search
main
Топ 10
Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Год педагога и наставника стартовал в Москве Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» Министр просвещения рассказал о поддержке учителей О ключевой роли образования в предотвращении геноцида Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО
0

Он жил на одну зарплату.

Попробуем выяснить, что и сколько мог приобрести на свое жалование российский учитель в разные периоды отечественной истории, и каким был уровень этого самого жалования по сравнению с зарплатой индустриального рабочего. Для большей убедительности переведем зарплату в золотой эквивалент.

Как жилось сто лет назад обычному учителю, каковы были его доходы и потребительская корзина? Архивные данные сообщают о царицынском учителе N, окончившем Саратовский университет в 1908 году и возрасте 26 лет поступившем на преподавательскую деятельность в женскую гимназию учителем географии. При нагрузке 12 нормативных (ставка) и 16 дополнительных часов в неделю учитель  в год получал 1980 рублей казенного жалованья плюс 160 рублей за классное руководство и еще 270 целковых на бытовое содержание (квартиры и прочего). В итоге набегала приличная сумма — 2410 рублей.

А дополнительные уроки оплачивались в размере 75 рублей в год – и это лишь за 1 «лишний» урок в неделю.

Опытные учителя получали 2500 рублей в год.

Для более точного понимания размера зарплаты дореволюционных учителей следует учесть, что царский  рубль 1910 г. имел высокую покупательскую способность. Так, обладатель банкноты стоимостью 10 рублей мог обменять ее в Госбанке на монету 10 рублей золотом. Масса монеты  8,6 г., содержала  золота  900-й пробы 7,74 г. 2410 рублей – это 241 червонцев монетами общей массой 2072,8 грамма, содержала 1865,3 г. золота.  В современных рублях: 1865,3 × 1770,64 руб. = 3304710,58  рублей в год или 275392,58 рублей  в месяц.

Средняя зарплата по нашей школе за октябрь 2012 года 22221 рублей в месяц или 266652 рублей в год, в золотом эквиваленте 150,6 грамм золотом 900-й пробы. Такую зарплату получают не все учителя. Минимальная зарплата 12465 рублей в месяц, или 14950 рублей в год, или 84,5 грамма золотом. Максимальная заработная плата 38634 рублей в месяц, или 463608 рублей в год, или золотом 262 грамма. Не дотягивает даже до минимума дореволюционной России.

Кстати, сегодняшняя нагрузка учителя (18 часов) заметно выше, а низкая социальная защищенность – заставляет учителей в современной России работать по 36 часов в неделю, без учета проверки тетрадей и подготовки к уроку.

Еще немного примеров из дореволюционного прошлого для сравнения с «процветающим» настоящим. В 1916 году  средняя зарплата рабочего в Российской империи равнялась 250-280 рублям в год. Картофель тогда продавался по 13 копеек за пуд (16 кг), говядина – 4.50 за пуд, масло сливочное – 17 рублей за пуд. Вывод: за месячную зарплату дореволюционный  учитель мог приобрести, по ценам того времени, 1078 кг говядины или 37 тонн 320 кг. картофеля. Ежегодно у него оставалось 500—600 рублей. Невостребованные деньги наш исторический коллега помещал в банк под проценты.

Как видим, учитель средней школы сто лет назад с полным на то правом относил себя к категории людей среднего достатка. Мог позволить себе снять трехкомнатную квартиру с удобствами, вполне прилично одеваться, нормально питаться, посещать театр, чувствовать себя цивилизованным человеком. В свободное от уроков время он не копался в огороде, чтобы обеспечить пропитание, а полностью посвящал себя усовершенствованию профессиональных навыков. От такого учителя можно было потребовать и ожидать хорошей отдачи. Ведь даже если школа или училище закрывались – всем учителям давали годовой оклад и обязательно предоставляли другую работу. Молодому учителю выплачивались подъемные – треть годового оклада, прогонные и командировочные. Учителям полагалась освобождение от армии, казенная квартира с бесплатным же отоплением и освещением.

Учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах. Вступившая в силу в 1722 году, табель, определяя место человека в государственной службе, давала некоторую возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. В ее тексте это было оговорено особо: «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Учителя уездного училища состояли в XII классе (губернский секретарь), учителя рисования – в XIV (коллежский регистратор), гимназические учителя рисования – в XII классе, учителя языков (\”младшие\”) – в X классе (коллежский секретарь), учителя наук (\”старшие\”) – в IX классе (титулярный советник). Как известно, чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) – потомственное дворянство, со всеми  соответствующими правами и привилегиями.

Пенсионное обеспечение в начале XX века оставалось в целом таким же, как и по Уставу 1828 года, т.е. полный оклад пенсии (750 руб.) выплачивался после 25 лет службы. При этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%. Дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

Сегодня забыли о великом предназначении учителя, превратив его в бессловесного школьного работника, исправно выполняющего соответствующие распоряжения и инструкции. Было бы неплохо перенять опыт школ дореволюционной России, где четко были определены права и обязанности учителя, его социальные гарантии и статус государственного служащего высокого уровня.

Источники:

1.Инга Иванова. Царицынский учитель одевался у модных портных и держал прислугу.http://www.gorvesti.ru/gazeta/193–60/12572-caricynskij-uchitel-odevalsja-u-modnyh-portnyh-i-derzhal-prislugu

2.Т.В.Филоненко, А.В.Шипилов. Материальное положение учителей в дореволюционной  России.http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193317533&archive=1196815145&start_from=&ucat=&

3.Список гражданским чинам первых четырех классов, СПБ, 1842–1916

Валериан Чупин, учитель физики средней школы №10 города Чайковский, Пермский край.

Иллюстрация с сайта http://foto-a.narod.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте