Урок физкультуры по-сургутски
Это когда каждый подросток может найти себе спортивное увлечение по душе. Но так происходит пока лишь в отдельных школах. Почему?
Традиционное физическое воспитание уже давно не отличается особой эффективностью. Например, сравнение данных физической подготовленности детей середины прошлого века с современными детьми и подростками выявило отсутствие заметной разницы между ними.
Между тем за этот же период показатели физической подготовленности, совершенства двигательных координаций и параметров телосложения людей, занимающихся спортом, улучшались несравнимо более высокими темпами.
Главным препятствием для обновления современного физического воспитания на основе спортизации его формы и содержания являлось и является то, что все более очевидная необходимость тренировочной направленности значительной части физкультурных занятий или уроков вступает в противоречие с традиционным местом урока физической культуры в рамках школьного академического расписания.
В школе ? 32 г. Сургута была предпринята попытка преодолеть эти противоречия и организационно-методические тупики в рамках реализации проекта “Наш спорт – мое здоровье”, осуществленного школой в соответствии с новой “Концепцией физического воспитания и спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте”, разработанной в проблемном совете по физической культуре (председатель академик РАО В.В.Кузин) отделения культуры РАО (академик-секретарь И.В.Бестужев-Лада) при активной поддержке Комитета по образованию и науке администрации города Сургута, руководимом заслуженным учителем Российской Федерации Н.Я.Стрельцовой.
Была предложена такая форма организации физического воспитания учащихся школы, при которой можно было проводить уроки физкультуры в учебно-тренировочных режимах спортивной подготовки, и вместе с тем открывалась реальная перспектива эффективного физического совершенствования занимающихся в согласии с индивидуальными потребностями, способностями и уровнем притязаний каждого ученика.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно. На первом, подготовительном, этапе, который длился с сентября 1994 г. по июнь 1996 г., подбирались кадры способных работать по-новому, были подготовлены к проведению занятий четыре спортивных зала (зал гимнастики и акробатики, зал художественной гимнастики, два полноразмерных зала для спортивных игр). С января 1996 г. началась разъяснительная работа с учащимися 3-х и 5-х классов и их родителями, с педагогическим коллективом.
На втором этапе, в 1996 – 1999 годы, был проведен педагогический эксперимент с привлечением в качестве испытуемых учащихся двух параллелей 5-х и 6-х классов школы ? 32, составивших учебно-тренировочные группы, и двух 5-х классов школы ? 19, которые занимались по обычной программе по предмету “Физическая культура” и выступали в качестве контрольной группы.
В последующие два учебных года к эксперименту подключались новые параллели 5-х классов, так что сейчас в нем участвуют дети и подростки с пятого по восьмой класс включительно. Появились новые учебно-тренировочные группы по настольному теннису, русскому рукопашному бою и лыжному спорту.
Занятия в экспериментальных группах проходили 3 раза в неделю по два академических часа (6 учебных часов в неделю). На протяжении всего эксперимента учащимся была предоставлена полная свобода выбора учебно-тренировочной специализации и возможность в любое время перейти в другую специализацию.
Полученные данные по динамике показателей физической подготовленности в ходе эксперимента демонстрируют статистически значимые их улучшения в большинстве учебно-тренировочных групп и их заметное преимущество перед контрольными. Сравнительное исследование рейтинга показателей возрастной динамики физической подготовленности участников эксперимента и их сверстников из Великобритании, Испании, Венгрии, Словакии и Турции выявило его существенное положительное изменение уже к концу первого года эксперимента в пользу сургутских детей и подростков, занимающихся по инновационной программе.
Важно отметить при этом, что дети – участники эксперимента, заметно превзошли по темпам приростов показателей физической подготовленности своих сверстников, занимающихся по самым различным программам физического воспитания в школе, и в то же время не вышли на уровень приростов, характерный для их ровесников, занимающихся в специализированных спортивных школах. Это означает, что в результате эксперимента был сделан первый шаг к оптимизации тренирующих нагрузок в детском возрасте.
Но главным итогом этой работы стало коренное изменение отношения детей и подростков к занятиям по физическому воспитанию. Это выразилось и в показателях их посещаемости и дисциплины на занятиях, и просто в том неподдельном детском энтузиазме и эмоциональном подъеме, который они на них демонстрировали.
Опыт проведения инновационных преобразований в физическом воспитании учащихся говорит о том, что они встречают в нашей, да и не только нашей среде скорее противодействие, чем поддержку. Поэтому лучше всего предусмотреть последовательное, этапное развитие процесса обновления содержательной и организационной структуры физического воспитания.
В этой связи представляется целесообразным начать реализацию подобного проекта с нулевого цикла, задачей которого станет предварительная подготовка учащихся параллели третьих классов к новой форме организации физического воспитания. Уже с начала учебного года один из уроков физической культуры в этой параллели следует ставить в академическое расписание последним и проводить его с постепенным наращиванием объемов тренирующих режимов в основной части занятия. На этом этапе необходимо ознакомить детей с теми видами спортивной и физкультурной деятельности, которые в следующем учебном году будут предложены им для выбора конкретной учебно-тренировочной группы для занятий.
Не следует пытаться начать реализацию инновационных преобразований в физическом воспитании сразу в нескольких, а тем более всех параллелях классов школы. Лучше всего это сделать, начиная с двух параллелей (пятые и шестые) или даже одной из этих параллелей. В этом случае очень скоро станет очевидной значительно более высокая эффективность обновленной формы организации физического воспитания по сравнению с традиционной, что заметно улучшит социально-психологическую ситуацию вокруг начатого инновационного процесса, увеличит число его сторонников, а вместе с тем и столь необходимую ему поддержку со стороны общественности и управленческих структур.
Вадим БАЛЬСЕВИЧ, профессор, доктор биологических наук, автор и научный консультант сургутского проекта
Комментарии