В Москве прошел четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства». Он собрал несколько тысяч педагогических работников, специалистов органов управления образованием, преподавателей и студентов профильных вузов и колледжей, представителей родительской общественности.
Главные события форума:
– объявлено о создании секции по дошкольному образованию в составе Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
– в программу форума впервые включено представление фокус-региона;
– Рособрнадзор объявил о скором выходе законодательного акта, направленного на снижение бюрократической нагрузки на педагогов до 2 документов;
– впервые на форуме состоялось награждение лидеров проекта Ассоциации развития качества дошкольного образования «Звезды дошкольного образования»;
– на площадке форума впервые работал Центр мультимедийных и печатных СМИ дирекции креативных программ МПГУ, итогом успешного профессионального сотрудничества стали оперативные фото- и видеорепортажи, ролики.
Открывая форум, председатель оргкомитета, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» доктор психологических наук Николай Веракса высказал пожелание:
– Наша задача – приложить максимум усилий для того, чтобы создать такие условия, чтобы дети стали счастливыми, творческими, сильными, смелыми, умелыми, чтобы они любили свою страну, свою семью, приняли на себя ответственность за судьбы страны.
В обращении к участникам форума заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева подчеркнула значимость мероприятия:
– Это масштабное событие и дискуссионная площадка, где ведущие эксперты и педагоги могут поделиться опытом.
От имени президента РАО Ольги Васильевой педагогов приветствовал главный ученый секретарь президиума РАО, вице-президент РАО Виктор Басюк:
– Сегодня мы живем в условиях стремительно изменяющегося мира, проникновения цифровизации во все сферы нашей жизни, роста неопределенности. Все это ставит новые вызовы перед всей системой образования, но на дошкольную ступень сегодня ложится особая ответственность – воспитать и обучить, поддержать и сформировать маленького человека.
Тематическое содержание форума определила трехчастная структура: «Государство и общество – дошкольному образованию», «Наука – дошкольному образованию», «Год педагога и наставника. Создавать ситуацию успеха». Темп задавал формат педагогического интенсив-марафона. Контент мероприятия органично дополнили выставка «Современное дошкольное образование» и активности мастер-классов.
На четвертых «Ориентирах детства» впервые был представлен фокус-регион, и по решению оргкомитета новый формат будет введен в регламент мероприятия. Заложила эту традицию на форуме Чеченская Республика – в регионе отмечается высокий рост качества образования и обновление инфраструктуры детских садов. Эти успехи достигнуты во многом благодаря особому вниманию главы субъекта Российской Федерации к дошкольному образованию, подготовке кадров, содержанию образовательных программ, нравственному воспитанию подрастающего поколения, приобщению детей к традиционным российским ценностям и к национальной культуре.
Герой России Рамзан Кадыров прислал свое обращение к участникам форума «Ориентиры детства», которое зачитала руководитель делегации заместитель директора Департамента дошкольного образования мэрии Грозного Бирлант Садуева. Глава Чеченской Республики отметил, что работники дошкольного образования – наставники нового поколения нашей страны, которые воспитывают в детях чувство гордости за Отечество.
Форум войдет в историю и еще одним знаменательным событием. Сенатор РФ Елена Писарева в своем выступлении сообщила о том, что осенью 2023 года планируется создать в составе Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре секцию по дошкольному образованию. Приветствуя это решение, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева назвала его очень важным и своевременным для принятия верных государственных решений.
– Необходимо, чтобы обязательно учитывалось независимое мнение экспертов, мнение педагогов-практиков, – сказала Дорофеева.
Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк рассказала о самых важных вопросах, волнующих специалистов-дошкольников, и о связанных с ними ближайших образовательных событиях. Так, в сентябре 2023 года прошел Всероссийский вебинар по организации и проведению мониторинга реализации Федеральной образовательной программы в образовательной практике, а в ноябре состоится Всероссийская конференция по обмену опытом внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику всех субъектов РФ. Форум «Ориентиры детства», заметила Наталья Костюк, стал своеобразной подготовкой к конференции. Спикер также сообщила, что идет серьезная работа над Концепцией развития дошкольного образования до 2030 года, ее цель – создание условий для доступного качественного дошкольного образования.
