В этом году мы отмечаем столетие государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России. В рамках мероприятий, посвященных этому событию, Совет руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей Омской области при грантовой поддержке правительства региона и Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования провел на базе Детского оздоровительно-образовательного центра АО «Газпромнефть-ОНПЗ» им. Д.М.Карбышева выездную осеннюю школу профессионального роста для педагогических и руководящих работников. Школа прошла в формате двухдневного интенсива, что позволило участникам погрузиться в качественно новое содержание и практику дополнительного образования детей. О школе профессионального роста рассказывает координатор проекта, старший методист Городского Дворца детского (юношеского) творчества Омска, помощник председателя президиума Совета руководителей учреждений дополнительного образования детей Омской области Сергей МАЛЮТИН.
Вера БРАГИНА, ведущий специалист по информационной работе Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
– Сергей Пантелеевич, как возникла идея проведения школы?- Последние годы мы ищем внебюджетные средства для того, чтобы организовывать образовательные и методические выездные мероприятия в районы области для оказания помощи нашим коллегам. Второй год подаем заявки на получение субсидий правительства Омской области и получаем средства на реализацию различных некоммерческих проектов в сфере дополнительного образования. В этом году заявили о проведении школы профессионального развития для педагогических работников системы дополнительного образования, которая стала главным разделом нашей деятельности.- Каковы основные задачи осенней выездной школы?- Прежде всего – опробовать активные формы обучения. Каждый слушатель привез свою образовательную программу, чтобы в процессе обучения, с помощью тьюторов и коллег выявить в ней разделы, требующие изменений с позиций современных требований. Кроме того, в системе дополнительного образования региона сегодня запущен очень важный инновационный комплекс «Дополнительное образование детей – навигатор будущего», одна из его ключевых задач – наполнение единого федерального портала дополнительными общеразвивающими программами. Чтобы программа попала на этот портал, она должна соответствовать определенным требованиям. Мы в рамках школы вместе с педагогами учились тому, как привести свою образовательную программу в соответствие с экспертными требованиями.Еще нам важно было создать ситуацию интересного, полезного обучения для слушателей. Интерес (мотивацию) мы выявляли и затем обеспечивали, получая информацию из заявочных резюме педагогов – выясняли таким образом, какие образовательные потребности у них есть и какие профессиональные запросы у них сформированы. Результаты личной и групповой работы каждый мог заносить в личную «копилку» профессионального опыта, чтобы по возвращении иметь возможность поделиться знаниями и практиками с коллегами из своих организаций.- Как формировался состав участников?- Мы приглашали тех, кто трудится в организациях дополнительного образования. Причем лишь тех, кто способен и осознанно заинтересован осваивать все новое. Как я уже сказал, потенциальные участники подавали заявку, в которой помимо стандартных данных (место работы, должность и прочее) описывали свои ожидания и потребности. При этом организаторы, понимая по ответам, что именно хочет получить человек, на два дня оторвавшийся от своей привычной жизни и работы, оставляли за собой право отбирать участников (количество мест было ограничено).Организаторы школы – методисты нескольких городских УДО и члены президиума нашей общественной организации. В группу обучающихся попали руководители, заместители руководителей, педагоги дополнительного образования, методисты из десяти районов Омской области и Омска, общее количество участников осенней школы – 60 человек.- Каким образом была организована работа?- Все участники были разделены на два образовательных потока. Первый (условно мы его назвали образовательная линейка) был нацелен на освоение информационных ресурсов: учились работать с Интернетом, создавать сайт, размещать материалы с помощью различных сервисов. По нашим наблюдениям, большая часть педагогических работников испытывают потребности в овладении современными возможностями интернет-пространства, поэтому каждый участник выездной школы привез для работы свой ноутбук или планшет.Вторая образовательная линейка касалась современных требований к образовательной программе, по которой работает педагог. Суть этих требований заключается в том, что сегодня в дополнительном образовании важно не только научить ребенка петь, танцевать, заниматься техническим творчеством либо спортом. Необходимо создать условия, в которых ребенок приобретает личностные или метапредметные умения. Это, например, планирование и организация своей деятельности, способность принимать ответственные решения, готовность действовать в ситуации неопределенности, умение слышать и слушать другого, договариваться. Педагог должен понимать особенности организации образовательного и воспитательного процессов по достижению современных образовательных результатов и учитывать их в программе, при необходимости вносить необходимые изменения в ее содержание. Все это стало основой данной образовательной линейки. Во второй день группы поменялась местами, таким образом, каждый из наших участников прошел два полноценных образовательных модуля.Индивидуальные затруднения или проблемы становились объектом коллективного обсуждения и апробации практических решений. Кроме того, мы постарались выделить участников, обладающих хорошими навыками работы с цифровыми ресурсами, чтобы в дальнейшем вовлекать их в серьезные проекты, конференции, в том числе международного уровня. У нас это получилось. Надеемся, нам будет приятно и интересно друг с другом работать.- Аудитория была подготовлена к столь серьезной деятельности?- Подобные школы эффективно работают лишь в том случае, если люди осознанно приезжают учиться. Нам важно было оторвать людей от домашних забот, от повседневных будней, чтобы они могли погрузиться в серьезную мыслительную деятельность в обстановке рабочего вдохновения, эмоционального подъема, обменяться опытом в дружеской профессиональной среде. Мы понимали, что это тяжелый труд, люди реально будут уставать к концу дня, поэтому были предусмотрены паузы между разными видами деятельности, мы разнообразили формы обучения и отдыха после занятий. Предполагалось в том числе и самостоятельное изучение материала до приезда в школу. Как только сформировали группу слушателей, тотчас разослали каждому письмо с материалами в надежде, что возникшие в процессе самостоятельного изучения вопросы затем станут основой нашей совместной работы. В современной педагогике это называется перевернутый класс. К сожалению, большинство наших замечательных коллег, получив письмо, не прошли по всем ссылкам и домашнее задание почти никто не выполнил… Но это тоже своего рода опыт и повод для понимания ответственности каждого за личное профессиональное развитие. И вообще все, что происходило на выездной школе, – это ситуация, созданная для взрослых людей, когда они должны сами демонстрировать те практические навыки, которые «по долгу службы» обязаны развивать в своих воспитанниках – умения работать в малой группе, договариваться друг с другом, принимать совместные решения. Нам было важно, чтобы наши участники прожили ту ситуацию, которую должны проживать на занятиях дети, когда педагог ставит задачи формирования и развития у ребят личностных и метапредметных умений.- Как оцениваете вклад ваших партнеров, всех организаторов осенней выездной школы?- Мы с благодарностью отмечаем серьезный вклад Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования и ее председателя Евгения Федоровича Дрейлинга в осуществление этого проекта. Отрадно знать и видеть, что нашу приверженность к развитию разделяют те, кто непосредственно причастен к защите профессиональных интересов работников системы образования. Нам важны внимание и поддержка, которые уделило данной инициативе Министерство образования Омской области. Мы хотели продемонстрировать коллегам возможности, которые заключаются в активных формах обучения, показать, что эти возможности безграничны и ценны, потому что предполагают ситуации, способствующие профессиональному росту. Хочу отметить большую энергию и энтузиазм нашего лидера, председателя президиума Совета руководителей учреждений дополнительного образования детей Омской области Нины Павловны Разумовой. Известный в нашем городе и в регионе человек многое делает для того, чтобы совет директоров развивался, приносил максимальную пользу нашей системе дополнительного образования.
Эффективность школы участники оценили как «разрыв мозга». Мы этого и хотели, понимая, что научить взрослого учиться так же важно, как и ребенка…
Комментарии