Простого словесного и наглядного представления мира на уроках географии в современной школе порой недостаточно. На мой взгляд, ребенок способен воспринять и запомнить на ассоциативном уровне научные понятия и термины, привести ряд признаков и сформулировать выводы, необходимые для создания научной картины мира.
Интеллектуальное развитие личности не сводится лишь к усвоению суммы знаний и умственных операций. Важно определить средства и способы, которыми учащийся пользуется в процессе конструирования «мыслительного образа» (Н.С. Лейтес) внешнего мира. По мнению Ж. Пиаже, система «созидания образа» посредством ассимиляции и приспособления опыта организует образ в структуры знания, управляющие, в свою очередь, осмысленным поведением личности. В результате у ребенка возникает внутренний образ внешнего мира.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую работу уже на первой ступени обучения. В нашем селе расположена Западно-Сибирская геологическая экспедиция, а также многочисленные геологические партии, в которых работают родители учащихся. Благодаря этому у юных исследователей есть возможность проводить исследовательскую работу непосредственно в полевых условиях.
Я определил алгоритм поисковой деятельности учащихся:
1) изучение специальной литературы;
2) выбор района исследования;
3) выбор объекта исследования;
4) составление плана работы;
5) изучение карты района исследования, изготовление схемы маршрута;
6) выбор методов и оборудования для проведения исследования;
7) выбор алгоритма обработки и подачи материалов исследования;
8) проведение полевых мероприятий;
9) внесение данных полевых исследований;
10) анализ района исследования;
11) корректировка карты района исследования;
12) составление и оформление документации исследования;
13) оформление тематических карт и исследовательской работы в целом.
Необходимо учитывать то, что ученик – начинающий исследователь, ему еще трудно увидеть систему природы в целом. Однако география как наука определяет данную систему, ее компоненты, внутрисистемные связи. Именно поэтому итогом исследовательской работы являются тематические карты, физико-географические очерки, палеонтологические исследования и т. д.
Еще одно направление – учебно-исследовательская работа в рамках учебной дисциплины. Мы исследовали ряд региональных тем: численность населения села, его занятость, влияние на устройство населения сокращения рабочих мест на предприятиях местного масштаба, половозрастная структура общества села, соотношения детского и взрослого населения, экологические и медицинские аспекты и т. д. В результате мы вышли на создание исследовательского проекта «Эколого-демографическая ситуация села Елань».
В рамках научно-исследовательской работы учащихся школьники не только участвуют в ежегодных научно-практических конференциях, но и выезжают за пределы села, города, района, области на экскурсии и полевые маршруты по Кемеровской области, Алтаю и югу Западной Сибири.
На мой взгляд, подобные выезды с целью комплексного изучения родного края обогащают внутренний мир ребенка, делают его ярким и красочным. Экспедиционный натуральный и фотоматериал позволяет строить географические модели природных элементов, определять их взаимосвязи и функции в системе географической оболочки Земли. Как правило, в результате получаются различного рода путеводители.
У нас накопилась коллекция горных пород и минералов, остатков древней фауны и флоры, привезенных с маршрутов исследований территории Салаира, Кузнецкого Алатау и Алтая. Мы сотрудничаем с геологами ФУГУП «Запсибгеолсъемка». Регулярно организуем выставки экспонатов в школьном геологическом музее, который занимает одно из центральных мест в системе организации исследовательской работы учащихся.
Сергей Фиц, учитель географии Еланской СШ Новокузнецкого района, учитель года Кемеровской области-2003
Комментарии