search
main
0

Ольга Каширина, Москва: Нужна принципиально новая система управления в сфере присвоения научных степеней и званий.

Проект реформы ВАК, по сути, предполагает монополизацию сферы подготовки научных кадров, что в итоге может привести к утрате целого ряда уникальных научных школ и дезинтеграции российского академического пространства.

Государственные задачи ускорения социально-экономического развития удаленных и дотационных регионов, а также расширения мер по выявлению и поддержке одарённых детей и молодёжи, требуют увеличения уровня региональной и отраслевой доступности образования, динамичности социальных лифтов, межрегиональной академической мобильности – реновации единого образовательного пространства в целом.

И именно через развитие региональной отраслевой науки можно и нужно добиваться запланированных социально-экономических эффектов. Учитывая, что государственные вузы присутствуют почти в каждом субъекте России, они при условии сохранения и стимулирования развития вузовской науки призваны стать форпостами формирования новых социально-экономических реалий. Не случайно в соответствии с новым законом об образовании одним из основных направлений развития образовательной системы является интеграция научной и образовательной деятельности – наличие собственных диссертационных советов создает возможности для формирования в регионах отраслевых научных школ, которые позволяют решать прикладные задачи развития территорий. Необходимость формирования механизмов самоорганизации и саморазвития регионов, невозможность на современном этапе адекватно решать региональные проблемы в режиме ручного управления из центра ставит задачу развития региональных научных школ в качестве одной из приоритетных. Но любое развитие происходит на основе конкурентной среды, соревновательности. Проект реформы Высшей аттестационной комиссии это не учитывает. Он, по сути, предполагает монополизацию сферы подготовки научных кадров. На фоне существующих сегодня векторов центростремительной внутрироссийской миграции это приведет к утрате целого ряда уникальных научных школ, дезинтеграции российского академического пространства, снижению вероятности устойчивого социально-экономического развития отдаленных территорий. Вызывает удивление позиция профильного ведомства, по сути, ограничивающая поле реализации наиболее инновационных проектов, поддерживаемых государством, кругом участников Ассоциации ведущих университетов России. Ассоциация, призванная изначально стать инструментом выработки передовых моделей и их распространения на всю вузовскую систему, чтобы подтягивать регионы и вести за собой всю корпорацию, по факту стала монополизировать ресурсы развития за счет закрытия целого ряда возможностей для вузов страны. Поспешная поддержка Ассоциацией проекта реформы ВАК, которая состоялась 23 апреля в стенах Министерства образовании и науки и Российской Федерации, – еще один очевидный шаг в этом направлении. Несмотря на серьезнейшую государственную поддержку выделенным вузам, последовательно возрастающую в течение последних 8 лет, мы не видим сопоставимого роста их эффективности. Они в своем большинстве ничем существенно не отличаются от вузов, не имеющих специального статуса, по показателям научной активности, а иногда даже отстают от них. Например, по меньшей мере десяток выделенных вузов отстает по показателям публикационной активности от очень многих вузов провинции, финансирование которых несопоставимо меньше. Также стоит отметить, что задача включения пяти из сегодняшних ведущих вузов в сотню лучших вузов мира по одному из глобальных образовательных рейтингов, несмотря на предстоящее грандиозное финансовое вливание, при сохранении действующей модели управления научно-образовательными процессами вряд ли может быть решена положительно. Прежде всего, потому, что действующая на данный момент система управления ведущими вузами приводит к дестимулированию научной и инновационной активности, как всякая монополистическая система. И это не только слова, по данным баз Scopus и РИНЦ, ежегодная динамика прироста, например, по публикационной активности у ведущих мировых вузов в среднем в три раза превышает динамику ведущих российских вузов. Этот факт не может быть игнорирован при корректировки курса научно-образовательной политики, он должен быть детально изучен на основе общефедерального исследования. Между тем ВАКовский мониторинг эффективности диссертационных советов проходил исключительно в целях сокращения численности диссертационных советов по принципу «в два раза» без учета их отраслевой и территориальной специфики. Результат – усиление без того присутствующей асимметричности конкуренции, усугубление неравных условий для развития вузов, их научных коллективов. Такой подход в корне противоречит государственному курсу территориального развития: Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года особо подчеркнул необходимость глубокой проработки всех аспектов «сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования», поддержки вузов, «которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учёбы связывают своё будущее с тем местом, где они живут и учатся». Президент призвал именно в этих вузах открывать дополнительные бюджетные места направлять государственную поддержку на программы их развития. Следует отметить, что мировая практика демонстрирует отсутствие прямой зависимости между малым числом субъектов в сфере образования и науки и их высоким качеством. Наоборот, чем больше вузов, тем выше вероятность того, что 10-20-50 из них окажутся в числе мировых лидеров. Так, в США общая численность вузов без филиалов превышает 4,5 тыс. Если экстраполировить американский подход, даже если бы в России сейчас было 2000 вузов, это никого не должно было бы удивлять. На данный момент может показаться, что ситуация стала улучшаться, поскольку в Минобрнауки России был сформирован проект перечня качественных критериев оценки диссертационных советов. Однако этот проект не прошел широкого публичного обсуждения ни с Российской академией наук, ни с Российским Союзом ректоров, да и в целом был