С большим вниманием аудитория слушала выступление советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Натальи Алтыниковой о работе над сокращением документооборота в сфере дошкольного образования. Спикер сообщила, что уже с марта 2024 года будут выпущены сокращенные перечни документации, мониторингов, ГИС, запросов для детских садов, школ, СПО и вузов, что существенно облегчит работу педагогов-воспитателей.
Не менее актуальной теме новых профстандартов посвятила свой доклад председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию Любовь Духанина. По информации из первых рук, скоро будут внедрены профессиональные стандарты «Старший воспитатель», «Методист», «Педагог-дефектолог», «Наставник». Это повлияет в том числе и на оптимизацию оплаты труда работников сферы дошкольного образования.
Открывая новую рубрику форума «Личное мнение», Эльфия Дорофеева говорила об острых проблемах и о главном условии их преодоления. Спикер убеждена, это честный, доброжелательный, конструктивный диалог тех, кто принимает решения, с теми, кому их предстоит выполнять; обстоятельная коллегиальная профессиональная оценка законопроектов; соблюдение принципа «Не поучать, а помогать».
Ученые уверены, что современным педагогам необходимы знания в области актуальных научных исследований. Тематический блок «Наука – дошкольному образованию» обстоятельно, доступно, увлекательно и познавательно представили академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации психологического института РАО доктор психологических наук Александр Веракса; директор Института психологии и образования Казанского федерального университета доктор исторических наук, профессор Айдар Калимуллин; проректор по научной части МПАДО кандидат исторических наук Ирина Комарова. Также в рамках форума выступили генеральный директор Института нейрофизиологической психологии Наталья Лунина и член Европейского совета по менторству Светлана Ланда, которые рассказали педагогам о методиках работы с собственным эмоциональным и нейрофизиологическим состоянием.
Панельная сессия на тему «Единое образовательное пространство. Мнения разные – выводы общие» собрала представителей науки и практики, экспертного сообщества, руководителей системы образования с целью в ходе дискуссии выработать общее мнение в отношении терминологического понимания и смыслового наполнения одного из основополагающих понятий.
Впервые на форуме состоялось награждение лидеров проекта АРКАДО «Звезды дошкольного образования». Цель проекта – повысить уровень дошкольного образования, привлекая детские сады к развитию и самоанализу. Куратор проекта Арина Кисель объявила обладателей памятного знака и дипломов. «Звезды» получили прекрасные подарки от партнеров: компаний «Март», Orange Ormu, «Развивающие игры Воскобовича», «Инновации детям», детской редакции МОЗАИКА-kids, издательств «Школьная книга», «Учитель».
Большой интерес аудитории вызвал брифинг «Год педагога и наставника. Создавать ситуацию успеха» с участием победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Модератором дискуссии выступила победитель Всероссийского конкурса «Лидеры России» декан Дагестанского государственного педагогического университета, сопредседатель Совета учителей-блогеров Минпросвещения РФ, член Экспертного совета Комитета по высшему образованию и науке Государственной Думы РФ Патимат Омарова. Секретами своего успеха в профессии поделились: Екатерина Смалева, абсолютный победитель конкурса 2016 года; абсолютный победитель конкурса-2017 Дарья Курасова; победитель в номинации «Симпатии детей» конкурса 2020 года Светлана Невмятуллина; лауреат прошлого года Светлана Тулайкина; Юлия Загорская, абсолютный победитель конкурса 2014 года; Анастасия Шлемко, ставшая абсолютным победителем конкурса в 2018‑м; Наталья Покацкая – лауреат премии имени Т.С.Комаровой в номинации конкурса «Воспитатель года России»-2022 «За верность профессии».
Участников форума пригласили присоединиться к деятельности Независимого совета педагогов дошкольного образования, созданного на третьих «Ориентирах детства», чтобы совместными усилиями влиять на смыслы и задачи новой концепции развития сферы дошкольного образования в России.
Содержательный контент форума органично дополнила выставка продукции для дошкольного образования и активности на площадках мастер-классов. Большую помощь в проведении форума оказали команды волонтеров из профильных вузов – МПГУ и МГПУ. Впервые на площадке форума работал Центр мультимедийных и печатных СМИ дирекции креативных программ МПГУ.
В данном репортаже по итогам форума использованы фото творческой группы студентов МПГУ под руководством Романа Морозова.
Анна ЕЛАНСКАЯ
Комментарии