Один из самых ответственных вызовов для учителя – подготовка учеников к государственной итоговой аттестации. Русский язык является основной и обязательной дисциплиной и требует особого внимания, грамотного подхода при организации урока. Во многом именно от качественного преподавания зависит результат обучающихся. Но важно при подготовке к экзамену не только грамотно и системно повторять изученный материал, но и регулярно брать под контроль успехи учеников, своевременно оценивать актуальный результат проделанной работы. Это позволяет выстроить нужный вектор в организации последующих уроков.
Хочу поделиться некоторыми приемами обучения и формами контроля успеваемости. В своей педагогической практике я обнаружила, что особые затруднения при выполнении тестовых заданий экзамена у выпускников девятых классов вызывает задание 5 – орфографический анализ. Связано это с тем, что подобный анализ возможно выполнить, опираясь не только на знание орфографии, но и на знание фонетики, морфемики, словообразования и морфологии. Пройденные орфографические правила важно включать в каждый комбинированный урок на вторичном этапе закрепления нового материала. Делать это, конечно, желательно начиная с 6‑го класса, когда ученики углубляют свои знания о каждой части речи и знакомятся с новыми. Необходимо давать задания со смешанными деформациями и всегда акцентировать внимание обучающихся на правописании слов, даже если орфограммы не пропущены. Важно развивать таким образом орфографическую зоркость, так как на ней и базируется успешное выполнение орфографического анализа.
Как показала практика, давно изученные темы хорошо помогает вспомнить выполнение морфологического разбора разных частей речи, при котором актуализируются такие понятия, как спряжение, наклонение глагола, разряды прилагательных, местоимений и др. Важно перед выполнением морфологического разбора сделать морфемный разбор данного слова. Часто эти разборы сопряжены. Например, если ученику в задании необходимо проанализировать притяжательное прилагательное, то ему важно помнить, что в таком прилагательном «-ий-», «-ов-», «-ын-» – это суффиксы. Или что в глаголах повелительного наклонения, например в глаголе «помогите», «-и-» – это суффикс. Часто ученики выделяют окончание «-ите», что является ошибочным, учитывая особенности повелительного наклонения. Как видим, знания о морфемном и морфологическом разборах тесно связаны, важно проводить эту связь.
На этапе, когда дети уже легко справляются с тестовыми заданиями в формате основного государственного экзамена, успешным способом контроля выполнения орфографического анализа являются сигнальные карточки. Особенно удобны двусторонние карточки. Ребятам в задании 5 нужно определить, верно или неверно каждое утверждение, эта задача непростая. Перед ее выполнением необходимо дать установку: зеленый сигнал – верное, красный – неверное. Данный способ позволяет сразу оценить ситуацию успешности и обнаружить, у кого из ребят и в каких орфограммах допущены ошибки. Это экономит время на уроке как для обучающихся, так и для учителя. Ученик сразу видит свои ошибки и понимает, что необходимо повторить, на что обратить внимание.
Методы обучения и формы контроля успеваемости могут быть разными. Важно подбирать для себя и своих учеников актуальные педагогические находки, выбирать те приемы, которые будут успешными в каждом конкретном классе.
Вера ЧУЧУНОВА, учитель русского языка и литературы школы №2057
Комментарии