Универсальные учебные действия связаны с достижением метапредметных результатов учеников, когда знания, полученные в рамках одной дисциплины, возможны к применению в других дисциплинах, в повседневной жизни. В рамках олимпиадной подготовки формируются такие блоки, как регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. В свою очередь регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
В последнее время уровень конкуренции на олимпиадах значительно вырос, необходимо биться за каждый балл. Принимая участие в олимпиаде, важно уделить внимание не только ее написанию, но и этапу последующего совместного с учеником разбора заданий, оказать ученику помощь при подаче апелляции.
Ученик видит ключи (правильные ответы), выставленные экспертом баллы, сравнивает и при необходимости пишет апелляцию о несоответствии с выставленными баллами, тем самым навык «оценка» в рамках регулятивных УУД развивается наиболее полным образом. В нашей школе №1311 особое внимание уделяется этой работе. В 85% случаев нам удавалось отбивать баллы, благодаря которым ребята становились победителями и призерами.
Умение отстаивать свои интересы с ранних лет (участие в олимпиадах доступно ученикам начальной школы) пригодится ребятам и в дальнейшем. Так, выпускнице нашей школы Марте Шевяковой в прошлом учебном году удалось отбить баллы на апелляции результатов ЕГЭ. Полученные баллы позволили поступить на бюджет в МГУ.
Одним из итогов изучения социально-экономических дисциплин является знание основ предпринимательства и его функций. Предприниматель должен уметь организовывать экономический процесс. Это невозможно без развития в ученике коммуникативных учебных действий, которые раскрываются в умении организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Ученик 11‑го класса Никита Данилов успешно освоил блок обществознания и экономики, прошел путь подготовки и участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В феврале 2022 года он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, тем самым предоставив уникальный эмпирический материал, который автор статьи использовал в работе в рамках изучения тем экономического блока (выписки из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие оплату госпошлины, нотариально удостоверенные согласия). Ребята совместно со своим одноклассником выдвинули идею создания цикла по изучению темы «Предпринимательская деятельность», в основе которой бы лежали не параграфы учебников, а реальные действия молодого предпринимателя, их анализ с точки зрения действующего законодательства.
В итоге были совместно разработаны кроссворды, задания на изучение выписки из реестра предпринимателей, которые прошли модерацию в библиотеке Московской электронной школы и доступны для всех желающих.
Владислав ЖАГЛИН, учитель обществознания и экономики школы №1311
Комментарии