search
main
0

Оми – душа ребенка Загадки этнографической лексики раскрывает словарь

Этот необычный толковый словарь предваряют стихи эвенкийского поэта Алилета Немтушкина: “Коль забуду родную речь, песни те, что поет народ, для чего же тогда беречь мне глаза, и уши, и рот?” Строки эти определяют задачу составителей уникального издания. (А.М.Мансурова, Э.К.Деспотопулу. Толковый словарь этнографической лексики. М., 2001). Пособие – результат анализа произведений писателей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оно ориентировано в первую очередь на учеников 5-11-х классов. Дается толкование слов и выражений, отражающих духовную и материальную культуру долган, манси, коряков… Всего в словаре отражены художественные произведения пятнадцати национальных культур. Подобных словарей наша школа еще не имела.

Ясное, четкое предисловие к учебному пособию поможет читателям без усилий ориентироваться в нем. Весь материал распределен по девяти тематическим разделам. Каждый из них служит, по мнению авторов, “культурному и литературному образованию школьников”. Так, справочный раздел знакомит читателей с объемом той работы, которую провели составители издания. Календари (ненецкий и эвенкийский) раскрывают особенности представлений разных народов о сезонах года и явлениях природы. Сведения о названиях народов, их численности, карта населения этносов, краткие биографические сведения о северных писателях – весь этот справочный материал представляет огромную ценность. Он будет полезен не только школьникам и их учителям. Студенты гуманитарных вузов, будущие культурологи, преподаватели старших и начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений почерпнут много полезных и нужных сведений.
Разделы “Быт, традиционная одежда, обувь”, “Обряды, обычаи, музыкальное сопровождение” адресованы самому широкому кругу читателей. Алфавитный порядок расположения слов и словосочетаний облегчает пользование словарем. А тематическая основа издания позволяет использовать его и как пособие по развитию речи детей.
Всего в словаре дано толкование 150 слов и выражений, отражающих духовный и материальный мир народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Примечательно, что авторы по мере необходимости приводят разные названия одного и того же явления, понятия у разных народов Севера. Так, в разделе “Мир. Вселенная. Явления природы” представлены понятия о верхнем, среднем (срединном) и нижнем мирах. Согласно легендам большинства северных народов, мироздание делится именно так. Верхние люди – это души умерших, так считают коряки, чукчи, юкагиры. Но эвенки дали им свое название – хэрпы. Зато определение “седьмое небо” трактуется народами Сибири одинаково. Так называют они высший слой небесного мира, где обитает Солнце, которое правит всем.
В качестве иллюстративного материала к словам составители пользуются фрагментами прозаических и поэтических произведений северных мастеров слова. Приводятся выдержки из творений авторов, чьи книги вошли в программу общего курса “Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”. Это и широко известная повесть Ювана Шесталова “Синий ветер каслания”, и первые стихи ительменской поэтессы Нэли Суздаловой. К выдержкам из книг даются лингвистические или лингвокультурные комментарии. Они помогают раскрыть художественный мир бытового сознания северных народов. Пример тому комментарий к слову “оми”. Так у северных народов называется душа ребенка. Ее они представляют в образе маленькой птички. Детей, умерших во младенчестве, хоронили на деревьях обернутыми в кокон, который обшивали перьями птиц. Считалось, что душа ребенка вселяется затем в тело той или иной женщины, готовящейся стать матерью.
Кроме комментария, в издании даются справки об истории слова, из какого языка оно вошло в жизнь и быт северян. Кроме познавательного аспекта, учитывается таким образом и воспитательный аспект. Формируется уважительное отношение к языкам коренных народов России, их историческим контактам.
Много полезных сведений содержат и приложения к словарю. Приводится карта расселения этносов и данные о численности 33 народов Севера. Список начинают народы, численность которых составляет менее полутора тысяч человек. Тофалары, алеуты, ижорцы – всего 16 народов. И неужели об их культуре, языке, обычаях когда-нибудь ничего не будет известно?! Потому и важен, и своевременен выход “Толкового словаря этнографической лексики”.

Надежда СЕМЕНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте