Для меня счастье, когда твой ученик стал успешен в жизни, а ты причастен к его осознанному выбору и помог ему найти себя. Исходя из моей многолетней работы и историй выпускников, могу сказать, что большая их часть определяются с направлением своей дальнейшей профессиональной деятельности уже в начальной школе. Важно с самого начала обучения не только развивать ребят в рамках школьной программы, но и обучать их необходимым практическим навыкам для дальнейшей самореализации.
Эксперты определили перечень навыков, которыми должен обладать востребованный в будущем специалист: аналитическое мышление и новаторство, активное обучение, критическое мышление и анализ, креативность и уникальность, умение формулировать, аргументировать и др. Большинство навыков напрямую зависит от умения работать с различными материалами, способностью постоянно развивать память, внимание и мышление. Осмысленное восприятие информации играет в этом ведущую роль.
В нашей школе уже не первый год ведется активная работа по реализации проекта «Осмысленное чтение». Направления работы определяются исходя из детских индивидуальных интересов, внедряются в учебный процесс, во внеурочную деятельность.
Опрос третьеклассников показал интересные результаты: все учащиеся без исключения понимают значимость этого курса и считают, что навык свободного и осмысленного чтения может помочь им в улучшении восприятия материала не только по литературному чтению, но и во всех учебных предметах. Действительно, ученики уже сейчас достигли немалых успехов: они быстрее понимают суть математических задач, внимательнее читают предложенные задания и значительно лучше справляются с большим объемом информации уже на начальном этапе проекта.
В работе в этом направлении можно выделить три основных блока: технический компонент (упражнения для формирования быстрого и правильного чтения); смысловой компонент (работа с разными видами текстов); практический компонент (решение учебно-практических задач через полученную информацию).
Особо надо отметить прогресс детей в скорости чтения. Многолетний практический опыт показывает, что дети с навыком чтения 120‑150 слов/мин в начальной школе продолжают успешно учиться в старших классах. Для его формирования на наших занятиях уделяется отдельное внимание работе по развитию периферического (бокового) зрения: таблицы Шульте, клиновидные таблицы, дыхательная гимнастика, нейроупражнения, задания для межполушарного развития.
Однако не стоит забывать, что совершенная техника чтения неразрывно связана с осознанным пониманием прочитанного: если ребенок умеет быстро анализировать и понимать смысл текста, то вероятность того, что он прочтет его быстро и без ошибок, существенно возрастает. Недаром К.Д.Ушинский говорил: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Конечно, каждый учитель самостоятельно выбирает наиболее подходящие виды работы, которые сделают занятие интересным и познавательным. В своей же практике мы используем технологии развития критического мышления, например прием «инсерт» (чтение текста с пометками), где «+» – «я это знал», «-» – «я этого не знал», «!» – «это меня удивило», «?» – «хотел бы узнать подробнее». Далее к занятию подбираются такие тексты, которые приводят детей к непосредственному выполнению задач и проектов. В частности, изучив историю настольных игр, мы создали свои собственные, также активно практикуем дискуссии, работу в паре и группах. Таким образом, ребята не только учатся презентовать свою работу, отстаивать свое мнение и отвечать на вопросы одноклассников, но и анализируют и выявляют свои успехи, сложности и их причины (заполняя маршрутный лист на заключительном этапе проекта).
Именно в начальной школе у ребят закладываются первые шаги к будущей успешной и счастливой жизни, поэтому нам, учителям, очень важно разделить с ними эту ответственность, научить их с удовольствием познавать окружающий мир и самого себя. «Внимательное, вдумчивое, логическое, осознанное, творческое, свободное, увлекательное» – такие синонимы подобрали ученики 3‑го «Д» класса к понятию «осмысленное чтение».
Мне радостно наблюдать, что мои дети думают, мыслят, творят и развиваются в течение нашего проекта. Ведь настоящее учительское счастье – видеть светящиеся, озорные и любопытные глаза своих учеников.
Елена МОЛЧАНОВА, учитель начальных классов школы №118
Комментарии