search
main
0

Орфографическая инквизиция?

Или пропуск в огромный мир

Есть такая лингвистическая шутка: может ли жизнь человека зависеть от запятой? Например, в такой фразе, как «казнить нельзя помиловать»? И лингвистическая загадка: зависит ли экономика государства от знаков препинания, если правитель написал завещание – «Поставьте в честь меня статую золотую пику держащую»?

Это, конечно же, шутка, но доля истины в том, что вопрос, надо ли изучать русский язык, звучит в XXI веке все чаще и настойчивее. Особенно сегодня, когда в современном мире появилась возможность печатать текст и вообще не задумываться о правилах русского языка, поскольку компьютер может исправить и пунктуационные, и орфографические, и речевые ошибки.

И вот уже все чаще ЕГЭ воспринимают как орфографическую инквизицию и вспоминают время до 1564 года, когда на Руси еще не появилось книгопечатание и писцы писали слова как бог на душу положит – как слышим, так и пишем. Прошло еще чуть больше 150 лет, и В.Тредиаковский, один из первых просветителей и основоположников поэтического искусства в России, подтвердил фонетический принцип правописания, но подчеркнул, что ориентироваться надо на речь образованных людей.

И не учить бы школьникам Свод правил по написанию, если бы Михаил Васильевич Ломоносов, первый российский ученый-естествоиспытатель и реформатор русского языка, через несколько лет не доказал бы связь орфографии и морфологии. Прошло еще 200 лет, и к началу XX века окончательно сложились правила русской орфографии и пунктуации, которые после утверждения их Академией наук в 1956 году стали обязательны к исполнению, в том числе при обучении школьников.

Мы спросили ребят из 5‑го и 11‑го классов о том, нужны ли им уроки русского. Первые высказывают свое мнение искренне и простодушно, вторые уже защищают свои взгляды, но и те и другие выступают в защиту знаний о родном языке.

Пятиклассник Прохор посчитал, что для него «большая честь – знать наш русский язык». Полина ответила экспрессивно: «Да! Надо! Потому что это поэзия, можно красиво поздравить человека…» А Сафина сделала философское заключение: «Если никто не будет знать, как говорить и писать слова, никто и не поймет то, о чем хотят сказать люди».

И действительно, как обеднели бы наши речь и жизнь, если бы В.Тредиаковский не придумал бы слово «искусство», М.В.Ломоносов – слово «горизонт», Н.М.Карамзин – слова «влюбленность» и «промышленность», а советский писатель-фантаст А.П.Казанцев – слово «инопланетянин». Кстати, астронавты НАСА (японцы, канадцы или американцы) не только овладевают навыками работы в открытом космосе, но и учат русский язык (об этом мало кто знает), потому что большинство модулей МКС российского происхождения, соответственно, на русском языке написаны все инструкции. Да и простое человеческое общение в космосе никто не отменял…

Одиннадцатиклассница Анастасия, победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и участник заключительного этапа, проходившего в 2021 году в «Артеке», говорит:

– У нашего родного русского языка очень богатая история. С каждым поколением язык меняется, появляются новые слова, новые понятия. Однако остаются правила для большинства слов, прошедших долгий путь формирования и становления в языке. И вот сохранение языка – одна из важных причин, почему надо изучать родной язык.

Не случайно в России Минтруд по поручению Президента РФ Владимира Путина разрабатывает законопроект о контроле за грамотностью госслужащих – так чиновников заставят соблюдать правила русского языка. В Ульяновске, на родине Николая Карамзина и Ивана Гончарова, с 2007 года тест на знание русского языка ежегодно проходят 650 госслужащих…

А теперь один интересный факт. Дитмар Эльяшевич Розенталь, ученый-лингвист, составитель Свода правил по русской орфографии и пунктуации, прожил 94 года. Он знал 12 языков, написал 150 учебников, но русский язык считал самым сложным. Вся его жизнь и деятельность – это есть ответ на вопрос «Надо ли изучать русский язык?» и завещание будущим поколениям.

И напоследок один вопрос: 23 месяца – это много или мало? Именно на столько вы продлите свою жизнь, уделяя чтению книг всего 3,5 часа в неделю. Это совсем недавно доказали ученые из Йельского университета.

Лариса КАЛУГА, учитель русского языка и литературы школы №1995

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте