Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Память

Она учила детей любви и слову

15 ноября исполнилось бы 80 лет выдающемуся педагогу, ученому, профессору Любови Александровне Ефросининой
Учительская газета, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Пять лет прошло, как дети лишились возможности посещать ее уроки, а взрослые – участвовать в разработке новых, прогрессивных обучающих программ. И теперь можно с уверенностью сказать, что имя Любови Александровны заняло особое место в современной истории дошкольного обучения и начального образования. Ее учебники, пособия, хрестоматии, рабочие тетради были и остаются ориентирами как для специалистов-профессионалов, так и для родителей, кому в свое время повезло учиться читать по этим книгам.

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, Любовь Александровна была удостоена Премии Президента РФ за создание комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа ХХI века» для общеобразовательных учреждений.

Особый статус Любови Александровны Ефросининой, наверное, в том, что ее не просто помнят, ее уважают и любят. Дело тут не столько в многочисленных научных достижениях и наградах и даже не в том, что эффективность ее книг общепризнана. Сама жизнь Любови Александровны вкупе с ее научными и учебными трудами оказывали влияние на систему ценностей и мировоззрение тех, кто с ней работал, кто у нее учился, кого она учила чтению: это и дети, и родители, и сами педагоги. Литературное чтение, как оказалось, при правильном подходе способно формировать нравственно-эстетические ценности.

Любовь Александровна учила детей не просто читать и писать. Она в первую очередь учила своих учеников любить жизнь и стремиться к познанию как окружающего мира, так и глубин человеческой души. Ее книги дают возможность сформировать в подрастающем человеке крепкий духовный фундамент, который важнее и надежнее отличных оценок и позволяет вырасти достойным человеком и гражданином.

«Литература – храм, куда нас постепенно вводят родители, воспитатели и учителя, которые учат воспринимать художественное слово», – всегда говорила Любовь Александровна. И ее программа обучения помогает не только чувствовать и понимать искусство слова, но и восхищаться красотой мира, воплощенной в этом искусстве.

Раскрыть детям все оттенки красоты мира позволило важное новшество в методике Любови Александровны: изменение оптики обучения. Известно, что книги способны открыть читателю тайны окружающего мира. Любовь Александровна владела искусством спуститься с учительских высот и встать вровень с ребенком: видеть то, что видит он, говорить на понятном ему языке, не упрощая и не принуждая. Именно благодаря этому ее методика вызывала искреннее доверие и непритворный интерес.

Произведения детских писателей – и классиков, и современников – были тщательно отобраны Любовью Александровной с учетом психологических и возрастных особенностей юных читателей. Она вводила их в огромный мир литературы через доверительный диалог и игровую деятельность, закладывая основы читательской культуры и компетентности, развивая литературную русскую речь.

Разработав методику обучения, построив свою общепризнанную программу, выпустив предметную линию учебников по литературному чтению с 1‑го по 4‑й класс, Любовь Александровна неустанно продолжала искать возможности упростить доступ в литературный храм для всех детей, учесть все особенности развития, чтобы ни один дошкольник в стране не был обделен. Многолетние эксперименты помогли ей выстроить стройную и эффективную систему для всех возрастных групп читателей начиная с трех лет. Особо надо подчеркнуть, что в наше сложное время социальных трансформаций в своих работах она не оставила ни малейших поводов для педагогических скандалов и конфликтов.

Занимаясь проблемой преемственности между дошкольным и начальным образованием, Любовь Александровна последовательно внедряла интегрированный подход. Отказавшись от привычного многим копирования школьных уроков, она строила весь процесс обучения на игровой деятельности, считала обязательным постоянно отслеживать новые направления в организации развивающей среды для детей и делиться открытиями с коллегами.

Окончив педучилище, а затем институт по специальности «педагогика и методика начального обучения», Любовь Александровна была учителем-экспериментатором Института содержания и методов обучения РАО, прошла путь от младшего до ведущего научного сотрудника этого же института.

Метод Любови Александровны опередил свое время – это действительно подход XXI века. Вместо советской системы унификации она верила в дифференцированный подход и возвела в абсолют норму о том, что все дошкольники обладают индивидуальными особенностями и возможностями.

«Я изучала детскую литературу, историю классного и внеклассного чтения в школах России, вела экспериментальную и научную работу по проблеме литературного развития младших школьников. Я старалась найти ответы на вопросы: чему учить? как учить? зачем учить?» – говорила заслуженный учитель РФ, лауреат президентской премии.

В результате многолетней работы Любовь Александровна нашла ответы на эти ключевые вопросы. Пожалуй, одним из главных успехов ее плодотворной жизни стало то, что теперь доступ к ним есть и у всех нас.

Родион РУДНЕВ

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt