Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Опасный возраст. Что делать, если вы потеряли смысл жизни

Учительская газета, №50 от 13 декабря 2005. Читать номер
Автор:

Так ли часто мы уделяем внимание своему психическому здоровью? А ведь оно не менее важно, чем физическое. Западная медицина уже пришла к тому, что признала депрессию заболеванием и уважительной причиной для больничного. Тем более внимательно стоит отнестись к такому сложному и затяжному психологическому состоянию, которое называют кризисом среднего возраста. От него могут серьезно пострадать работа, семья, здоровье и в целом жизнь человека, который потерял смысл своего существования.

Кто я буду такой?

У каждого возрастного периода есть свое предназначение. Если до 30 лет человек стремится получить образование, профессию и найти спутника жизни, то в районе сорока наступает пора переосмысления – а ту ли профессию я на самом деле выбрал, то ли мне на самом деле нужно от жизни, с тем ли человеком связал свою судьбу?

Тогда человек начинает ворошить воспоминания, стирая пыль с идеалов и увлечений юности. Наваливается ностальгия по первой любви, возникает желание доказать, что ты можешь что-то изменить, взять реванш. Но при этом каждый раз, подходя к зеркалу, замечаешь проблески седины в волосах, отвисший живот, морщинки на лице…

Наступает время испытания на прочность отношений между мужем и женой, ибо тут как раз выясняется, что было изначально заложено в основу их брака – пылкая страсть, желание иметь детей, какой-либо экономический расчет или что-то другое. По русским меркам, 40 лет (средний возраст начала этого кризиса) – период, когда дети закончили школу, работа и семья успели приесться. Возникают вопросы: а кому я теперь нужен? И кто теперь нужен мне? Не случайно на этот период приходится пик разводов.

В профессиональном плане кризис выражается в апатии к делам и хронической неудовлетворенности тем, что имеешь и чем занимаешься, и прежде всего – собой. Человек уходит в себя, становится безразличным, чувствует какую-то апатию и безысходность, не испытывает удовольствия от сделанной работы, не проявляет инициативы, желания совершенствоваться, искать новые, необычные решения. Проявлением кризиса могут быть и завистливые оценки успехов других людей. Дескать, вот у него все получается, а у меня…

Мужчины и женщины по-разному переносят эту ситуацию. Как известно, женщины отличаются от мужчин большей приспособляемостью и гибкостью в восприятии действительности. Поэтому смена работы и даже спутника жизни, который перестал устраивать, у них проходит менее болезненно, чем для сильного пола. Мужчины более «жестко структурированы», им намного труднее не только поменять специальность, но даже изменить свою линию поведения. Поэтому чаще всего идут по пути наименьшего сопротивления – оставляя все, как есть, уходят в запой или загул, ищут сочувствие у родителей.

Кто виноват

и что делать?

Для начала необходимо понять, что причина недовольства жизнью находится в вас. Не начальник, не жена и не сослуживцы виноваты в том, что у вас что-то не получается в жизни. Не стоит торопиться расстаться с супругом. Поговорите с ним искренне о том, что вас терзает, – это даст супругу возможность вам помочь, хорошо зная ваши сильные и нереализованные стороны. Более чем вероятно, что он поддержит вас в новых увлечениях – за исключением, естественно, любовных. Наградой вам будет возвращенное спокойствие и уверенность в партнере, который, помогая вам выбраться из кризиса, только упрочит близость и доверие между вами.

Смена работы тоже спасает далеко не всегда: если причина продолжает сидеть внутри самого человека, он на любой работе будет чувствовать себя обиженным и неудовлетворенным. В этом случае помогает не лесть (иначе он подумает, что все на самом деле действительно плохо, раз уж он, такой хороший, никому не нужен), а трезвая оценка его достоинств и положительных качеств.

Вот еще несколько рекомендаций для выхода из кризиса, которые дают психологи. Подумайте, чего вам не хватает? Не стесняйтесь вернуться к своим давно забытым хобби, достаньте запылившиеся музыкальные инструменты, на которых вас заставляли играть в детстве. Научитесь рисовать, перечтите свои старые рассказы, заброшенные на антресоли. Может быть, имеет смысл снова попробовать писать?

Хотите вновь оседлать велосипед или научиться кататься на роликах? Боитесь, что это несколько «не по возрасту»? Манят восточные единоборства, но вы боитесь, что уже поздно чему-то учиться и у вас не получится? Это самое вредное предубеждение. Позвольте себе наконец-то делать не то, чего от вас хотят другие, а то, что вы хотите сами.

Тянет вырезать, мастерить, готовить, строить своими руками? Вперед! Любая творческая деятельность делает нашу жизнь эмоционально наполненной и интересной. Наслаждение не только результатом, но и самим процессом творения дает огромный эмоциональный и, следовательно, энергетический заряд, который помогает с достоинством встретить любой кризис.

Еще один реальный выход из ситуации – реализовать в своих детях или учениках то, что вы не смогли или не успели сделать в своем детстве, юности или более старшем возрасте.

Не потому ли преподавательской работой охотно и с упоением занимаются именно люди среднего возраста? Ведь по статистике подавляющее большинство учителей России – как раз те, кому за 40. То есть все они находятся в своеобразной кризисной группе риска. Спросите, как быть педагогам при наступлении профессиональной апатии? Не следуйте стереотипу консервативной Марьванны: запишитесь на курсы повышения квалификации, освойте наконец-то компьютер, попробуйте себя в качестве автора учебников и методических пособий. Словом, не останавливайтесь в развитии, делайте все, чтобы в компании с самим собой вам не было скучно.

Ольга КОНОВАЛОВА, Вадим МЕЛЕШКО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту