Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ольга Кабо и Валерий Баринов поговорили со зрителями о любви

Дата: 26 марта 2012, 18:26
Автор:

В театральном зале Московского Международного Дома музыки состоялась московская премьера литературно-музыкального спектакля «Любил… Что знаешь ты об этом?». В название вынесены строчки Георгия Адамовича. В программе спектакля волшебным образом соединились знакомые каждому со школьной скамьи строфы и известные лишь специалистам-литературоведам стихи. Они доносят до нас эфемерный, полный соблазнов, чистой радости и трагедии мир чувств, созданный поэтами…

Но глубоко на сердце, скрытая от самих себя и от а, – тоска. Дважды в первом отделении спектакля звучат эти строки из замечательного стихотворения Марии Петровых: «Ты не становишься воспоминаньем…»  единственная в жизни ценность. Даже если расстались навсегда, даже если понять а, увы, не дано. Но и забыть а просто невозможно…

Сначала – воспоминание. Мне повезло – будучи ребенком, я впервые услышала стихи Сергея Есенина на его родине – в деревянном домике-музее. А потом мы ехали в автобусе, и экскурсовод два часа подряд читала наизусть поэму «Анна Снегина», пока за окнами разворачивались пейзажи Рязанской губернии…

Настоящую поэзию важно не только услышать в правильном месте, но и принять из уст настоящих чтецов, которые проживают стихотворение прямо на наших глазах, словно речь идет о большой роли. Так, как проживают каждый стих в спектакле «Любил… Что знаешь ты об этом?» актер Валерий Баринов и актриса Ольга Кабо. Эти имена очень хорошо знакомы и театралам, и поклонникам качественного кино.

Заслуженная артистка России Ольга Кабо любима миллионами зрителей, которые не устают пересматривать фильмы «Миллион в брачной корзине», «Двадцать лет спустя», «Чокнутые», «Две стрелы»… Сегодня она одна из ведущих актрис театра им. Моссовета, где занята в лучших спектаклях – «Сирано де Бержерак», «Серебряный век», «Учитель танцев».

Народный артист РФ Валерий Баринов служит в Московском театре юного зрителя, украшает своей игрой спектакли «Скрипка Ротшильда», «Черный монах». На счету Баринова более ста ролей в теле- и кинофильмах: «Хозяйка детского дома», «Волкодав», «Роман императора», «Агапэ», «Водитель для Веры» и многие другие. Я, например, никогда не забуду его злодейскую роль в «Петербургских тайнах», хорошем отечественном сериале.

Загадочно… Но каким-то необъяснимым образом в спектакле «Любил… Что знаешь ты об этом?» исчезают актеры, исчезают знакомые лица, на сцене остаются Мужчина и Женщина. Она – немыслимо красивая, пережившая радости и поражения, встречи и расставания. Ставшая изящней и мудрее, она не потеряла способность любить. Он, весь состоящий из противоречий – суровый и нежный, циничный и романтичный, убегающий от чувства и призывающий даму сердца. Продумано все до тонкостей, в том числе внешний вид персонажей. На нем элегантный фрак, на ней вечернее платье старинного покроя, волнующее таинство летящего силуэта… На сцене стоят кресла, в которые герои иногда присаживаются, чтобы выслушать друг друга…

Невообразимо трудная задача – рассказать стихами об отношениях между половинками вечной любовной истории. И ладно бы, если бы стихами одного автора. Ольга Кабо и Валерий Баринов с помощью режиссера Юлии Жженовой составили целый устный сборник, преимущественно из русских поэтов. «Женскую» половину представляют Анна Ахматова, Мария Петровых, Марина Цветаева. «Мужскую» – гораздо больше авторов, здесь и Александр Блок, и Борис Пастернак, и Игорь Северянин и гений иных веков Уильям Шекспир, и другие… Есть еще один участник действа – музыка. Она звучит в исполнении альтиста Матвея Костолевского, и это не музыкальная пауза, а полноценная концертная часть, ярче оттеняющая чувства Мужчины и Женщины, настраивающая актеров на нужный лад. Чайковский и Скрябин, Монти и Пабло де Сарасате… Музыка разная, но всегда – пронзительная и искренняя.

Оба отделения спектакля тщательно выстроены, одно стихотворение перетекает в другое, они сливаются, спорят, негодуют, ведут диалог. Но это не жесткая структура и я сейчас при всем желании не смогу вам объяснить, почему Ольга Кабо и Валерий Баринов читают стихи именно в той последовательности, что заявлена в программке. Наверняка, когда вы будете смотреть спектакль, а я надеюсь, что это действо будет представлено не только в столице, но и по всей России, у вас сложится свой сюжет. Ваше восприятие будет зависеть от многого – времени дня и времени года, вашего настроения и состояния, будет рядом с вами любимый или вы придете без пары.

Мое существование в вечер московской премьеры продиктовало мне такое видение: Мужчина и Женщина говорят о чувстве, которое когда-то захватывало их всецело. Сначала они играют, притворяются, что любовь ничего не значила, выдают друг другу накопившиеся за многие годы претензии.

Он:

И я любил. И я изведал

Безумный хмель любовных мук,

И пораженья, и победы,

И имя: враг; и слово: друг.

Их было много… Что я знаю?

Воспоминанья, тени сна…

Я только странно повторяю

Их золотые имена…

Она:

Ты что не скажешь, то солжешь,

Но не твоя вина:

Ты просто в грех не ставишь ложь,

Твоя душа ясна.

И мне ты предлагаешь лгать:

Должна я делать вид,

Что между нами тишь да гладь,

Ни боли, ни обид.

Но глубоко на сердце, скрытая от самих себя и друг от друга, – тоска. Дважды в первом отделении спектакля звучат эти строки из замечательного стихотворения Марии Петровых: «Ты не становишься воспоминаньем…»

Но постепенно маски исчезают, голоса начинают звучать искреннее, Женщина и Мужчина понимают, что любовь, посетившая их обоих, –  единственная в жизни ценность. Даже если расстались навсегда, даже если понять друг друга, увы, не дано. Но и забыть друг друга просто невозможно…

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь…

Афанасий Фет

Повторюсь – каждый найдет и услышит свое в этом спектакле. А дома обязательно перечитает поэтов, стихи которых прозвучали из уст Валерия Баринова и Ольги Кабо. И не только поэтов. Для меня настоящим откровением, эмоциональной доминантой вечера стали два прозаических произведения программы. В первом отделении Ольга Кабо читает «Жемчуг» Бориса Зайцева, в котором, на мой взгляд, ярко выражено настроение игры и притворства первой половины сюжета. А «Ида» Ивана Бунина в исполнении Валерия Баринова – это история  о всеобъемлющем чувстве, которое приходит ко всем, даже к тем, кто его, кажется, недостоин… И, получатся, что только любовь дает нам надежду на то, что мы – мужчины и женщины – останемся людьми.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt