search
main
0

Охотники за удачей,. или Как стать мирмикипером

В Обнинске Калужской области завершила свою работу XVIII Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку», на которую в сопровождении учителей и родителей приехали ребята с 1‑го по 10‑й класс из 60 городов и населенных пунктов России, чтобы защитить перед взыскательным жюри свои исследовательские работы.Тематическое разнообразие проектов школьников поражает не меньше, чем число участников. Экспертные комиссии на 25 секциях заслушали 434 полноценных доклада в области биологии, медицины, математики и информатики, лингвистики и литературоведения, социальных наук и экологии, естествознания, искусства, культурологии и этнографии, истории и краеведения. Дипломы и подарки получили победители, сертификаты участника – все ребята, свидетельства о повышении квалификации – учителя: у них была своя программа семинаров и тренингов. Но не только за этим приезжают в пансионат «Яхонты Таруса» со всех уголков страны ребята со своими творческими идеями, разработками и исследованиями. Здесь, как и на всех организованных Малой академией наук «Интеллект будущего» мероприятиях, царит особенная и очень притягательная обстановка взаимного уважения и искреннего интереса, доброжелательности, доверительности и какой-то особой деликатности. Здесь умеют удивлять и удивляться. Учить и учиться. Быть благодарными за поддержку. Здесь участники сразу становятся не соперниками, а товарищами. Здесь никто не прокладывает себе путь локтями, а честно борется за победу. Здесь все – и взрослые, и дети – получают массу положительных эмоций, пополняют стратегический запас уверенности в своих силах на годы вперед. А в каждом телефоне появляются десятки контактов с новыми друзьями и единомышленниками.

Битвы интеллектовКак это происходит? В аудиториях с названиями секций собираются члены жюри и юные дарования. Настраивают технику – и начинаются выступления. По завершении каждого выступающего награждают аплодисментами и атакуют вопросами эксперты и юные коллеги. Взрослые на цыпочках подкрадываются к дверям и затаив дыхание слушают в приоткрытую дверь «своих». Похоже на обычную экзаменационную обстановку, но, оказавшись в аудитории и погрузившись в происходящее, испытываешь массу эмоций и гордость за наших детей. Достаточно назвать некоторые темы, чтобы дать представление о диапазоне научных интересов молодых исследователей. Их заботят вопросы здоровья: «Влияние экзаменационного стресса на состояние сердечно-сосудистой системы старшеклассников»; спортивной подготовки: «Футбольный тренажер для отработки упражнения «чеканка»; темы экологии: «Значение забытого ручья в жизни большой реки»; не робеют они и перед формулировками такого масштаба: «Вечный двигатель – реальность?» или «Получение золота»; разгадывают странные загадки: «Есть ли математический смысл в бессмыслице?», «Как стать мирмикипером?»; предлагают очень неожиданные темы: «Математические задачи на основе фольклорного и краеведческого материала»; дарят свои идеи: «Исследование возможностей технологии HTML для создания сайта «Логические задачи»; задумываются о стабильном доходе: «Математический принцип вероятности выигрыша в азартных играх»; отдают дань своим наставникам: «Влияние педагога Ивана Михайловича Игошина на выбор выпускниками школы №2 будущей профессии»; пытаются решить лингвистические проблемы: «Утерянные буквы русского алфавита»…Разные темы, разные дети… Владимир Соловьев по итогам своего исследования подготовил полезный и удобный словарь популярных сокращений английских слов, принятых в интернет-пространстве для оптимизации коммуникаций и ускорения общения, а его брат Олег Морозов – актуальное пособие для подростков «Словарь «Никнейм для каждого» с подробными рекомендациями. Решительная Виктория Шипицина в стремлении помочь своему городу Норильску выйти из десятки самых загрязненных городов мира добилась разрешения сделать необходимые исследования проб снега в Институте Крайнего Севера. Анна Шеина предложила интересную форму изучения истории: «Особенности воспитания и воспитанности подростков в XIX-XXI веках по материалам личных дневников». Одна из обладателей диплома первой степени, Арина Власова, исследовавшая тему «Взаимосвязь ценностей и отношения к моральным ориентирам у подростков», на вопрос, ожидаем ли для нее был такой успех, ответила: «Я была уверена в своей работе, но, как говорят, сомнения – это качество умного человека».Итак, будущие победители: сомневайтесь и побеждайте!

Мама, папа, яЧто особенно поразило в этот раз – большое количество родителей, но не тех заботливых мам и пап, что поправляют бантик или галстук и следят за режимом питания, а полноценных участников проектов. Да вот, кстати, о питании: знакомьтесь, семья Данцевич из Калуги. Когда лицеисту Владиславу Данцевичу пришла в голову идея изучить влияние качества еды на здоровье человека и получить ответ на вопрос: «Фастфуд или правильное питание?», он смело решил поставить эксперимент на себе. Но и этого ему показалось мало. Ведь если подкрепить исследование еще двумя примерами, получится более убедительная статистика, подумал юный ученый, и на 14 дней «подсадил» на чипсы, гамбургеры и кока-колу всю семью. Эксперимент сопровождался ежедневными анализами, взвешиваниями, сопоставлениями результатов, констатацией повышенной утомляемости, снижения работоспособности и активности. После этого последовал плавный 2‑недельный выход из экстрима с помощью профессионального диетолога и фитнес-тренера. Итог: семья еще больше сплотилась, убедительно доказав негативное воздействие фастфуда на организм человека, после отказа от вредной пищи показатели здоровья каждого исследователя значительно улучшились, ушел лишний вес, на лица вернулись улыбки, на завтрак – овсяная каша, а в ближайших планах – изучение еды для космонавтов. Как знать, может, эта здоровая семья вскоре будет приветствовать человечество с орбиты?..Муравейник в холодильникеВо время выступления Ярослава Ященко с докладом «Жизнь муравьев в домашних условиях и в естественной среде обитания» в зале повисла странная тишина. Потрясений было три: 1) уникальные знания о повадках, привычках и образе жизни муравьев, которые продемонстрировал школьник-ученый; 2) умение рассказать об этом так, что хотелось слушать и слушать, удивляться и изумляться; 3) информация о том, что для воссоздания природных условий и изучении муравьев в холодный зимний период он поместил своих питомцев в… домашний холодильник! Удержаться от дополнительных вопросов было невозможно, и я вызвала Ярослава на откровенный разговор:- Какие доводы ты привел, чтобы убедить родителей сделать муравьев практически членами семьи?- Сначала они отнеслись к этому очень сложно. Мама опасалась, что муравьи будут разбегаться… Но потом разрешила, и теперь сама этому очень рада. Наблюдает за ними вместе со мной.К разговору подключился папа Дмитрий:- Биологией в нашей семье интересуются все, мама училась на биофаке педуниверситета, я спасатель-кинолог, и в доме живности всегда хватало: собаки, кошки, рыбки… Когда Ярослав предложил завести муравьев, мы занервничали, но его упорство и серьезная увлеченность этой темой в течение 3 лет сломили наше сопротивление, и мы согласились на покупку фурмикария.Вот какие бывают дети, подумала я. Мечта каждого мальчишки – привести домой собаку, и это же фантастическое везение: папа-кинолог. Ан нет, подавай ему муравейник! Сейчас Ярослав очень благодарен родителям за моральную и финансовую поддержку и ждет не дождется, когда ему исполнится 14 лет. Получив паспорт, собирается открыть свой бизнес: покупать муравьев в Китае, наращивать колонию и продавать заинтересованным предпринимателям. Оказывается, такая необходимость есть.

Тренажер для черепашки и лекарство из лишайникаПервоклассник Александр Чумаков, представивший проект «Тренажер для красноухой черепахи», растрогал и экспертов, и «конкурентов» идеологией своего изобретения и убедил всех в его абсолютной необходимости. Использование несложного, но полезного приспособления позволит тренировать мышцы животного, вынужденного находиться в небольшом замкнутом пространстве домашнего аквариума, что разнообразит его будни и продлит активную жизнь.Казалось бы, кого, кроме узких специалистов, может заинтересовать тема, которая звучит так: «Изучение полезных свойств активных веществ, полученных из лишайников». Смею вас заверить, что сомневаются только те, кто не слышал феерическое выступление белгородского школьника Ярослава Чермошанского. С первых слов этот худенький скромный мальчуган захватил все внимание аудитории, которая слушала доклад затаив дыхание. Неподражаемая артистичность, уникальные исследования и потрясающие убедительные результаты проделанной работы за 5 минут вывели его в безусловные лидеры секции. Особенное волнение и радость испытал папа юного ученого.А судьи кто?Эксперты МАН – представители московских, обнинских и калужских вузов и НИИ, ученые, кандидаты и доктора наук, профессора, заслуженные учителя и педагоги с большой буквы. Надо было видеть, как маститые ученые, много чего повидавшие в жизни, в волнении вскакивают с мест, всматриваясь в слайды презентации, и оживленно обмениваются мнениями, как загораются их глаза во время особенно удачного выступления юного интеллектуала. И таких моментов-открытий было очень много. Вообще жюри в каждой, даже не совсем успешной, работе безошибочно удавалось разглядеть рациональное начало. Ведь основная цель экспертов – показать ребенку сильные стороны его работы и вдохновить на продолжение исследовательской деятельности.Педагогический марафонПока ребята работали в секциях, учителя поднимали свой профессиональный уровень на педагогических семинарах по темам «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в контексте метапредметного подхода», «Принципы системного мышления», «Диалоги о самоорганизации детей и взрослых». Ведущими семинара были квалифицированные специалисты в области образования: Виктор Голованов – главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, Людмила Маленкова – профессор МПГУ, кандидат педагогических наук, Валерий Клепиков – кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, учитель математики, физики и этики, Татьяна Ляшко – директор образовательных программ МАН «Интеллект будущего», лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Елена Федоровская – кандидат биологических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. С такими спикерами можно было обсудить любые вопросы.Отдых – только активный!Даже самый что ни на есть интеллектуальный потенциал России нуждается в отдыхе, выбросе эмоций, и этому организаторы конференции уделяют едва ли не главное место в программе. Деловой формат уже отлажен за многие годы и работает как часы, а подарить главным участникам незабываемые минуты настоящего счастья, украсить свободное время интересными событиями задача не из легких, но решена очень профессионально, на пять баллов.Для проведения мероприятия выбрано одно из красивейших загородных мест – великолепный пансионат «Яхонты Таруса», построенный в сосновом бору на берегу озера. Уютные корпуса, великолепный природный ландшафт и уникальные перспективные виды, большая территория с удобными дорожками и тропинками, – все это создает атмосферу праздника, в которую были органично встроены игра-знакомство «Дорога в будущее», тест-рейтинговая интеллектуально-творческая олимпиада, командные игры «Секретное послание», «Интеллектуальные маневры».На открытии конференции с музыкальным приветствием выступил обнинский ансамбль «Околица», а заключительный день был окрашен ярким выступлением особенного гостя – известной актрисы театра и кино Валерии Ланской.Это было круто!«Учительскую газету» и МАН «Интеллект будущего» связывают многолетнее сотрудничество и настоящая дружба. В каждом номере газеты под узнаваемой эмблемой мы публикуем фирменные колонки, в которых организаторы и участники мероприятий Малой академии наук делятся опытом и информацией на самые актуальные для педагогов темы. А мы в свою очередь не упускаем возможности побывать на выездных очных олимпиадах и конференциях, где встречаемся с учителями и родителями, рассказываем о новых рубриках и проектах газеты, привозим свежие тиражи. Так было и в этот раз, но особый настрой участников, их энергетика, активность, задор стали катализатором новой идеи и предопределили успех неформального творческого вечера «Учительской газеты».Впервые в истории состоялось заседание Всероссийской народной редколлегии «Учительской газеты» с участием более 100 специальных корреспондентов, и это было очень круто.Первая оторопь перед большим белым листом прошла быстро, и закипела работа. Школьники, учителя и родители из разных городов и поселков нашей страны в течение часа с огромным увлечением придумывали и с помощью фломастеров и карандашей, фантазии и азарта, мощного креатива и огромного вдохновения реализовывали «верстку» своего номера федерального издания. Мне как представителю «Учительской газеты» и главному научному сотруднику РАО Виктору Голованову выпала большая творческая удача – координировать выпуск сразу 10 уникальных номеров газеты.Смотрите наш видеорепортаж «с колес» о защите 10 уникальных проектов создания народных выпусков «Учительской газеты» на сайте в разделе «Видео», ug.ru/video/127. Подписывайтесь на нашу газету в режиме онлайн. Наполняйте свои рубрики в нашей газете, становитесь нашими соавторами!На торжественной церемонии закрытия конференции председатель МАН «Интеллект будущего» Лев Ляшко пожелал участникам дальнейших успехов, вручил дипломы и призы.Я так думаюВоспитанники местного отделения Малой академии наук Верещагинского муниципального района «Истоки» Пермского края уже в пятый раз приняли участие в конференции «Шаги в науку», поэтому их оценка мероприятия максимально объективная и к ней с удовольствием присоединяются еще 500 голосов участников. Кстати, пермяки выступили очень достойно: два диплома 1‑й степени, два 2‑й и один 3‑й. Вот что сказала о конференции «выводящий тренер» делегации Наталия Конева: «Программа конференции была насыщена мероприятиями для детей, педагогов и родителей. Дети участвовали в командных интеллектуальных играх, учителя – в семинарах. В один из вечеров мы верстали новый номер газеты, предлагая свои рубрики и наполняя их своим содержанием.. Конференция «Шаги в науку» – это праздник ума и интеллекта, где все получают новый опыт и знания в различных областях науки. Безусловно, каждое из достижений детей – это не только их победа, но и победа их родителей и педагогов».

А теперь слово детям:Саша Деменева: «Всегда испытываю чувство гордости за наш город, когда рассказываю о нем, о своих исследованиях всей России».Артем Патраков: «Главное впечатление – интересная творческая работа вместе с педагогами и сверстниками. А еще получил огромные впечатления, потому что работал над созданием нового номера «Учительской газеты»!»Настя Реньго: «Мы всей нашей командой были терпеливы и настойчивы, в самом трудном испытании дошли до конца».Оля Конева: «На конференции уже 4‑й раз. Целый год работаю над исследованиями, чтобы поехать в Обнинск на «Шаги в науку» снова. Интересно слушать, как другие ребята представляют свои работы. А в этом году мы стали еще и корреспондентами и редакторами «Учительской газеты»!»Саша Томилов: «Всегда получаешь на конференции много новой информации, замечаешь ошибки свои и других. Хочется все исправить, чтобы в следующий раз было все правильно».Общее желание участников конференции – приехать еще раз, сделать еще один «Шаг в науку».Кому сказать спасибоОрганизаторы: Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный центр «Росинтал».Партнеры: Федеральное агентство по делам молодежи Министерства образования и науки РФ, Институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.Генеральный информационный партнер: «Учительская газета».

фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте