицын Год педагога и наставника: Сергей Кравцов рассказал о главных образовательных событиях Учителя года получат миллион рублей: Минпросвещения предлагает ввести новую выплату День ручного письма, который отмечают 23 января, расскажет об удивительных фактах Единый стандарт одежды ввели для учителей в одной из сельских школ Саратовской области В День российского студенчества в Москве откроют научную долину МГУ На удаленке оставляют учащихся в Еврейской автономной области из-за морозов Следователи выясняют причины задержки зарплат учителям в ряде районов Дагестана Информацию о задержке зарплат учителям в Дагестане проверяют власти региона Международный день образования: история и современные дни Плюсы и минусы: может ли навредить ментальная арифметика Алексей Атапин: «Как цифровые сервисы помогают заинтересовать детей новой темой» Ректор МГУ предложил сместить фокус при приеме абитуриентов в вузы Вузы столицы откроют свои двери для всех желающих ко Дню российского студенчества Приемная кампания 2022: приоритетные направления, средние баллы ЕГЭ, рейтинг вузов по новому приему Список вузов, где можно бесплатно получить второе высшее образование в сфере искусств, стал шире В РПЦ разрабатывают курс по духовно-нравственной культуре для 1-3 классов Школьники станут изучать «Как закалялась сталь» и «Брестскую крепость»
0

Основа ораторского искусства.

Дебаты – один из интерактивных видов деятельности, для которого характерно столкновение позиций, одна из которых получает предпочтение в результате обмена аргументами. Дебаты появились в Древней Греции, в демократических Афинах, где граждане дебатировали о недостатках и преимуществах законов. В Средние века в Европе дебаты стали частью системы образования и основой для развития ораторского искусства. В наше время большое распространение дебаты получили в демократических странах. Вехой в истории дебатов стали первые телевизионные дебаты между кандидатами в президенты США Никсоном и Кеннеди в 1960 г.

Иллюстрация с сайта:  http://ec2-50-16-178-160.compute-1.amazonaws.com/sportsense/presidential/index.html

Особенности дебатов

1. Честность. Следует быть честным в поисках аргументов, которые укрепляют позицию участников дебатов.

2. Уважение. Аргументы не должны касаться личности участников дебатов, но только идей.

3. Дебатируя, учимся. Процесс дебатов имеет большее значение, чем результат.

Способность защищать противоположные точки зрения не делает человека лицемерным. Существует мнение, зачем спорить, если вы полностью уверены в своей правоте.

Дебаты развивают:

1. Умение противостоять хорошим аргументам.

2. Хорошую интеллектуальную привычку не высказывать мнение, не выслушав всех аргументов, что удерживает человека от скоропалительных выводов.

Элементы дебатов

1. Тема.

2. Утверждающая сторона.

3. Отрицающая сторона.

4. Аргументы.

5. Поддержка и доказательства.

6. Опровержение.

7. Решение судей.

Стили дебатов

Дебаты о «ценности»

Участники дебатов концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме (наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация). Дебаты носят философский, литературный характер.

Политические дебаты

Участники дебатов рассматривают практическое применение конкретной позиции (правительство должно запретить всю рекламу алкоголя и табака). Утверждающая сторона предлагает особый, очень эффективный план для достижения целей в теме. Отрицающая сторона заявляет, что: а) изменения нежелательны; б) предложенный план плох; в) предлагает свой собственный план. Дебаты основаны на практических и статистических данных, которые носят конкретный характер.

Парламентские дебаты

В основе этого стиля лежат дебаты, которые проводит британский парламент. Одна сторона – правительство, другая – оппозиция. Спикер палаты управляет ходом дебатов. Обязанность правительства – определить термины, которые употребляются в теме, между темой и определением терминов должна быть связь. Участники дебатов используют как философские, так и конкретные аргументы.

Методические рекомендации

Подготовительная работа.

Выбирается тема для дебатов. Учитель помогает понять тему учащимся.

Привлечение специалистов.

Специалист может принять участие в учебном занятии: стать одним из судей, помочь в подготовке и обсуждении дебатов.

Распределение ролей.

Класс делится на три группы: две группы станут командами – участницами дебатов, одна команда – утверждающая сторона, другая – отрицающая сторона. Число участников должно быть равным. Третья группа – судьи: председатель и его помощники. Ими могут стать учитель, специалисты, учащиеся.

Подготовка участников.

Председатель знакомит участников с регламентом, правилами проведения дебатов. Команды готовятся к дебатам: обсуждают темы дебатов и определяют аргументы в поддержку своей позиции.

Схема построения аргумента:

Аргумент а Доказательство а Поддержка

Свидетельство а Рассуждение а Вывод.

Пример:

Свидетельство: Листья желтеют и опадают. Птицы улетают на юг.

Рассуждение: Эти события связаны с приходом осени.

Вывод: Наступила осень.

Команды выстраивают свои выступления на диспуте.

Первые участники команды, открывающие выступления, говорят о позиции всей команды. Последующие участники команды излагают аргументы в поддержку позиции команды. Один ученик излагает один аргумент. Затем участники команд готовятся к опровержению аргументов противной стороны. Один участник излагает одно опровержение.

Участники дебатов: председатель и его помощники; утверждающая сторона; отрицающая сторона.

Проведение дебатов

Председатель начинает дебаты: объявляет тему, формулирует проблему и устанавливает регламент. Первый выступающий имеет в распоряжении не более трех минут. Все последующие выступающие – не более двух минут.

После высказывания аргументов в поддержку своей позиции команда начинает опровергать аргументы противника. Каждая команда имеет право на оглашение определенного количества опровержений. В конце дебатов судьи оглашают название команды – победительницы дебатов.

Подведение итогов дебатов

Судьи объясняют результаты дебатов, выделяют сильные и слабые стороны команд-участниц. Участники оценивают свое участие в дебатах в целом и в частности, что удалось, что – нет, возможности улучшения дебатов. Участники занятия говорят об эффективности и полезности этого вида деятельности.

Жанна Вершанская, учитель обществознания, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте