search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

официоз

Кезина не станет заместителем

Кинелева, но будет ему помогать

4 сентября на пресс-конференции, посвященной новому учебному году, Любовь Петровна Кезина обьявила о том, что она не будет заместителем министра общего и профессионального образования.

Несмотря на то, что она дала письменное согласие Владимиру Кинелеву, мэр Москвы Юрий Лужков уговорил ее остаться председателем Московского Комитета по образованию.

В отличие от других региональных образовательных лидеров Кезина поддерживает слияние министерств: “Москве было неинтересно работать с Министерством образования. Москве было интересно работать с Госкомитетом по высшей школе. Сегодня практически каждая вторая городская школа взаимодействует с вузом Москвы. Вырабатывается программа, создаются учебные пособия, в школах преподают профессора из вузов. Идея непрерывного образования от детского сада до высшей школы в Москве с успехом реализуется”.

На вопрос о том, не тревожит ли ее будущее образования в связи с реорганизацией министерства, Кезина ответила, что “нашла бы в себе силы сделать так, чтобы средняя школа в новом министерстве не стала пасынком”, и выразила надежду, что Кинелеву удастся найти на должность первого зама человека, знающего школу.

“Я думаю, что министерство может получиться очень интересным. Нам всем нужно ему помочь”, – заявила Любовь Петровна.

Наталья БУНЯКИНА,

Николай ВИННИК

операция “У”

Денег на учебники жалеют все.

Кто пожалеет школьников?

Ежегодный скандал с нехваткой учебников к началу учебного года становится, похоже, традицией. Из 160 млн. запланированных книг в День знаний на школьные парты легли лишь 50 млн. Ровно столько же планируется допечатать к зиме. Сколько учебников поступило в свободную продажу, точно неизвестно, но вряд ли меньше, чем в прошлом году. Тогда на 58 миллионов бесплатных книг приходилось 35 млн. предназначенных для свободной продажи.

Однако с учетом имеющегося библиотечного фонда в школах обеспеченность учебной литературой колеблется в разных регионах от 20% до 80%. Практически полностью будут обеспечены учебниками Республика Башкирия, Вологодская область, Санкт-Петербург. Больше всего повезло учащимся Москвы: по плану для школ столицы должно быть издано 7 млн. книг, увидели свет – 6,2 млн. Остальная часть допечатывается в срочном порядке из-за позднего поступления последней суммы. И если всего регионы предоставили издательствам 205 млрд. рублей, то 50 из них – доля Москвы, которая, плюс ко всему, нашла возможность помочь русским школам Севастополя, Грузии и Прибалтики. Причина кроется не только в стабильном финансировании столичного образования, есть и свои хитрости. Для столицы учебники печатает учрежденное Московским правительством акционерное общество “Московские учебники”. Его создание позволило значительно сократить расходы на издание учебников. Образована цепочка “производство – учебный округ – школа”. Учебники не приходится вывозить откуда-нибудь из Нижнего Новгорода или Смоленска, где располагаются полиграфические базы издательства “Просвещение”, а потом еще платить сумасшедшие деньги за складирование. В результате стоимость московского учебника сейчас на 10-15% ниже, чем у “Дрофы” или того же “Просвещения”.

Самая сложная ситуация с учебным книгоизданием сложилась в Республике Алтай, Амурской, Брянской, Смоленской областях, Приморском и Хабаровском краях.

Почему же такая простая на первый взгляд проблема никак не решается? Самый короткий и распространенный ответ – “Нет денег”. Однако правильный ответ другой: никто не хочет брать на себя финансирование издания учебников. Регионы не выделяют денег, надеясь на помощь центра, центр в лице Минфина в деньгах отказывает, настаивая на том, что учебное книгоиздание должно осуществляться за счет региональных бюджетов. А Министерство образования мечется, как зверь в клетке, пытаясь в этих условиях сделать хоть что-то. Усилиями министерства в федеральном бюджете появилась строка о целевой помощи регионам в размере 500 млрд. рублей, но эти деньги выделены не были. Банк “Менатеп” согласился выделить 150 млрд.рублей под гарантии Минфина. 31 июля Черномырдин поддержал обращение Минобразования, но резолюция Минфина была однозначной: отказать! Попробовали получить поддержку Всемирного банка. И вновь запрет Минфина: нечего поощрять иждивенчество регионов.

