С 1 сентября 2011 года федеральный государственный стандарт начального общего образования был введен во всех образовательных учреждениях Российской Федерации. Для обеспечения эффективного введения ФГОС НОО в учреждениях Центрального округа идет систематическая работа с различными категориями педагогических работников, а также с родителями учащихся первых классов и будущих первоклассников.
В Центральном округе организованы различные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса – от консультаций и мастер-классов до конференций и дней открытых дверей. Наиболее эффективной формой, позволяющей сэкономить время и оперативно получать методическую помощь, стало дистанционное взаимодействие. Информационные Internet-пространства на mioo.seminfo.ru и nachalka.seminfo.ru методистов и педагогов округа – это сетевое взаимодействие профессионалов, которое также позволяет педагогам общаться с родителями и взаимодействовать с учащимися как во время урока, так и во внеурочное время. Разработанные в округе регламенты и инструкции помогают эффективно организовать деятельность всех структур управления образования, установить порядок, описывающий последовательность этапов, регулирующий взаимодействие всех участников образовательного процесса в округе, устанавливающий рамки деятельности каждого из участников, определяющий зону персональной ответственности. Управление образования и окружной методический центр открыли «горячую линию» по вопросам введения ФГОС НОО; разработали планы-графики встреч профессиональных сообществ всех категорий педагогических работников образовательных учреждений по вопросам, провели съемки учебных фильмов на базе пилотных школ по введению ФГОС НОО для трансляции опыта, подготовили методические рекомендации и систему требований по организации урочной и внеурочной деятельности. Для повышения психолого-педагогической компетентности идет просветительская деятельность в форме семинаров, организационно-деятельностных игр, дискуссий для педагогов и руководителей пилотных школ. В округе с 2010 года работают два ресурсных центра по введению ФГОС НОО (ЦППРиК «Пресненский» и прогимназия №1768). На базе ресурсных центров разработана система диагностических карт развития учащихся для определения готовности к обучению учащихся в первом классе и построения индивидуальной траектории развития для каждого ученика; подготовлены методические материалы для проведения дидактических игр, тренингов для учащихся первых классов. Успешная реализация пилотного проекта стала возможна только благодаря изменению профиля работы окружных методистов. Основной задачей методиста стало не информирование и консультирование педагогов, не разработка методических рекомендаций и сценариев уроков для использования педагогами в своей работе, а организация деятельности по их созданию. Выбрав за основу взаимодействия субъектно-субъектные отношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса в округе, реализовав деятельностный подход в своей практике, методический корпус сумел организовать деятельность учителей через деятельность профессиональных сообществ, которые представлены: – межшкольными методическими объединениями учителей начальных классов; – творческими группами; – форумами в информационных ресурсах. Основным направлением работы профессиональных сообществ стала совместная разработка сценариев уроков в образовательных учреждениях, схем анализа урока с точки зрения реализации деятельностного подхода, методических рекомендаций для педагогов и психологов, регламентов деятельности. Изменения в профиле деятельности методистов повлекли за собой изменения во взаимодействии педагогов между собой, педагогов и психологов, педагогов и родителей, психологов и родителей. Психологическое сопровождение введения ФГОС НОО в образовательном учреждении качественным образом изменило деятельность психологов и позволило повысить качество их работы. Это стало возможно благодаря участию психологов в сопровождении учащихся и учителей в урочной и внеурочной деятельности, организации игр на переменах, при взаимодействии учителей и родителей. В результате поставленной педагогической задачи и работы методиста как организатора совместной деятельности всех участников образовательного процесса руководитель образовательного учреждения имеет базовый пакет необходимых рекомендаций, который позволит: – создать основную образовательную программу начального общего образования; – организовать работу педагогов и специалистов в адаптационный период первоклассника; – создать собственные разработки на основе образцов сценарных планов, программ по внеурочной деятельности; – провести мониторинг образовательной среды образовательного учреждения, использования открытых информационных пространств педагогами при взаимодействии с учащимися и их родителями, достижения результатов учащимися первого класса; – провести анализ урока педагога; – создать сетевое взаимодействие между различными образовательными учреждениями, педагогами, педагогами и специалистами; – формировать информационно-образовательную среду в учреждении. За период введения ФГОС НОО окружной методический центром разработал систему мониторинга: Запрос учителей и руководителей школ к методической службе города. Готовность педагогов к работе по реализации стандарта. Готовность учащихся к обучению в первом классе. Результаты достижений учащихся по окончании первого класса. Деятельность педагога в информационной среде. Представление деятельности педагогического коллектива на сайте образовательного учреждения. Анализ результатов каждого мониторинга позволяет своевременно выявить проблемы педагогов и учащихся, скорректировать работу методистов, заместителей руководителя, учителя. Введение стандарта начального образования в пилотном режиме в образовательных учреждениях Центрального округа привело к тотальной перестройке организационной, методической деятельности в округе как на уровне управления образования и методической службы, на уровне управления образовательным учреждением, так и на уровне организации учебно-воспитательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы, не говоря уже о пилотном. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, система взаимодействия между ними. Взаимодействие между педагогами Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения деятельности учителей начальной школы и учителей-предметников. Методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стала трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Педагоги проводят занятия в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят уроки в параллельном классе. В несколько раз возросло количество взаимопосещений уроков у своих коллег с целью их дальнейшего анализа. ПедагогиДеятельность педагога, работающего по новому стандарту, стала иной. Во-первых, при подготовке к уроку учитель затрачивает в 2 раза больше времени по сравнению с прошлым годом, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами своих коллег, Интернет. Во-вторых, вместо конспекта учитель прописывает сценарный план, который предоставляет большую свободу учителю и определяет деятельность учащихся. В-третьих, групповые и парные формы работы на уроке стали преобладать над фронтальными. В-четвертых, классические уроки все чаще становятся проблемными, используется метод проектов. У педагогов есть возможность использовать для работы с детьми компьютерную технику (мобильный класс). Взаимодействие педагогов с родителямиРодители стали активными участниками учебно-воспитательного процесса в школе. Они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, организовывать внеучебную деятельность класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: вместо пассивной позиции слушателей родители учащихся становятся активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. Педагог-психологПедагог-психолог в образовательном учреждении сегодня большую часть времени отводит предупреждению неуспешности учащихся, занимается профилактической работой (40% времени вместо 20% – профилактическая работа, и 30% вместо 25% – диагностическая). У педагога-психолога появилась возможность совместно с учителем организовывать учебный процесс, внеурочную деятельность, двигательную активность на переменах, во время которых происходят наблюдение и коррекционно-развивающая работа специалиста. Администраторы образовательного учреждения Изменения произошли и в управлении образовательным учреждением, начиная от содержания локальных документов (функциональные обязанности, положения о внутришкольном контроле и о методическом объединении) и заканчивая вопросами питания и организации внеурочной деятельности. Появилась необходимость в написании основной образовательной программы для первой ступени образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков учителей начальной школы и учителей-предметников. Большое внимание в школе стало уделяться формированию единой образовательной среды, развитию материально-технической базы. Объектами контроля администрации стали: – достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные); – мониторинг развития образовательной среды; – мониторинг использования учебного и компьютерного оборудования; – мониторинг реализации программ; – мониторинг использования учителями индивидуальной открытой образовательной среды. Методисты Основной задачей методической службы стала организация деятельности учителей через систему педагогических задач, вследствие решения которых у них развивается способность к рефлексии и структурному анализу собственной деятельности. Эффективность работы и ее качество повысились посредством использования открытой информационной среды ОМЦ. УченикиВсе описанные изменения коснулись и изменений в деятельности учащихся. Самостоятельной работе учащихся на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер деятельности стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Как показывает результат диагностических работ, учащиеся не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Учитель формирует у учащихся самоконтроль и самооценку. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила тревожность учеников, повысила мотивацию к обучению. При наблюдении учащихся первых классов во время образовательного процесса замечено, что самостоятельной работе учащихся на уроке учителем отводится больше времени, чем ранее, причем характер деятельности носит исследовательский, творческий, продуктивный характер. Учащиеся выполняют задания и с помощью учителя учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Как показывает результат диагностических работ, учащиеся не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Учитель формирует у учащихся самоконтроль и самооценку. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила тревожность учеников, повысила мотивацию к обучению. Обращает на себя внимание сформированность ИКТ-компетентности учащихся первого класса пилотных школ. Прежде всего повысилась эффективность учебной деятельности по всем предметам, повысилась мотивация учащихся. Наличие учебного и компьютерного оборудования позволило учителю гибко организовать учебное пространство в классе, расположить компьютеры, спланировать учебное время и виды деятельности, спланировать освоение нужных информационных технологий, начиная с работы с изображением и звуком и работу с клавиатурным тренажером (нагруженным и задачами грамотности). Дети свободно называют программы, в которых работают на компьютере, умеют пользоваться цифровым оборудованием – фотоаппаратами, видеокамерами, микроскопами, выкладывают полученные изображения в информационном пространстве учителя. Первоклассники собирают цифровые образы окружающего мира, сопровождают их текстовыми пояснениями и показывают их своим друзьям на экране. Без ИКТ на освоение технологии письменной речи и формирование мотивации к письму пришлось бы затратить куда больше времени и усилий. Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования
Комментарии