Социологический опрос, недавно проведенный Социологическим центром Вооруженных Сил РФ на базе всеармейской репрезентативной квотированной выборки (700 респондентов), был посвящен исследованию мотивационной готовности курсантов – выпускников военных вузов к офицерской службе. Исследование проводилось в 19 военных вузах России. Его результаты говорят о новых подвижках в мотивационных приоритетах молодого поколения. Немало среди курсантов сегодня остается еще и тех, кто верит в романтику военной службы.
Конечно же, это прежде всего свидетельство соответствующей социальной ориентации курсантов. И тут в первую очередь необходимо отметить положительную динамику такого духовно-нравственного мотива военной службы, как личная ответственность за судьбу страны. И это не громкие слова, поскольку его удельный вес в мотивационно-ценностной структуре вырос за последние десять лет примерно в четыре раза. Как, впрочем, и государственно-патриотический компонент. (Что, впрочем, еще требует своего дальнейшего объяснения и изучения: это временный, конъюнктурный фактор или устойчивая тенденция?)
Определенный вывод позволяют сделать и такие данные. Для трети опрошеных важным является то, чтобы по окончании вуза назначение на должность состоялось в соответствии с полученной воинской специальностью. Каждый пятый мечтает сделать быструю военную карьеру. А 85% выпускников твердо уверены в том, что по прибытии в части смогут выполнять реальные боевые задачи.
Безусловно, существенное влияние на отношение курсантов к перспективам военной службы оказывает мнение родителей и родственников. Исследования показывают: большинство родителей (76%) и более половины жен (63%) морально поддерживают курсантов, положительно относятся к их жизненному выбору. Но самое удивительное то, что в век золотого тельца, приоритета материальных ценностей и рынка у немалой части курсантов по-прежнему на первом месте стоит возвышенное отношение к службе, ее духовным, нравственным основам.
Например, существенно не изменился за последние годы удельный вес таких мотивов выбора военной профессии, как романтика военной (офицерской) службы, интерес к военной технике и стремление управлять ею. Наметилась тенденция к росту удельного веса и тех, кто в качестве мотива, определившего выбор профессии военного, называет желание продлить семейную династию. Это во многом обусловливается тем, что среди курсантов-выпускников вузов более трети – выходцы из семей военнослужащих.
Тем не менее и романтика, и возвышенные мотивы совсем не мешают уживаться рядом с ними социально-прагматическим мотивам. Более того, эти качества могут быть выражены наиболее ярко в мотивационно-ценностной структуре курсантов. Например, желание получить бесплатное высшее образование. В нынешних условиях молодежь, поступающая в военные институты и университеты, прочно связывает военную карьеру (в рамках военного образования) с возможностью самореализации. И тут военная служба выступает как наиболее доступная форма достижения основных жизненных целей молодыми людьми. Так, почти половина из числа опрошенных курсантов (48%) считает главным мотивом поступления в вуз возможность заняться престижным и интересным делом, каждый третий из них видит в военном образовании хорошую возможность достижения достойного положения в жизни, а 16% полагают, что военное образование позволяет приобрести престижную специальность, которая пригодится и «на гражданке».
Увы, все чаще проявляются и чисто социальные факторы при выборе профессии военного. Надо прямо сказать, что во многом определяющими оказываются низкое материальное положение родителей, недостаточная общеобразовательная подготовка. Считается, в частности, что поступить в гражданский вуз труднее, чем в военный. Значимы и такие мотивы, как возможность материально обеспечить себя и свою семью (23%), избежать безработицы, переждать «трудные времена» (7%). Есть и такие «оригиналы»: 5% молодых людей считают, что военный вуз – лучшая возможность «откосить» от призыва в армию в случае непоступления в гражданский институт.
СТОЛКНОВЕНИЕ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
Недостаточно профессиональный, а иногда формальный подбор абитуриентов, слабая просветительская работа приводят к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность. Так, у каждого четвертого опрошенного курсанта-выпускника изменилось представление о военной службе, к сожалению, в худшую сторону.
Доминирование социально-прагматических ценностей в среде курсантов отчасти объясняется, как уже было отмечено, их социальным составом. Увы, большая часть курсантов происходит из социально незащищенных семей. К тому же половина этих семей имеет по двое детей, а каждая десятая – по трое и четверо. Поэтому получение высшего образования в нынешних условиях для этой части молодежи нередко является единственной реальной возможностью достойно, что называется, устроиться в жизни.