сформирован кулуарно, и вряд ли его можно назвать спасением российской науки. В региональных советах ректоров вместе с институтами РАН проведен расчет, который позволяет сделать вывод, что если этот проект реализовать, то в Южном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах придется закрыть практически все существующие на данный момент диссертационные советы физико-математического, технического и естественно-научного профиля. Вряд ли авторы нынешней концепции реформы ВАК не понимают всех последствий такого эксцесса. И именно им хочу напомнить, что основная миссия образования – гуманитарная, и если в погоне за эффективностью мы потеряем человека, то и оценивать эффективность будет не у кого. Образование – это системообразующая общественная доминанта, и рискованные, резкие изменения в ней могут привести к непоправимым последствиям. Властные институты от образования сегодня включили форсированный режим дестимулирования конкуренции, а это ставит крест на идее реального развития качества как науки, так и образования. Пора объявить мораторий на последовательное «закошмаривание» вузовской системы, а вузовской системе следует прекратить самобичевание. Не должно быть презумпции виновности вузов. Решать проблемы надо с позиций консолидированной ответственности органов управления образованием и наукой, ректоров и работников вузов. Нужна принципиально новая система управления в сфере присвоения научных степеней и званий. Речь идет, с одной стороны, о расширении вузовской автономии в части присвоения научных степеней и званий, а с другой стороны, о повышении государственных требований к результатам и прозрачности этих процессов на основании четких и понятных обществу критериев. Борьба с псевдообразованием и псевдонаукой не должна вестись псевдометодами. Ведь, следуя логике стихийности, мы с легкостью уничтожим региональные научные школы, тем самым сожмем академический пояс, а социально-экономические задачи настоятельно требуют его расширения. На данный момент можно констатировать, что адекватной социально-экономической ситуации России, которая сложилась на данный момент в глобальном пространстве, стратегии развития у ВАКа пока нет. Главным, если не единственным, условием развития системы образовании и формирования нового социально-экономического пространства является выработка механизмов стимулирования новаций в системе подготовки научных кадров. В этом плане необходимо предоставить вузам академическую автономию в вопросах формирования диссертационных и экспертных советов, а за Высшей аттестационной комиссией оставить возможность на регулярной основе проводить по четким и понятным обществу и академическому сообществу критериям среди этих советов конкурс на право присваивать научные звания и степени государственного образца. Диссертационные и экспертные советы, не получившие такого права, смогут присваивать научные степени и звания по собственным стандартам. В вопросе выбора критериев считаю верным гибкий подход, основанный на среднем значении ряда показателей для диссоветов той или иной отрасли, того или иного территориального блока. Это позволит учесть их территориально-отраслевую специфику, создаст необходимый механизм расчета так называемых территориальных и отраслевых коэффициентов по каждому из критериев оценки, которые позволят учесть различия социально-экономического развития территорий и отраслей. Кроме того, необходимо уходить от статичных показателей в пользу динамических. Ведь именно динамика характеризует научное развитие. Также следует отметить, что предлагаемые ВАК при Минобрнауки России качественные критерии оценки диссертационных советов – это требования по характеристике условий осуществления научно-образовательного процесса, а не его результата. Зачастую ситуация складывается таким образом, что условия процесса соответствуют всем заявленным требованиям, а результата нет. В качестве результата в случае оценки эффективности деятельности диссертационных советов было бы правильным оценивать эффективность аттестованных диссертационным научным советом научных кадров. В числе показателей было бы целесообразно, например, рассматривать динамику числа цитирований, авторских прав, объема доходов от научной деятельности на одного аттестованного ученого. При этом крайне важно помнить, что ВАК сложился как системный инструмент управления наукой в России, а значит, процессы оценки диссоветов должны быть обязательно согласованы с мониторингом эффективности вузов. Только в этом случае можно ожидать, что наше академическое развитие будет комплексным и результативным. Образование – сфера, приоритетная для долгосрочных государственных инвестиций. Причем в нынешнем положении с ориентацией на долгосрочные перспективы следует поддерживать вузы, различные по масштабу, региональной представленности, научному профилю. Более того, в некоторых регионах с перспективной экономикой, но неразвитой образовательной инфраструктурой следует, напротив, создавать университеты. Ведь на некоторых территориях, например, в республиках Алтай и Мордовия, Костромской и Курганской областях число жителей, приходящихся на один вуз, включая филиалы, от 1,5 до 2,5 раз выше, чем в среднем по России. Таким образом, доступность высшего образования в этих и ряде других регионов пока еще низка, а в некоторых, например, в Ненецком автономном округе, до недавнего времени не было ни одного филиала вуза. Между тем там проживает порядка 40 тыс. человек – население, вполне сопоставимое с числом жителей, приходящихся на один вуз в таких регионах, как Камчатский край, Смоленская и Еврейская автономная области, Республика Якутия. Даже Всемирный банк в своем отчете признал, что только те страны, которые, невзирая на сложности, расширяют число рабочих мест, как бы кредитуя социально-экономическую ситуацию, добиваются улучшения. Именно такой подход позволит осуществлять стратегическое планирование развития территорий и отраслей, заложенное в указах Президента России.

Об авторе

Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского Союза ректоров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте