search
main
0

Ориентиры будущих офицеров. Заинтересованность в перспективах своей службы выражают половина выпускников военных вузов

Социологический опрос, недавно проведенный Социологическим центром Вооруженных Сил РФ на базе всеармейской репрезентативной квотированной выборки (700 респондентов), был посвящен исследованию мотивационной готовности курсантов – выпускников военных вузов к офицерской службе. Исследование проводилось в 19 военных вузах России. Его результаты говорят о новых подвижках в мотивационных приоритетах молодого поколения. Немало среди курсантов сегодня остается еще и тех, кто верит в романтику военной службы.

Конечно же, это прежде всего свидетельство соответствующей социальной ориентации курсантов. И тут в первую очередь необходимо отметить положительную динамику такого духовно-нравственного мотива военной службы, как личная ответственность за судьбу страны. И это не громкие слова, поскольку его удельный вес в мотивационно-ценностной структуре вырос за последние десять лет примерно в четыре раза. Как, впрочем, и государственно-патриотический компонент. (Что, впрочем, еще требует своего дальнейшего объяснения и изучения: это временный, конъюнктурный фактор или устойчивая тенденция?)

Определенный вывод позволяют сделать и такие данные. Для трети опрошеных важным является то, чтобы по окончании вуза назначение на должность состоялось в соответствии с полученной воинской специальностью. Каждый пятый мечтает сделать быструю военную карьеру. А 85% выпускников твердо уверены в том, что по прибытии в части смогут выполнять реальные боевые задачи.

Безусловно, существенное влияние на отношение курсантов к перспективам военной службы оказывает мнение родителей и родственников. Исследования показывают: большинство родителей (76%) и более половины жен (63%) морально поддерживают курсантов, положительно относятся к их жизненному выбору. Но самое удивительное то, что в век золотого тельца, приоритета материальных ценностей и рынка у немалой части курсантов по-прежнему на первом месте стоит возвышенное отношение к службе, ее духовным, нравственным основам.

Например, существенно не изменился за последние годы удельный вес таких мотивов выбора военной профессии, как романтика военной (офицерской) службы, интерес к военной технике и стремление управлять ею. Наметилась тенденция к росту удельного веса и тех, кто в качестве мотива, определившего выбор профессии военного, называет желание продлить семейную династию. Это во многом обусловливается тем, что среди курсантов-выпускников вузов более трети – выходцы из семей военнослужащих.

Тем не менее и романтика, и возвышенные мотивы совсем не мешают уживаться рядом с ними социально-прагматическим мотивам. Более того, эти качества могут быть выражены наиболее ярко в мотивационно-ценностной структуре курсантов. Например, желание получить бесплатное высшее образование. В нынешних условиях молодежь, поступающая в военные институты и университеты, прочно связывает военную карьеру (в рамках военного образования) с возможностью самореализации. И тут военная служба выступает как наиболее доступная форма достижения основных жизненных целей молодыми людьми. Так, почти половина из числа опрошенных курсантов (48%) считает главным мотивом поступления в вуз возможность заняться престижным и интересным делом, каждый третий из них видит в военном образовании хорошую возможность достижения достойного положения в жизни, а 16% полагают, что военное образование позволяет приобрести престижную специальность, которая пригодится и «на гражданке».

Увы, все чаще проявляются и чисто социальные факторы при выборе профессии военного. Надо прямо сказать, что во многом определяющими оказываются низкое материальное положение родителей, недостаточная общеобразовательная подготовка. Считается, в частности, что поступить в гражданский вуз труднее, чем в военный. Значимы и такие мотивы, как возможность материально обеспечить себя и свою семью (23%), избежать безработицы, переждать «трудные времена» (7%). Есть и такие «оригиналы»: 5% молодых людей считают, что военный вуз – лучшая возможность «откосить» от призыва в армию в случае непоступления в гражданский институт.

СТОЛКНОВЕНИЕ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Недостаточно профессиональный, а иногда формальный подбор абитуриентов, слабая просветительская работа приводят к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность. Так, у каждого четвертого опрошенного курсанта-выпускника изменилось представление о военной службе, к сожалению, в худшую сторону.

Доминирование социально-прагматических ценностей в среде курсантов отчасти объясняется, как уже было отмечено, их социальным составом. Увы, большая часть курсантов происходит из социально незащищенных семей. К тому же половина этих семей имеет по двое детей, а каждая десятая – по трое и четверо. Поэтому получение высшего образования в нынешних условиях для этой части молодежи нередко является единственной реальной возможностью достойно, что называется, устроиться в жизни.

Конечно, преобладание таких социально-прагматических ценностей не в полной мере отвечает целям и задачам качественного отбора и подготовки будущих офицеров. Возникает необходимость наращивания усилий по воинскому воспитанию курсантов от младших курсов к старшим, и далее – в соединениях и частях. А также более активного формирования у молодых офицеров сильных и устойчивых духовно-патриотических мотивов военной службы.

А как смотрит военная молодежь в будущее, насколько радужным оно ей кажется? У большей части выпускников доминируют оптимистические взгляды на будущую офицерскую службу. С ней они связывают надежды на лучшую жизнь (58%), уверенность в своих силах (42%), заинтересованность в перспективах военной службы (50%), спокойствие (27%). Вместе с тем в условиях разрушения идеологических стереотипов, отсутствия гарантий на перспективу в службе у части курсантов формируется психология временщиков, появляется чувство тревоги и беспокойства, апатии и безразличия, страха перед будущим (40%).

Так, значительная часть курсантов-выпускников находится в состоянии неопределенности относительно своего дальнейшего выбора. Только каждый четвертый выпускник намерен служить более или менее продолжительные сроки. Остальные либо не приняли окончательного решения (40%), либо отложили принятие его до окончания срока первого контракта (11%). А все те же пресловутые 5% курсантов твердо намерены уволиться при первой возможности. Чем это объяснить? Такое положение в значительной степени обусловливается тем, что из года в год ухудшаются интеллектуальные, морально-психологические качества и физические данные абитуриентов. Четвертая часть курсантов-выпускников имеет в аттестатах о среднем образовании тройки. А к выпускным государственным экзаменам в военном вузе среди «троечников» – почти половина (46%) будущих офицеров.

Причины неопределенности в дальнейшей службе у курсантов-выпускников объясняются и наличием различных проблем. Среди них доминируют низкий материальный уровень офицера (73%); отсутствие жилья у офицеров (72%); неясность военной карьеры как таковой в связи с сокращением ВС РФ (23%); социально-правовая незащищенность (24%); утрата веры в престижность службы (23%); бесперспективность избранной военной специальности (24%). Таким образом, еще раз подтверждается необходимость скорейшего решения проблем материального, социально-правового и бытового характера молодых офицеров в ходе дальнейшего строительства Вооруженных Сил РФ.

Эволюция социальных ценностей военной службы курсантов непосредственным образом отражается и на их намерении, повторим, продолжать службу после окончания вуза. Только 15% готовы служить там, где прикажет Родина. Основная же масса курсантов предпочитает служить после учебы в Московском военном округе, ЛенВО, крупных городах европейской части России или недалеко от места жительства родителей. В качестве аргументов в пользу того или иного места будущей военной службы курсанты-выпускники приводят такие: имею жилье в том регионе (21%); мои родители (родственники), родители жены проживают в выбранном регионе (28%); по семейным обстоятельствам (21%); по состоянию здоровья (9%).

САМООЦЕНКА – ВЫСОКАЯ

Основной сферой, в которой происходит реализация социальных установок и мотивов военной службы курсантов, является их учеба. В зависимости от качества и организации учебного процесса у курсантов усиливается или уменьшается стремление к овладению воинской специальностью, интерес к учебе, совершенствованию знаний и умений. Поэтому, думается, более активно влиять на выработку таких установок и мотивов должны преподаватели, курсовые командиры. На это должен быть направлен весь воспитательный процесс.

И еще пара слов о самооценке курсантами своих навыков и подготовки. Свои знания, полученные в вузе по вопросам организации и проведения воспитательной работы, 38% курсантов-выпускников оценивают как высокие, 40% – как средние и 4% – как низкие. Большая часть будущих офицеров (83%) полагает, что уровень их подготовки позволит в будущем успешно решать задачи обучения подчиненных.

Интересен и такой неожиданный факт. Каждый третий выпускник готов при распределении дать согласие на занятие должности офицера: органа воспитательной работы. Наряду с этим 88% опрошенных считают, что в нынешней ситуации в армии и на флоте необходимо предпринять целый комплекс серьезных мер по улучшению уровня и качества воспитательной работы. Все это лишний раз говорит о том, что наша армия – частичка общества. И те процессы, которые в нем идут, самым прямым образом затрагивают Вооруженные Силы, напрямую влияют на их боевую готовность и подготовку специалистов. Хотя, конечно, есть и явления, присущие только армейской среде. Одно можно сказать со всей определенностью: если общество хочет, чтобы армия оставалась армией в самом высоком смысле этого слова, оно должно относиться к ней со всем вниманием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте