search
main
0

Оркестр как школа жизни. Главный не тот, кто громче играет, а тот, кто играет тему..

​Это неправда, что в оркестре не слышно каждого. Когда на сцене появляется этот оркестр Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи… зал восхищенно замирает. Иначе как затаив дыхание, просто невозможно слушать зеленоградскую «Гармонию». Каждое выступление этого оркестра, который был создан в 1967 году, но и по сей день остается молодым и задорным, всегда завершается восторженными аплодисментами восхищенных зрителей.

Чтобы так играть, нужно… Нужно этим жить. А ведь оркестр – это не просто музыкальная грамота и исполнительское мастерство, слаженность, репетиции и выступления… Это еще и своего рода школа жизни. Согласитесь, жизнь напоминает оркестр: приходится учиться слышать не только себя, но и других, ежедневно трудиться, уважать старших, помогать младшим… Родители юных оркестрантов понимают это и благодарят судьбу за такую возможность для своих детей учиться сразу и музыке, и жизни.- В положении «Об оркестровой студии «Гармония» говорится о том, что отсутствие музыкальных данных у ребенка не является причиной для отказа в зачислении в студию, – рассказывает Наталья Мужичкова, руководитель отдела музыкального творчества, старший педагог оркестровой студии Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи. – Для педагогов студии одаренность ребенка – это прежде всего его способность к развитию во всех направлениях творческой деятельности, его восприимчивость…Изначально «Гармония» была традиционным оркестром русских народных инструментов, но спустя десятилетия, как это обычно и бывает, назрела жизненная необходимость обновления, которое воплотилось в новой системе, включающей целый ряд программ.Ключевые фигуры в оркестровой студии, как и в школе, конечно же, педагоги. Каждый из них по-своему уникален. Каждый владеет навыками игры на нескольких инструментах, включая редкие, а главное – является для воспитанников образцом для подражания. Только такая команда могла создать идеальную творческую атмосферу студии «Гармония» и добиться такой слаженной игры, которая покоряет любые вершины.- И я, и мой муж в детстве получили начальное музыкальное образование, – делится И.В.Якунина, мама двоих сыновей – воспитанников «Гармонии», – поэтому нам очень хотелось, чтоб наши дети тоже открыли для себя мир музыки. Старший сын, Саша, которому уже 17 лет, начал обучение с игры на фортепиано, а впоследствии, играя в оркестре «Гармония», научился играть на балалайке, на гуслях, да практически любой инструмент ему знаком. Младший, Миша, первоклассник, захотел играть на барабане. Учиться на фортепиано не хотел, а в оркестр – с удовольствием! В оркестре ему доверили играть на ударных, после чего и фортепиано стало интересным и необходимым. «Гармония» очень хорошо «воспитывает» детей – они становятся выдержанными, трудолюбивыми, умеют слушать и слышать не только себя, но и других, уважают старших, помогают младшим… Это настоящая школа жизни, которая через игру на музыкальных инструментах обучает ребят поведению в обществе, готовит их к взрослой жизни, которая всегда является «оркестровой»…Самые юные воспитанники студии «Гармония» – это дети младшего дошкольного возраста. Для них все начинается с занятий в подготовительной фольклорной группе «Берестечко». Конечно же, в работе с такими малышами, которым свойственны любознательность и подвижность, лучшим методом являются познавательно-ролевые игры. Именно в них проявляются природные музыкальные и актерские способности, развиваются коммуникативные навыки. Фольклор в данном случае лучший помощник, ведь это воплощение народной мудрости.- Мама привела меня во Дворец творчества учиться игре на домре в три года! – вспоминает одиннадцатилетняя Аня Попова. – А в четыре года я уже стала участницей младшего оркестра. Никогда не забуду наших первых выступлений и того, как нам хлопали зрители, как моя мама гордилась моими успехами. У нас в семье четверо детей, и все мы воспитанники «Гармонии». Брат Максим играет на гитаре и контрабасе, младший Степа поет в хоре для маленьких. Средний Сема тоже играл на контрабасе. Мама и папа музыкой никогда не занимались, но всегда с удовольствием слушают, как мы музицируем. Мне очень нравится играть в оркестре, потому что там всегда поможет товарищ сыграть трудное место. Если ты и пропустишь какое-то место, сыграют другие, а потом покажут и научат, как надо. В оркестре очень большую роль играет взаимовыручка. Своих будущих детей я тоже обязательно отведу играть в оркестр, чтоб они там нашли себе настоящих друзей!Младший оркестрВоспитанникам младшего оркестра студии предлагается получить навыки игры на разных народных инструментах. При этом педагоги позволяют ребенку сделать собственный выбор.- Оркестр – это одна большая семья, в которой у каждого своя роль, – комментирует дирижер коллектива Екатерина Миронова, выпускница оркестровой студии «Гармонии», – но и есть главное, объединяющее всех: любовь и доверие друг к другу, взаимопонимание, одинаковые ценности.- Здесь я становлюсь умнее, – говорит семилетний Миша Якунин. – Здесь я понял, что главный не тот, кто громче играет (например, барабан), а тот, кто играет тему. Что важно иметь чувство такта и хорошую память. Что настоящие друзья проверяются в совместной игре в оркестре.Старший оркестрСтаршие воспитанники студии становятся участниками оркестра русских народных инструментов, достигая профессиональных вершин музыкального Олимпа (дирижер – заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник образования, лауреат премии «Грант Москвы» Г.И.Бармина).Этот образцовый детский коллектив – обладатель главного приза фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», лауреат всех фестивалей детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», московских городских конкурсов «Нет фашизму!», Всероссийского конкурса оркестров русских народных инструментов имени Николая Будашкина, Международного фестиваля-конкурса «Звуки и краски столицы», получил Гран-при международных фестивалей «Зеленоградская сюита детства».Все эти достижения стали возможны в том числе благодаря тому, что каждый участник коллектива ощущает себя полноценной и гармоничной личностью и при этом искренне гордится своей принадлежностью к оркестру и дорожит его репутацией.- Я с 6 лет пришел во Дворец творчества, потому что мне очень хотелось научиться играть на аккордеоне, – поведал тринадцатилетний Никита Радионов. – А в оркестровой студии я научился играть не только на аккордеоне, но и на гитаре, и на синтезаторе. Потому что оркестр – это такое дело: например, нас 7 аккордеонистов, а нужно всего 4, тогда бери в руки гитару или балалайку, садись на то место, где ты нужен, и играй. Для игры в оркестре нужно не только мастерство, для аккордеониста очень важна правильная интонация – ведь этот инструмент слышат все! Он единственный, кто может сыграть «форте». Иногда я так и в жизни думаю: а нужно ли здесь «форте»? И слушаю, как играют другие. Мне надо не заглушить других и все-таки громко выразить общую мысль.- Для меня наша оркестровая студия – второй дом, – улыбается пятнадцатилетняя Маша Солдаткина. – Конечно, командное чувство – это очень важно. Но не менее важно и то, что преподавателю можно рассказать о своих проблемах, посоветоваться, получить поддержку. Мы все как родственники, для которых разговор по душам является естественным и необходимым. Ведь далеко не в каждом коллективе можно всерьез поговорить о том, что тебя волнует и заботит. И далеко не каждый учитель готов слушать твои путаные рассказы. А в «Гармонии» ты можешь рассказать обо всем своим наставникам, не боясь, что над тобой посмеются или не поймут тебя. А у наших инструментов ведь тоже есть душа, которая раскрывается навстречу твоей.- Оркестр – это образ жизни! – восклицает тринадцатилетняя Саша Курякова. – Мы ведь не только репетируем и играем на концертах, мы ездим на конкурсы, в летние лагеря на творческие смены. Мои самые близкие друзья – в оркестре, все мое свободное время проходит здесь, здесь мы отмечаем праздники, победы, здесь меня всегда ждут и верят в меня. Это неправда, что в оркестре не слышно каждого. Может быть, так только кажется со стороны. Но, играя, мы слышим друг друга, всегда понятно, кто сфальшивил, кто вступил не вовремя. Так и после репетиций и концертов мы всегда слышим друг друга.- Мы работаем по нескольким программам обучения игре на русских народных инструментах, теории музыки, ансамблевому и оркестровому музицированию, – подчеркивает руководитель оркестровой студии «Гармония», почетный работник общего образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы» Галина Бармина. – Особенность в том, что мы сочетаем индивидуальные и групповые формы работы с детьми. Ежегодно наши воспитанники (а это 150 человек) принимают участие в более чем 30 окружных и городских массовых мероприятиях. Ребята, по сути, являются пропагандистами национальной и мировой культуры. Мы уделяем большое внимание подготовке наших лучших воспитанников к участию в конкурсах и фестивалях. Стараемся неординарно подходить к выбору репертуара, а также разработали особую форму литературно-инструментальной композиции, которая принесла оркестру звания лауреатов II и III московских городских конкурсов проектных разработок «Нет фашизму!». Во время каникул мы обязательно организуем программу выездных музыкальных профильных смен на базе детских оздоровительных лагерей.Неудивительно, что выпускники оркестровой студии «Гармония» продолжают получать профессиональное образование в лучших средних специальных и высших учебных заведениях России: РАМ им. Гнесиных, Музыкальном колледже им. А.Шнитке, Московском губернском областном колледже искусств. Оркестр стал их школой по подготовке к взрослой жизни и осознанному выбору профессии.- Именно в «Гармонии» я сделала свой выбор, связав дальнейшую жизнь с любимой домрой, – говорит выпускница «Гармонии» Екатерина Сурначева. – Сейчас я работаю в шоу-оркестре «Русский стиль» под руководством известного балалаечника и дирижера Д.Калинина. Оркестр исполняет рок-хиты и современную музыку, доказывая, что домры и балалайки способны звучать так же здорово и современно, как синтезаторы и бас-гитары.Надежда ГЛЕБОВА, ЗДТДиМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте