Численность Профсоюза работников народного образования и науки России, которая составляет более пяти миллионов человек, вполне сравнима с населением, к примеру, Финляндии. На федеральном уровне координацию деятельности такой огромной организации обеспечивает аппарат Центрального Комитета профсоюза, насчитывающий чуть более сорока человек. О том, как работала команда в 2008 году, что удалось сделать вместе с коллегами из территорий, и о задачах на будущее мы беседуем с председателем профсоюза Галиной Меркуловой.
– Галина Ивановна, каковы основные итоги работы профсоюза за 2008 год?
– Конечно, когда руководителя профсоюза спрашивают об итогах работы, то ждут, что он в первую очередь будет говорить только о зарплате. Но на самом деле деятельность профсоюзов складывается из многих направлений работы, которые имеют прямое или опосредованное отношение к заработной плате, к условиям труда работников. В последние годы, после принятия 122-го Федерального закона, очень серьезные полномочия в социальной сфере были возложены не только на федеральный, но и на региональный уровень. У меня возникает чувство удовлетворенности, когда я вижу, насколько повысился профессионализм руководителей территориальных организаций профсоюза. Это отмечаем не только мы, но и наши социальные партнеры. Разве это не результат нашей общей работы?
И на федеральном уровне для этого было сделано очень много, ведь мы серьезно занимаемся повышением квалификации профсоюзных лидеров. Конечно, мы чаще работаем с председателями областных, республиканских и краевых организаций. Вместе с тем за три года существования нашего учебного центра «Гармония» в нем прошли обучение полторы тысячи руководителей районных и городских комитетов, специалистов профсоюза. Они приезжают в Москву, встречаются с руководством, специалистами аппарата центрального комитета и понимают, что это не какие-то отстраненные от насущных проблем регионов люди. Мне всегда хочется, чтобы люди вне зависимости от того, где они работают, ощущали, что профсоюз – это одна семья, он стремится к общим целям, решает, так или иначе, одни задачи, только уровень их решения разный и, кроме того, полномочия различны.
Президентом России сегодня ставится задача повышения правовой грамотности и уровня исполнения законодательства. Но чаще всего оно не исполняется не только потому, что люди не хотят следовать букве закона, но и потому, что рядовой гражданин просто не знает своих прав. Это последствия еще советского времени: люди не знают своих прав, они не умеют их защищать, они все еще надеются на то, что их кто-то сверху сможет защитить. И мы делаем многое, чтобы повысить правовую культуру членов профсоюза. Мы добиваемся этого через обучение, разъяснения, мы очень серьезно информируем о каждом документе, который имеет отношение к нашим работникам.
В сентябре у нас прошла итоговая конференция российско-шведского проекта по развитию сети профсоюзных кружков в регионах. Профсоюзные кружки – чрезвычайно эффективная и доступная форма повышения правовой грамотности работников, что подтверждается включением новых и новых организаций в этот процесс. С завершением участия в проекте шведских коллег он не закончился, а продолжает развиваться, так как вызывает интерес у самих членов профсоюза. Сегодня более 30 территорий включены в эту работу. Темы, которые рассматриваются и изучаются на занятиях, предлагают сами участники кружка. Это коллективный договор и его роль в защите прав работников образования, охрана труда, социальные налоговые вычеты, вопросы пенсионного обеспечения, социального страхования и многие другие. Сегодня, например, самой популярной стала тема введения новой системы оплаты труда.
– Весь минувший год ЦК профсоюза вел напряженную работу в связи с переходом на НСОТ. Как вы оцениваете ситуацию на данный момент?
– Особенности новой системы оплаты труда, реализуемой во многих регионах, по-прежнему вызывают наше несогласие. Ошибки исправляются медленно и, как правило, уже по ходу внедрения новых систем, а не на этапе подготовки. То же касается и введения НСОТ в федеральных учреждениях. То, о чем мы предупреждали правительство, те сложности, которые мы прогнозировали, сегодня проявляются на деле. Ситуация с принятием новых постановлений обычно складывается из двух этапов. Пока документ готовится, идет очень тяжелая работа по обсуждению, отработке, экспертизе того, что предлагается. Но, когда документ уже принят, в частности 583-е постановление Правительства РФ и сопутствующие рекомендации и примерные положения об оплате труда, для нас сразу возникает главный вопрос: как помочь каждой организации и разъяснить новый документ? Поэтому именно профсоюз, а не органы исполнительной власти, принимавшие эти решения, направил первые разъяснения, которые имели большое значение для практической реализации нового постановления правительства в образовательных учреждениях.
Кроме того, мы понимали, что органы исполнительной власти субъектов РФ тоже ожидали новую систему оплаты труда и предполагали ее использовать при разработке НСОТ в регионах. Поэтому в сентябре вместе с Министерством образования и науки РФ мы провели традиционное совместное совещание представителей органов управления образованием и руководителей территориальных организаций профсоюза. Конечно, его главной темой была новая система оплаты труда. Мы анализировали не только то, что предлагалось по федеральным учреждениям образования, но и ситуацию с принятием региональных систем. А в октябре мы провели совместно с Рособразованием еще одно совещание – для ректорского корпуса и руководителей профсоюзных организаций сотрудников вузов. То есть в сложившейся ситуации мы постарались сделать все, чтобы образовательные учреждения смогли как можно лучше подготовиться к введению новых систем оплаты труда.
Вы не представляете, сколько звонков поступает нашим специалистам из регионов и учреждений! Многие уже столкнулись с тем, что если профсоюз не разъяснит ситуацию, то и никто не разъяснит. Конечно, мы по-прежнему очень волнуемся, так как переход на НСОТ осложнился экономическим кризисом, и никто не может точно сказать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Хотя наше правительство и заявляет о том, что сохранятся все условия реализации социальных программ, которые были приняты, в том числе и в бюджетной сфере, все же о стопроцентной гарантии говорить пока сложно.
В связи с введением НСОТ фонд оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений увеличивается на 30 процентов. Пока деньги выделены на декабрь, но и здесь не обошлось без бурных обсуждений. Положением было предусмотрено, что до пяти процентов ФОТ может быть централизовано на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета для финансирования стимулирующих выплат ректорам вузов и директорам других учреждений профессионального образования. Но эти пять процентов вычли не из 30 процентов дополнительных бюджетных ассигнований, а из 130, то есть из всего фонда оплаты труда учреждения с учетом его увеличения на 30%. Таким образом, практически фонд оплаты труда в учреждениях вырос не на 30%, а на 23,5%. Могли ли мы согласиться с этой ситуацией? Конечно, нет. Опять начали вести сложные переговоры с Министерством образования и науки РФ и с Минздравсоцразвития. И все-таки пришли к решению, что централизованные в декабре 6,5% фонда оплаты труда возвращены федеральным образовательным учреждениям. При этом часть этих средств по решению специальной комиссии Рособразования направляется на поощрение ректора вуза (директора колледжа), а оставшаяся часть должна быть направлена на поощрение коллектива в соответствии с условиями коллективного договора, локальным положением об оплате труда, и с учетом критериев оценки эффективности деятельности конкретного учреждения.
– Какие «козыри» вы используете, чтобы убедить оппонентов принять позицию профсоюза?
– Только обоснованные доводы. Не могу сказать, что власти не волнуют эти проблемы, они тоже обеспокоены и последствиями финансового кризиса, и тем, как будет вводиться НСОТ. Приведу один пример. С 1 февраля этого года планировалось повышение заработной платы на 14%. Мы настаивали на том, чтобы в приказе Минздравсоцразвития содержалась такая формулировка, которая гарантировала бы увеличение не просто ставки или оклада, а всей заработной платы работникам федеральных учреждений на 14%. Мы добились этой формулировки, тогда возник вопрос финансирования ее реализации. Затем появилось письмо Минздравсоцразвития, которое практически подтверждало правильность расчетов Минфина и по сути объясняло отсутствие необходимости выделения дополнительных средств.
Для того чтобы доказать Минфину и всем членам Российской трехсторонней комиссии, что выделенных денег недостаточно, мы добились проведения мониторинга: какое же повышение получилось по каждому учреждению и по конкретным категориям работников. Затем, после того как появилось письмо Минздравсоцразвития, мы направили запрос в Генпрокуратуру. Нам важно было добиться отмены этого письма, практически дезавуирующего порядок повышения зарплаты, предусмотренный приказом этого же министерства. Генпрокуратура подтвердила неправомерность подобных действий Минздравсоцразвития, письмо отменили. И только после этого Минфин выделил дополнительные средства, которые позволили в полном объеме обеспечить повышение зарплаты на 14% работникам вузов, имеющим ученые степени. Вот каковы механизмы наших действий.
– Какие проблемы ЦК профсоюза будет решать в новом году?
– Они в первую очередь связаны с введением НСОТ. Жаль, что переход к новой системе оплаты труда совпал с финансовым кризисом, те положения, которые приняты в спешке, будут еще отшлифовываться в течение года. Об этом мы тоже говорили на заседании Российской трехсторонней комиссии, а также говорили о том, что сейчас надо вести системный мониторинг, выявлять возникающие проблемы. С 1 января минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей. И нас беспокоит, что значительная часть дополнительных средств, выделенных на введение НСОТ, пойдет на доплату работникам, которые до сих пор получали менее 4330 рублей. В сфере образования порядка 35% таких работников. Все это осложнит создание необходимой дифференциации в оплате труда при введении НСОТ. То есть впереди нас ожидают очень непростые переговоры, особенно на фоне финансового кризиса. Мне бы хотелось, чтобы для нашей сферы он прошел менее болезненно.
– В октябре 2008 года президиум ЦК профсоюза дал старт подготовке к отчетно-выборной кампании, что вы ожидаете от нее?
– Практически кампания стартует весной, у нас еще состоится пленарное заседание ЦК профсоюза, на котором будут обсуждаться этапы подготовки к съезду. В мае начинаются отчеты и выборы в первичных организациях школ и дошкольных учреждений, потом пройдут районные и городские конференции, потом территориальные, и в апреле 2010 года мы придем к очередному съезду профсоюза. А сейчас, вы правы, дан старт: намечены этапы проведения кампании и определенные организационные моменты, которые связаны с этими мероприятиями. В течение ноября – декабря мы провели совещания с руководителями территориальных организаций по федеральным округам, чтобы заблаговременно осмыслить, как жить дальше, какие направления деятельности нужно развивать, какие изменения внести в устав, внутреннюю структуру профсоюза, финансовую политику. Чтобы к съезду прийти уже с какими-то наработками и чтобы они были не только установкой сверху, но и решением всего профсоюза.
– Уже намечены какие-то основные направления новой стратегии?
– Мы не ждем очередной знаменательной даты, чтобы к ней что-то подготовить. Мы теперь работаем в рыночных условиях и не можем не изучать опыт профсоюзов стран с рыночной экономикой. Сегодня у нас нет тех возможностей, которыми профсоюзы обладали в советское время, нам нужно искать другие механизмы защиты человека. И мы находим такие инновационные формы защиты.
Некоторые профорганизации заключают соглашения с различными базами отдыха и так решают проблему оздоровления сотрудников, потому что сегодня Фонд социального страхования уже не выделяет путевки, как раньше. Это давние ошибки власти. Когда вводился единый социальный налог, нас убеждали в целесообразности этой меры. А мы были категорически против, прекрасно понимая, что и Фонд социального страхования, и Пенсионный фонд при системе единого социального налога не смогут эффективно обеспечить потребности работников в оздоровлении, лечении, пенсионном обеспечении. А сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда и пенсионное законодательство нужно менять, и в подходах к формированию бюджета Фонда социального страхования необходимы серьезные изменения.
В ряде территорий есть и определенный опыт по созданию кредитных союзов. Зарплаты у педагогов небольшие, поэтому кредитный союз позволяет членам нашего профсоюза приобретать в кредит необходимые вещи, например, бытовую технику. Эта практика очень распространена в мире.
Еще одной очень важной и перспективной формой социальной поддержки работников образования является дополнительное пенсионное обеспечение. Уже несколько лет работает профсоюзный негосударственный пенсионный фонд. Сейчас мы занимаемся новым направлением, которое было предложено еще президентом Владимиром Путиным. Предусмотрено, что если человек вкладывает в фонд одну тысячу рублей, то федеральный бюджет добавляет также тысячу. Кстати, новый президент Дмитрий Медведев в Обращении к Федеральному Собранию заявил, что это будет новым направлением пенсионного обеспечения, и мы тоже включились в эту программу.
Также ЦК профсоюза объявил конкурс на создание инновационных форм защиты социальных и экономических интересов работников, тем самым мы сможем дать серьезный импульс для дальнейшего развития профсоюза.
Конечно, назрели определенные изменения и в финансовой политике. Сегодня основная часть профсоюзных взносов остается в первичных, районных и городских организациях. Это еще система советского времени, нигде в мире сейчас такой нет. В ЦК профсоюза от всей суммы взносов поступает четыре процента. На уровень регионов приходится от 25 до 30 процентов, а все остальные средства остаются внизу. Но эти средства, собираемые, допустим, в каждой школе, настолько малы, что реального и долгосрочного экономического эффекта они для членов профсоюза в принципе дать не могут. С экономической точки зрения это абсолютно неэффективное использование взносов. Очевидно, ныне действующая система распределения взносов нуждается в серьезной корректировке, но люди не всегда готовы понять, что централизованно аккумулируемые средства могут принести больше пользы для всех.
– Готовится реструктуризация высшей школы, каковы, на ваш взгляд, социальные последствия этого процесса?
– Конечно, оптимизация высшего образования будет идти, главное, чтобы она не проводилась революционным и жестким путем. Мы уже живем в условиях серьезного сокращения сельских школ, это очень болезненный процесс. Сегодня сложно сказать, как будет развиваться ситуация с вузами. Пока даже в выступлениях министра образования и науки Андрея Фурсенко ничего конкретного об этом не говорится, но понятно, что такой процесс начнется. И он опять усугубляется внешними факторами, например, демографической ситуацией. Если учить будет некого, хотим мы этого или нет, какие-то шаги будут предприниматься. Сейчас есть много незанятых вакансий, которые закрывают работающие преподаватели за счет подработки. Наверное, в первую очередь будут сокращать эти вакансии. Также просматривается интеграционный процесс в вузовской системе. Но я считаю, что любой шаг должен быть серьезно мотивирован и просчитан, необходимо опередить, действительно ли он будет способствовать повышению уровня образования. Нельзя проводить кампанию ради кампании. Профсоюз в данном случае при любых реорганизациях и освобождениях работников должен стоять рядом со своими членами, защищать их и наблюдать за тем, чтобы буква закона строго соблюдалась. Постараться сделать все, чтобы человек не остался без работы, чтобы для людей были созданы программы трудоустройства и переподготовки.
– Два года назад профсоюз выступил одним из учредителей Лиги образования. Ради чего она была создана и какое участие в ее работе принимает профсоюз?
– Мы практически стали инициаторами ее создания. Изучив исторический опыт, мы вспомнили о том, что сто лет назад в России уже была Лига образования, которая решала вопросы в интересах работников системы образования. Мы решили отметить эту дату и в декабре 2006 года провели учредительную конференцию лиги. В ней участвовали профсоюз, Ассоциация лучших школ, издательство «Владос», директор московской школы №686 «Класс-центр» Сергей Казарновский, а также Сергей Сафронов, который в настоящее время является генеральным директором Лиги образования. Я отлично понимала, что профсоюз – известная в стране организация, и если мы сможем вносить и реализовывать какие-то интересные предложения, но уже не в рамках профсоюза, а совместно с теми, кто захочет к нам присоединиться, это будет полезно и нам, и тем организациям, которые вступят в лигу. На сегодняшний день более двадцати пяти организаций включились в ее работу: «Вольное дело», «Полимедиа», «1С» и так далее. Первыми к деятельности лиги проявили интерес те общественные организации, которые занимаются развитием информационных технологий. В этом году лига занималась развитием цифровой школы, выступила одним из организаторов выставки Integrated Systems Russia 2008 в секторе Digital Education – «Цифровое образование».
Для меня очень важно, что в лигу вошла Ассоциация лучших школ России. Это лидеры, и мне приятно, что наши территориальные организации тоже начинают объединяться с ними. В ходе профессиональных конкурсов и в повседневной деятельности мы контактируем и с лучшими учителями России. И каждый конкурс, каждая встреча подтверждают то, что у нас много замечательных учителей, что надо больше говорить об их опыте и строить на положительных примерах отношение к учительству в обществе. И когда я вижу, что в таких конкурсах, как «Учитель года», «Лучшие школы России», «Лидер в образовании», побеждают члены профсоюза, председатели первичных профсоюзных организаций, конечно, это очень приятно.
Мне нравится, как работает наша молодежь. Очень радует конкурс «Студенческий лидер». Профсоюз второй год выигрывает гранты по студенческой проблематике. Иногда нам говорят: почему у вас в профсоюзе студенты, нигде в мире такого нет. Но участие студенчества в нашем профсоюзе сложилось уже давно, и зачем от этого отказываться, если студентам в рамках профсоюза интересно работать? Вы же сами видели на конкурсе, как растет профессионализм и гражданская зрелость наших студентов благодаря профсоюзу. Мы ведь таким образом растим резерв управленцев не только для себя, но и для страны в целом. Сейчас и президент объявил, что надо готовить кадры, и мы системно этим занимаемся.
– Как вы считаете, Год учителя, который планируется провести в 2010 году, сможет поднять статус педагога в обществе? Что, по вашему мнению, нужно для этого сделать?
– Я всегда отмечаю, что нужно говорить больше добрых слов о людях, которые в непростых условиях перестроек, модернизаций и реорганизаций трудятся в образовательной сфере. Пока мы говорим только о том, что хочет общество от образования, и не хотим показать, что педагоги пытаются откликнуться на вызовы общества в этих непростых условиях. У них было бы больше желания вкладывать в работу все свои силы, если бы они понимали, что это оценивается по достоинству. У нас часто превалирует оценка лидирующей группы, а эта группа не очень велика, и есть много других педагогов, которые по разным причинам не могут выйти в лидеры, но хорошо делают свою работу. Учительству нужно говорить больше добрых слов, и если оно не всегда удовлетворяет наши требования, то это не всегда вина учителя.
Конечно, есть и хорошие работники, и плохие, и с системы образования особый спрос, но мне кажется, нужно формировать позитивный образ учителя. СМИ часто выхватывают какие-то негативные случаи и распространяют эту информацию, что не облегчает труд учителя, его взаимоотношения с родителями и учениками и не способствует улучшению его работы. Не нужно исключение выдавать за правило.
Сейчас начинается обсуждение того, как пройдет Год учителя. Уже сам факт его проведения говорит о том, что в обществе наступает понимание, что надо внимательнее относиться к учителю, к его статусу. Надеюсь, что к нему будут серьезно готовиться и профсоюз примет в нем участие, мы уже подали несколько своих предложений в Министерство образования и науки РФ.
– Галина Ивановна, что бы вы пожелали учителям в новом году?
– Прежде всего здоровья. Труд учителя очень сложный, если бы я не работала учителем 13 лет, то, наверное, не понимала бы, насколько он сложен. Еще хочу пожелать выдержки и благополучия не только в семье, но и в коллективе. Думаю, если бы микроклимат в каждом учебном заведении был лучше, то и все проблемы переживались бы легче. Хочу пожелать, чтобы в семьях учителей были люди, которые готовы помочь в сложные минуты. И мне бы хотелось, чтобы кризис как можно меньше отразился на сфере образования и тружениках отрасли. Хочу напомнить, что профсоюзная организация любого уровня всегда стремится помочь каждому работнику, который в ней состоит.
Комментарии