Вынужденная и выстраданная концепция многоканального финансирования, сторонником которой является Евгений Ткаченко, себя не оправдала. У семи нянек дитя, как можно было ожидать, опять оказалось без учебников. Все начинают понимать, что решать, из какого кармана должны выделяться деньги, надо как можно скорее. Принятый Госдумой Закон “О федеральном комплекте учебников” предусматривает централизованное финансирование. Минфин наверняка попытается заблокировать подписание закона президентом. Возможно, ему это удастся. Тем более что новый образовательный министр Владимир Кинелев стоит на позициях стопроцентной регионализации. Может, оно и правильно – в принципе. Но станут ли регионы более сознательными, когда с себя снимет ответственность не только Минфин, но и Минобразование?

Сергей КОСЫГИН

стажировка

Получил грант –

и в Америку

Проведение конкурсов на “соискание” права поехать в Штаты и проучиться там некоторое время становится доброй традицией. Нынешний год – не исключение. В прошлом году “УГ” писала о конкурсах, проводимых Американским информационным центром. Поскольку эти же конкурсы проводятся и сейчас, о них стоит напомнить.

С начала октября школьники, студенты и молодые преподаватели начнут состязаться за место под американским солнцем. Программа по обмену для школьников называется “Акт в поддержку свободы”, или “Программа Брэдли”. Принять участие в конкурсе могут ученики 9-х и 10-х классов, хорошо владеющие английским языком, далеко не последние в учебе и обладающие блестящими индивидуальными способностями. Конкурс состоит из трех этапов – устный экзамен по английскому, сочинение на английском, последний тур – собеседование.

Победители, имена которых станут известны в конце зимы 1997 года, летом должны выехать на место обучения, где им предстоит жить в американских семьях и учиться в американских школах год. В прошлом году в Штаты уехали 550 человек.

Подобная программа существует для студентов 2, 3 и 4-х курсов. Здесь, правда, кроме блестящего английского, существует строгая специализация. В Америке не ждут молодых физиков и математиков, а предпочитают “лириков”. В числе “лирических” наук – бизнес, СМИ и журналистика, государство и право, социология и т.д. Еще один недостаток программы – обучение не дает права на получение каких-либо ученых степеней.

Еще одна программа – Fulbright Program for Junior Faculty – предназначена для молодых преподавателей вузов. В ней могут участвовать преподаватели не старше 40 лет, имеющие ученую степень не ниже кандидата наук и свободно владеющие английским языком. Анкеты молодых преподавателей принимаются по следующим дисциплинам: управление бизнесом, экономика, управление образованием, экология, журналистика, право, библиотечное и архивное дело, политология, психология, политика в области государственного управления, государственное управление, социология, архитектура и городское планирование, культурная антропология, история, лингвистика, философия, литература (приоритет – американская) и американистика.

Контактный телефон Американского информационного центра (095) 956-30-22, факс (095) 956-32-62, e-mail irexeac@glas.apc.org

Мария КРОБКА

география протеста

Снова осень, снова забастовки

4 триллиона рублей – такую сумму задолжало учителям Российское государство.

Больше полутысячи школ России не начали учебный год в знак протеста против невыплаты зарплат и отпускных. Во многих местах забастовка продолжается и сейчас.

До сих пор многие учителя не получили не только отпускных, но даже и зарплаты за весенние месяцы. Не помогли ни многочисленные обещания президента, ни выборочные проверки и увольнения нерадивых начальников.

ЦК профсоюза работников образования и науки обращался куда только можно, начиная от Международной организации труда (МОТ) и заканчивая Секретарем Совета Безопасности Александром Лебедем, – мол, если сумел разобраться с чеченской войной, может, что-нибудь сделает и с учительскими зарплатами.

Но на просьбы и обращения надежды не очень много, и поэтому профсоюзы намерены прибегнуть к более радикальному средству – на 6-8 октября назначена всеобщая забастовка работников образования.

Эта акция протеста должна заставить государство не только отдать свои долги учителям, но и принять “профилактические” меры на будущее.

Классический афоризм утверждает, что в России две беды – дураки и дороги, но сейчас к ним добавляется еще пара – зима и бюджет. Вопрос о том, как организовать следующий финансовый год, уже обсуждается в кабинетах Думы и правительства. Как всегда, звучат призывы увеличить процент в бюджете, выделяемый на нужды образования, вынести финансирование учебников отдельной строкой и т.д. Услышат ли их на этот раз?

Угроза остаться в морозы без света и тепла висела над многими российскими школами и вузами в прошлом году. Где-то приходилось сидеть на занятиях в пальто и шапках, а где-то даже пришлось остановить занятия. Но тогда страна жила ожиданием выборов, и большинство проблем все-таки удалось решить. Что же будет в этом году?

Григорий ТАРАСЕВИЧ

Постановление ЦК профсоюза работников образования и науки

читайте на 12-й полосе.

Рис. Александра галаганова

Учителя переходят на подножный корм

Начало учебного года в Прибайкалье выглядело примерно одинаково: 31 августа – собрание учителей и родителей, 1 сентября – открытие школ, цветы, поздравления… А 2 сентября уже – по-разному. Где состоялись первые уроки, а где – двери школ были наглухо закрыты.

21 территория из 37 в Иркутской области обьявила со 2 сентября забастовку из-за невыплаты заработной платы и отпускных. Долг беспримерно огромен – 227 миллиардов рублей. Но причина того, что во многих школах не состоялись учебные занятия, не только чисто финансовая. Во многих сельских районах учебный год, по решению местных властей, был отодвинут на месяц из-за сельскохозяйственных работ.

Сентябрь – золотой месяц в Сибири. И не только на полях, садовых участках и засаженных картофелем сотках. Но и в тайге это благодатное время сбора грибов, ягод. Учитель, измученный безденежьем, переходит на “подножный корм”. Интеллигенция занята не только самообеспечением – в рядах бабушек в платочках, торгующих плодами собственного производства, появились и работники народного образования.

О городах разговор особый. Иркутские учителя получили все сполна. Чем это обьясняется? Областной центр – все равно что Москва для России: здесь есть с кого взимать налоги. Предприятия стоят, но капиталы есть, и немалые, они сосредоточены в коммерческих структурах. Вот почему, несмотря на спад производства, в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Братске, школы начали учебный год благополучно.

А что делать территориям, где коммерсантам негде развернуться, там, где нет спроса на “Орбит без сахара” и другие пышно рекламируемые товары? Надеяться на местный бюджет бесполезно. А куда же делись деньги, выделенные из федерального, целых 100 миллиардов рублей? Они были даны области по специальному указанию Президента России и только на зарплату и отпускные учителям. На зарплату их и пустили. Но не только учителям, но и всем бюджетникам, включая чиновников разных рангов, милицию, органы правосудия… До парадокса доходит пренебрежение к тем, кто учит детей. В самом северном Катангском районе, где на подножном корме не продержишься – тундра, – не платили учителям с февраля! Всего несколько школ на этом севере, и долг-то составляет 18 миллионов рублей, а ведь даже такую смехотворную сумму не нашли.

Я беседую с председателем Иркутского обкома профсоюза работников образования Юрием Бахштановским. Он возмущен недавними публикациями в местной прессе, где утверждалось, что учителя шантажируют общественность, пытаясь выбить долги по зарплате. “Учитель доведен до крайности, – говорит Юрий Александрович, – больше такое положение терпеть нельзя. Мы начинаем терять кадры. Например, из северных районов начинают уезжать учителя в центральные районы страны. Из Мамска-Чуйского этим летом выехало 40 учительских семей из 270; 30 учителей не досчиталась Чуна”. Северные районы становятся менее населенными и освоенными, чем в начале века. Вот такой парадокс нашего времени.

А сентябрь нынче такой пышный, теплый, ласковый, будто в утешение – мол, мужайтесь, учителя, как-нибудь переживем.

Виктория ГАЛКИНА

память

Слово о друге

В январе этого года друзья и соратники красиво, “по-орлятски”, отметили его 60-летие. Седые, бородатые, лысые бывшие юноши-вожатые, несколько располневшие детские комиссарши далеких теперь стартовых лет “Орленка” – ныне доценты и профессора, известные на всю страну барды и народные артисты говорили взахлеб серьезные и юморные речи и тосты, дарили солидному ученому несолидные, “выпендрежные” сувениры и подарки, плакали от счастья встречи и пели. Пели песни, написанные им в годы предоттепели 50-х и оттепели 60-х – песни о детях, о вожатском братстве, о любви, о незабвенном “Орленке”.

А 30 августа его светлая душа неожиданно для всех отлетела.

…Друзья уходят вдруг,

хоть это неизбежно.

Самый талантливый изо всех моих учеников дорогой мой друг Алик, Олежка, Олег, Олег Семенович Газман, вдруг ушел из жизни и творчества.

Знаю, у тысяч людей в его родном Новосибирске, Краснодаре, Туапсе, далекой Нягани Тюменской области, в Москве и еще в десятках городов России печально дрогнут сердца…

Магнетизм этого человека был удивительным. Люди “на Газмана” шли и ехали косяком. Могу назвать лишь один – 1989 год. В апреле он со своей командой проводил Всесоюзный (тогда еще) семинар летних работников в “Орленке” по интереснейшей игровой схеме. На него сьехались 2,5 тысячи одержимых детских фанатов. В июне там же, в “Орленке”, Олег Семенович впервые провел уникальный форум “Сотрудничество”, на который сьехались отряды детей и их учителей (и тех, и тех поровну) – тысяча человек. А в августе в Липецке он был на последнем слете российских педагогических отрядов. 600 “чудиков”, чья страсть – дети, внимали его выступлениям. Про другие научные конференции, встречи того года просто не знаю. Завидная плодотворность.