Конечно, преобладание таких социально-прагматических ценностей не в полной мере отвечает целям и задачам качественного отбора и подготовки будущих офицеров. Возникает необходимость наращивания усилий по воинскому воспитанию курсантов от младших курсов к старшим, и далее – в соединениях и частях. А также более активного формирования у молодых офицеров сильных и устойчивых духовно-патриотических мотивов военной службы.
А как смотрит военная молодежь в будущее, насколько радужным оно ей кажется? У большей части выпускников доминируют оптимистические взгляды на будущую офицерскую службу. С ней они связывают надежды на лучшую жизнь (58%), уверенность в своих силах (42%), заинтересованность в перспективах военной службы (50%), спокойствие (27%). Вместе с тем в условиях разрушения идеологических стереотипов, отсутствия гарантий на перспективу в службе у части курсантов формируется психология временщиков, появляется чувство тревоги и беспокойства, апатии и безразличия, страха перед будущим (40%).
Так, значительная часть курсантов-выпускников находится в состоянии неопределенности относительно своего дальнейшего выбора. Только каждый четвертый выпускник намерен служить более или менее продолжительные сроки. Остальные либо не приняли окончательного решения (40%), либо отложили принятие его до окончания срока первого контракта (11%). А все те же пресловутые 5% курсантов твердо намерены уволиться при первой возможности. Чем это объяснить? Такое положение в значительной степени обусловливается тем, что из года в год ухудшаются интеллектуальные, морально-психологические качества и физические данные абитуриентов. Четвертая часть курсантов-выпускников имеет в аттестатах о среднем образовании тройки. А к выпускным государственным экзаменам в военном вузе среди «троечников» – почти половина (46%) будущих офицеров.
Причины неопределенности в дальнейшей службе у курсантов-выпускников объясняются и наличием различных проблем. Среди них доминируют низкий материальный уровень офицера (73%); отсутствие жилья у офицеров (72%); неясность военной карьеры как таковой в связи с сокращением ВС РФ (23%); социально-правовая незащищенность (24%); утрата веры в престижность службы (23%); бесперспективность избранной военной специальности (24%). Таким образом, еще раз подтверждается необходимость скорейшего решения проблем материального, социально-правового и бытового характера молодых офицеров в ходе дальнейшего строительства Вооруженных Сил РФ.
Эволюция социальных ценностей военной службы курсантов непосредственным образом отражается и на их намерении, повторим, продолжать службу после окончания вуза. Только 15% готовы служить там, где прикажет Родина. Основная же масса курсантов предпочитает служить после учебы в Московском военном округе, ЛенВО, крупных городах европейской части России или недалеко от места жительства родителей. В качестве аргументов в пользу того или иного места будущей военной службы курсанты-выпускники приводят такие: имею жилье в том регионе (21%); мои родители (родственники), родители жены проживают в выбранном регионе (28%); по семейным обстоятельствам (21%); по состоянию здоровья (9%).
САМООЦЕНКА – ВЫСОКАЯ
Основной сферой, в которой происходит реализация социальных установок и мотивов военной службы курсантов, является их учеба. В зависимости от качества и организации учебного процесса у курсантов усиливается или уменьшается стремление к овладению воинской специальностью, интерес к учебе, совершенствованию знаний и умений. Поэтому, думается, более активно влиять на выработку таких установок и мотивов должны преподаватели, курсовые командиры. На это должен быть направлен весь воспитательный процесс.
И еще пара слов о самооценке курсантами своих навыков и подготовки. Свои знания, полученные в вузе по вопросам организации и проведения воспитательной работы, 38% курсантов-выпускников оценивают как высокие, 40% – как средние и 4% – как низкие. Большая часть будущих офицеров (83%) полагает, что уровень их подготовки позволит в будущем успешно решать задачи обучения подчиненных.
Интересен и такой неожиданный факт. Каждый третий выпускник готов при распределении дать согласие на занятие должности офицера: органа воспитательной работы. Наряду с этим 88% опрошенных считают, что в нынешней ситуации в армии и на флоте необходимо предпринять целый комплекс серьезных мер по улучшению уровня и качества воспитательной работы. Все это лишний раз говорит о том, что наша армия – частичка общества. И те процессы, которые в нем идут, самым прямым образом затрагивают Вооруженные Силы, напрямую влияют на их боевую готовность и подготовку специалистов. Хотя, конечно, есть и явления, присущие только армейской среде. Одно можно сказать со всей определенностью: если общество хочет, чтобы армия оставалась армией в самом высоком смысле этого слова, оно должно относиться к ней со всем вниманием.
Комментарии