Цветовое сочетание ясного голубого неба, ярко-желтых листьев и серого асфальта всегда нравилось Тане. Нравилось идти осенним погожим утром в школу, наблюдая за этой тихой красотой, чувствовать на лице бодрящее прикосновение прохладного воздуха. А вот когда кончались солнечные деньки бабьего лета, на душе всегда становилось тоскливо. Неприятный ветер в лицо, да еще с неожиданным крупным снегом вместо дождевых капель, нелепый под этим снегом зонт над головой, норовящий улететь от своей хозяйки… Еще одно унылое осеннее утро, и снова все та же дорога… По этой дороге Таня, Татьяна Петровна, ежедневно ходит в школу уже пятнадцать лет.
Подруги-однокурсницы после института за эти годы как будто прожили несколько ярких жизней. Выходили замуж, разводились, снова находили мужей, рожали детей, меняли места работы, переезжали в другие города. Одна подруга даже в Швецию жить уехала. А для Татьяны жизнь словно остановилась, и эта дорога, по которой она идет каждое утро, кажется ей очень долгой и неизменной; нет ничего за ее пределами, словно проложена эта дорога в пустыне; и впереди тоже не ждет ничего, кроме конечного пункта пути – школы.
Как случилось, что пятнадцать лет жизни пролетели незаметно, невесомо, под конец все больше и больше убыстряя свой полет, как эти осенние листья? Первые пять лет после института Таня жила только работой: было приятно чувствовать себя взрослой, вести уроки, устанавливать взаимоотношения с детьми – незнакомым, пока непонятным и интересным народцем. Потом она обратила внимание на то, что подруги озабочены ее одинокой женской судьбой: они настойчиво предлагали Тане познакомиться то с одним, то с другим знакомым им холостяком, каждые выходные организовывали ей свидание вслепую с различными кандидатами в мужья. Но Тане те мужчины, с которыми она знакомилась, не нравились, а те, кто нравился, оказалось, за эти пять лет успели жениться… Она все откладывала и откладывала на потом устройство своей личной жизни, утешала себя примерами из любимых фильмов: учительница Надя из «Иронии судьбы» вышла замуж после 30 лет, а героиня «Служебного романа» была еще старше… А годы шли…
Теперь, когда ей уже тридцать семь, можно сказать определенно, на девяносто девять сотых (Таня преподавала математику), что замуж ей уже не выйти и тем более ребенка не родить: время, отпущенное для этого природой, ушло. По-другому смотрела теперь учительница математики на детей в своих классах. Прикидывала: вот такой была бы сейчас моя дочка, если бы 11 лет назад… А этот 14-летний парень мог бы быть моим сыном, таким взрослым, умным, самостоятельным… В начале каждой новой осени печальные размышления усугублялись то ли тем, что любимые школяры за лето подрастали, менялись, то ли просто плохой погодой… А нынешней осенью состояние Татьяны Петровны и вовсе близко к постоянной депрессии. Коллеги обращают внимание на то, что эта обычно спокойная, ладящая с детьми и коллективом, дружелюбная учительница замкнулась, словно по принуждению ведет уроки, ей неинтересно почти все происходящее в школьной жизни. Как ей сладить с печальными мыслями? Как справиться со своим настроением? Может быть, если она сумеет это сделать, изменится и ее жизнь?..
Комментарий психолога
Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета:
– Не сложилась жизнь. Не сложилась так, как хотелось. Одиночество или покинутость… Или есть муж, но «не такой»… Или дети не радуют… Причин может быть много. А результат один – плохое настроение, едва сдерживаемые слезы, ощущение, что дошла до последнего предела – и сейчас просто сорвусь. Все плохо. И себя жалко. И хочется как-то вырваться из этого состояния. И еле-еле сдерживаешь себя. Хотя не всегда получается. Вот вчера сорвалась на ученика, а позавчера – на коллегу. От этого становится еще хуже. Что же делать с собой, со своим устойчиво плохим настроением?
Прежде всего не усугублять. Остановимся на том, что есть, и попробуем поработать с этим. У каждого, даже самого счастливого человека, бывает тяжелый период проблем и переживаний. Поэтому нужно отнестись к этому как к проблеме, которую нужно решить.
Шаг первый: нужно постараться локализовать свою проблему вместо того, чтобы ее холить и лелеять – это происходит, когда мы страдаем и обобщаем ее, и не видим за деревьями леса: «Я несчастна, жизнь моя погублена, нет никакого смысла ни в чем…» На самом деле ваша проблема конкретна, и ее нужно четко обозначить. Например: «От меня ушел муж, и я не знаю, как мне жить дальше».
Теперь необходимо отреагировать на свои эмоции. Выплакать свое горе, обсудить его с надежным человеком, который выслушает вас и поддержит своим сочувствием. Возможно, вы найдете себе товарища по несчастью и обсудите проблему с ним, ведь семейные неурядицы не так уж и редки. А если нет человека, с которым хотелось бы поговорить, можно просто взять бумагу и написать все, что вы чувствуете. Это может быть письмо конкретному человеку, но не торопитесь его отправлять, ведь главная его функция в том, чтобы вы могли выговориться. И хорошо подумайте, прежде чем вы решите письмо отправить – следует ли загружать другого человека своими проблемами?
Второй шаг заключается в том, чтобы посмотреть на свою ситуацию с другой стороны и постараться увидеть плюсы в минусах. А что хорошего можно найти в том, что меня оставил муж? Или в том, что я до сих пор не замужем? Например, мне ни перед кем не надо отчитываться, я могу заниматься делами по своему усмотрению, можно меньше времени проводить на кухне.
Могу привести вам известный мне жизненный пример, когда муж оставил семью с тремя детьми. Конечно, женщина сильно переживала, потому что не знала, как жить – без работы, с тремя детьми на руках. От переживаний похудела. Пришлось вспомнить свою профессию швеи и заняться прежде всего своим гардеробом. В результате стала хорошо выглядеть. Потом решила получить высшее образование, так что со старшим ребенком мама училась в институте параллельно. И профессионально она тоже реализовалась успешно. А не случись этой семейной коллизии, так бы и стояла в халате за кухонной плитой!
Таким образом, третий шаг заключается в том, чтобы поставить перед собой какие-то реальные задачи по улучшению своей жизненной ситуации. Если хотите, составьте план действий с указанием примерных сроков. Причем начинать надо не с глобальных целей и задач, а с конкретных маленьких легкодостижимых шагов, которые постепенно сделают вашу жизнь лучше.
Ну а пока качество жизненной ситуации вас еще не устраивает, не следует из-за собственных проблем портить жизнь окружающим. Нужно четко уяснить, что сложившаяся ситуация – это ваша проблема, и никто не должен страдать из-за вашего плохого настроения, несдержанности и злости. А для этого, выйдя из дома, нужно оставить свою проблему за дверью. Пока я на работе, меня это не волнует. Это похоже на то, что вы словно переодеваетесь в свою профессиональную роль, как в рабочую спецодежду. Можно мысленно переключить «рубильник» на другую роль: сейчас я занимаюсь другим – я учитель, и я хочу быть хорошим учителем, и я им буду. Ну, где там мои любимые дети, которых я хочу научить математике? В противном случае вы обрекаете себя на нелюбовь, агрессию или снисходительную жалость окружающих. Согласитесь, не самые приятные чувства! Нужно ли вам это?
Счастье или несчастье человека во многом обусловлено его отношением к происходящему. По большому счету все, что происходит, происходит у нас в голове. И в силах человека справиться с любыми жизненными обстоятельствами. Для этого нужно только одно – захотеть быть сильным.
Комментарии