Музей боевой славы 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения и истории школы №270 – это не просто кабинет, наполненный документами и экспонатами, а прежде всего живая работа с детьми, участие в проектах. Это культурно-историческое, образовательно-воспитательное пространство, не ограниченное стенами.
Основанный в 1956 году ветеранами Великой Отечественной войны ополченцами Михаилом Сутягиным и Виктором Ермолаевым, за 67 лет своего существования музей принял в своих стенах десятки тысяч школьников, родственников ополченцев.
Идея организации конкурса эссе и видеороликов «Они учили детей жить» в школьном музее пришла воспитателю кадетского класса Вадиму Владимировичу Давыдову пять лет назад. Ее поддержали медиацентр «Альтаир», куратор школьного музея Лада Викторовна Пименова и Сообщество потомков ополченцев 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения. Тема конкурса «Учитель на войне» выбрана не случайно, на территории школы находится памятник учителям школы №270, которые в 1941 году встали на защиту Родины, записались добровольцами в народное ополчение. А сколько их было в то время по всей стране, чьи имена неизвестны до сих пор! Основная идея – донести до детей, что своим поступком учитель учит детей жить… Постепенно конкурс расширился, добавились новые номинации, идеи, проекты, ведь тема Великой Отечественной войны близка абсолютно всем.
Особенностью конкурса «Они учили детей жить» является то, что его жюри – ветераны и потомки бойцов и командиров московских дивизий народного ополчения.
Участники конкурса – обучающиеся московских школ Северо-Восточного административного округа, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Херсонской областей – рассказывают о своих прадедушках, легендарных учителях родных школ, по-своему излагают краткие биографии ополченцев 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения.
– В первую очередь нас интересуют личное отношение участников конкурса к историям жизни героев, человеческая и гражданская позиция, стиль и грамотность изложения, поиск новых исторических фактов, – рассказывает председатель жюри Мария Александровна Семенова, главный редактор издательства «Кетлеров», корреспондент редакционно-издательского дома «На Пресне».
В рамках конкурса «Они учили детей жить» реализуется много проектов: дважды в год проходят благотворительные акции «Подарок маленькому другу», экологическая акция «Бумажный бум». Книги, игрушки, канцелярские принадлежности, детские вещи отправляются в школы Вяземского района, средства от проведения экологических акций «Бумажный бум» перечисляются на восстановление храма в поселке Пигулино Смоленской области.
Появился и новый проект «Пишем истории строки» – это сохранение и пополнение базы данных музея. В школьный музей приходят потомки ополченцев, рассказывают семейные истории, вспоминают героических воинов, приносят архивные документы, фотографии из домашних альбомов. Ребята сканируют их, расшифровывают диктофонные записи бесед и передают материал в редакционный отдел Сообщества потомков ополченцев 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения.
В студии радиостанции «Радио России» на уроке Мужества «В наших силах вернуть память о пропавших без вести» координатор Сообщества потомков ополченцев 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения Артем Попов и ученицы школы №1539 Мария Толмачева и Анастасия Лебедева говорили в прямом эфире о том, как важно хранить память о людях, которые ценой своей жизни отстояли Москву.
В ближайшей перспективе создание виртуальной Стены Памяти для музея. Сейчас в школьном музее экспонируется не более 200 фотографий ополченцев, а в архиве их уже более трех тысяч. Такой объем информации невозможно разместить без современных технологий.
Еще одним результатом конкурса «Они учили детей жить» стала экспозиция нашего школьного музея «Огненный путь», которая демонстрируется в главном музее страны – Музее Победы на Поклонной горе. Экспозиция собрала воедино на выставочных стендах артефакты, найденные поисковыми отрядами на местах боев 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения в Холм-Жирковском районе под Вязьмой, результаты проектной деятельности ребят, открытые уроки, мастер-классы, музейные коворкинги, подготовленные творческими педагогами нашей школы. Это огромный пласт работы всего педагогического коллектива школы, позволяющий подходить к воспитанию и развитию знаний целостно и системно, ориентироваться на гуманистические ценности, общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность на материалах музея боевой славы 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения и истории школы №270, продолжать учить детей жить…
Елена ФРОЛОВА, педагог дополнительного образования школы №1539
Комментарии