Все, за что брался Олег Семенович, делалось им добротно и дерзко талантливо: доклады на научных форумах, книги, проблемные статьи в педагогической энциклопедии, журналах, газетах, консультации учителей-практиков, работа с аспирантами и т.д.

Его творческую биографию можно уложить в четыре географические точки: Новосибирск-Всероссийский пионерский лагерь “Орленок” – Липецк – Москва. И везде неповторимый творческий и научный след, который мог бы составить честь одновременно нескольким людям высокого научного полета.

Да простят мне расхожую мысль, но в расцвете сил ушел из жизни ученый, внесший серьезный, богатый вклад в теорию современного воспитания детей. После смерти В.Ф.Матвеева это вторая большая потеря для российской педагогики.

А еще мой дорогой друг был (как же трудно дается этот глагол в прошедшем времени) открытым, добрым, искрометным, щедрым к людям человеком. Не случайно к нему всю его жизнь тянулись незаурядные личности и дети.

…Еще в середине минувшего августа на берегу реки Воронеж, сидя на футляре своего старенького аккордеона, он друзьям и родным играл долго русские народные и свои песни, пел со всеми и улыбался обаятельной газмановской улыбкой. Таким его и запомним.

Друзей много не бывает. Как же тяжело терять тех, с кем сроднился. Безумствует високосный год, отстреливает самых одаренных моих незабвенных сибиряков. В январе – академика РАО Василия Журавлева, в июле – народного учителя Александра Католикова. В августе – члена-корреспондента РАО Олега Семеновича Газмана.

Прощай, друг!

Господи, как больно…

Сталь ШМАКОВ, профессор

Мудрец из страны детства

Олег Семенович Газман умел выбирать то главное направление, которое являлось подлинным, а не мнимым, органично ощущать нерв времени. Причем каждое из его начинаний приобретало неотьемлемый авторский знак и прочно входило в сокровищницу отечественной педагогики.

“Орленок” Газмана в семидесятые годы стал очагом воспитания нонконформизма. Власть требовала гнуться – вожатые в “Орленке” выпрямляли души. Коммунарская педагогика в творческих руках, как ей и положено, совершала чудеса. Это был настоящий круг чистой воды. Оказавшись в нем, подростки становились личностями, уважающими себя и других, с гордым, независимым характером. Многие потом иными стать уже не смогли.

“Маяк” Газмана в восьмидесятые годы являлся эпицентром радостного сотворчества детей и взрослых. Серую повседневность будней расцвечивали лагерные смены. “Маяковцы” жили от лета до лета и, может быть, это предвосхищение завтрашнего праздника, встречи с братьями по духу помогали им выживать. Лагерь был десять лет назад закрыт на бесконечный капитальный ремонт, но питомцы Олега Семеновича все это время собирались на традиционные сборы.

“Учительская” Газмана конца восьмидесятых годов. Конечно, в первую очередь это была газета Матвеева, Соловейчика. Но и Олега Семеновича в значительной степени. Его интеллигентность, доброта, нравственная безупречность иногда волшебно разрушали те бастионы бездетной педагогики, которые не брались лобовым штурмом “прорабов перестройки”. А цикл статей Газмана о гуманистическом воспитании по сути перевел эту прекрасную категорию в плоскость реальной школьной жизни.

“Центр” Газмана, развернувший свою плодотворную деятельность в девяностые годы, успел свершить удивительно много. Это и система деятельности освобожденного классного руководителя, поиск органичной связи новых и традиционных ценностей воспитания и, наконец, создание “Педагогики поддержки”.

Как же много успел сделать за шестьдесят лет в жизни и в педагогике любимый вожатый и учитель, директор школы и ученый, член-корреспондент РАО Олег Семенович Газман. Символично, что его фамилия в словаре переводится как “человек, налегающий на работу, задающий темп”.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук

Все сотрудники “Учительской газеты” потрясены смертью Олега Семеновича Газмана. Очень больно терять друзей, тем более когда они уходят столь внезапно…

Берегите поэтов, люди!

Слишком многих не сберегли.

После смерти в граните прославили…

А при жизни спасти не могли?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте