Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дневник

Официальная хроника

Учительская газета, №28 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) во главе с Президентом России Владимиром Путиным поддержал инициативу Кружкового движения НТИ «500 000 талантов». Она направлена на тиражирование лучших образовательных практик Кружкового движения в регионах, создание общероссийской сети кружков и запуск Национальной технологической олимпиады как социального лифта для технологически ориентированной молодежи. По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова, инициативой планируется охватить как минимум 30 тысяч российских школ. Одна из основных задач – предоставить талантливым ребятам из глубинки доступ к таким же современным технологиям, как у молодежи в столице.

Напомним, что Кружковое движение НТИ действует с 2015 года как часть государственной стратегии – Национальной технологической инициативы. К 2020 году оно охватило во всех регионах страны более 200 тысяч школьников и студентов, увлеченных высокими технологиями. «Более 1000 лучших участников Кружкового движения ежегодно поступают в ведущие вузы, получая льготы за достижения в олимпиаде НТИ и других проектах, создают свои технологические команды, выигрывают гранты на разработки новых продуктов и технологий. Но наша цель амбициознее: мы хотим дотянуться до каждого школьника, чтобы у каждого ребенка в стране появился кружок в шаговой доступности, а также была возможность собирать свои кружки, которые вырастут в технологические команды и впоследствии станут конкурентоспособными компаниями», – отметил лидер рабочей группы «Кружковое движение» НТИ Дмитрий Земцов.

В Государственную Думу внесен законопроект об ограничении внесудебного порядка изъятия детей из семьи. Как отметил один из авторов законопроекта, депутат Павел Крашенинников, подобная практика является одной из самых сложных проблем современного семейного законодательства, существующих в контексте ювенальной юстиции. В качестве оснований для изъятия детей зачастую называют нехватку игрушек, громкий плач малыша, отсутствие нужных продуктов питания, синяки на теле ребенка, его оставление с бабушкой и дедушкой, братьями или сестрами, жалобы на родителей. В документе предлагается установить, что вопрос отобрания ребенка находится в компетенции суда. Для этого в Гражданский процессуальный кодекс внесут новую категорию дел особого производства: об отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью. Внесудебный порядок изъятия ребенка предлагается сохранить только в исключительных случаях, когда есть риск его гибели в течение нескольких часов. При этом действия органа опеки и попечительства могут быть оспорены родителями или иными лицами, на попечении которых находился ребенок.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел доклад Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году. Представители Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора рассказали об основных мероприятиях и направлениях работы своих ведомств, а также ответили на вопросы депутатов. Так, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева сообщила, что за 2019 год введено 109 школ. Создано 26 стационарных и 12 мобильных «Кванториумов» для дополнительного образования. Показатель доступности дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет на 1 января этого года составил 87%, от 3 до 7 лет – 99%.

В ходе обсуждения депутаты отметили ряд недостатков доклада, его избыточный объем при недостаточной содержательной проработке. Заместитель председателя комитета Олег Смолин считает, что документ получился по преимуществу ведомственным, между тем системные проблемы образования не могут быть решены только ведомственным способом. Важнейшими из них Олег Смолин назвал степень финансирования образования, уровень оплаты труда педагогов школ и преподавателей вузов, престижность профессии учителя. Глава комитета Вячеслав Никонов высказал мнение, что доклад представляет собой даже не отчет ведомств, а их отдельных подразделений: «Работа целого ряда министерств, имеющих прямое отношение к организации образования в стране, вообще никак не упоминается. Никакой стратегии развития образования тоже нет. Более того, нет даже стратегического видения министерств, в лучшем случае это видение их отдельных подразделений, которые отчитываются о том, как они реализуют свои направления и спущенные сверху директивы. За скобками оставлены серьезнейшие проблемы – финансирование отрасли, нерешенность вопроса с пополнением научных кадров». По итогам обсуждения депутаты приняли доклад правительства к сведению.

Правительство РФ обеспечило возможность льготного проезда в Крым по железной дороге в дни летних каникул для школьников старше 10 лет. Билеты для этой категории пассажиров будут продаваться со скидкой 50%. Она распространяется на билеты в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования. Льготный тариф перевозчику субсидирует государство. Постановление, которое подписал премьер-министр Михаил Мишустин, устанавливает правила предоставления таких субсидий. Как отмечается на сайте Правительства РФ, льготный летний тариф доступен для юных пассажиров и в поездках по остальной территории страны. Для путешественников младше 10 лет предусмотрен детский тариф, а малыши до 5 лет путешествуют в поездах бесплатно без предоставления отдельного места.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков представил университетскому сообществу дизайн Программы стратегического академического лидерства – новый проект министерства, направленный на развитие сотрудничества вузов и научных институтов. Состоявшаяся встреча стала завершающей в серии мероприятий, направленных на разработку программы. Первоначальный отбор университетов проведет конкурсная комиссия Минобрнауки. «Всех, кто войдет в Программу стратегического академического лидерства, мы считаем ведущими вузами, – сказал министр. – Внутри программы есть возможность побороться за два статуса – национального исследовательского университета и национального опорного университета. Для нас эти статусы должны быть равнозначными: разными по сущности, но равными по ценности для общества». Отдельную программу поддержки опорных университетов, которая действовала до сих пор, в 2020 году решено завершить. «Важно, чтобы в новой программе у этой группы вузов был не региональный, а национальный статус», – отметил Валерий Фальков. Решение о статусах вузов будут принимать специальные советы. Совет по развитию национальных исследовательских университетов поможет вузам встроиться в глобальные исследовательские сети. А Совет по развитию национальных опорных университетов сосредоточится на пространственном развитии и отраслевых приоритетах. Обязательное условие участия в программе лидерства – формирование университетами консорциумов совместно с научными организациями, компаниями реального сектора экономики и другими вузами. При этом министр призвал пересмотреть роль рейтингов университетов: «Я бы предложил на новом этапе развития очень сдержанное, объективное отношение к рейтингам. В первую очередь следует работать над реальными изменениями в вузах, а за ними последуют и позиции в рейтингах». Одним из нововведений программы станет выделение отдельной группы вузов – кандидатов на участие. Это университеты, которые пока не входят в глобальные университетские рейтинги и не отвечают входным критериям, но имеют потенциал развития и финансовую поддержку для реализации своей программы от федеральных или региональных органов государственной власти, государственных компаний. В ближайшее время проект постановления о Программе стратегического академического лидерства будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ.

Формат праздничных линеек в школах в этом году будет обновлен для защиты здоровья детей и педагогов. Об этом министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил на международной дистанционной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования». По словам Сергея Кравцова, 1 сентября дети и учителя придут в школы, при этом учебный процесс будет организован согласно требованиям Роспотребнадзора. «Массовых мероприятий до 1 января в школах проводить не планируется. Линейки будут проведены в другом формате, чтобы не допустить вспышек заболевания», – сказал министр. Как именно пройдут первосентябрьские линейки, пока неизвестно. Глава Роспотребнадзора Анна Попова в программе «Вести» сообщила, что их формат будет определен во второй половине августа в зависимости от эпидемической ситуации.

Рособрнадзор сообщил о том, что ЕГЭ по математике профильного уровня 10 июля прошел в штатном режиме, без серьезных сбоев. На участие в экзамене были зарегистрированы более 392 тысяч человек, в том числе более 351 тысячи выпускников текущего года. Для организации ЕГЭ было задействовано 5129 пунктов проведения экзаменов (ППЭ), в том числе 609 в труднодоступных отдаленных местностях и 15 в медицинских учреждениях. В 18 регионах использовалась технология передачи экзаменационных материалов в ППЭ по защищенным интернет-каналам. Мониторинг хода экзаменов в регионах вели 1724 федеральных общественных наблюдателя, 694 онлайн-наблюдателя и 37 федеральных экспертов. Минимальный порог по математике профильного уровня составляет 27 баллов. Свои результаты участники экзамена узнают не позднее 24 июля.

13 июля основной период ЕГЭ продолжили экзамены по физике и истории. Заявления на участие в ЕГЭ по физике подали около 158 тысяч человек, минимальный порог по этому предмету – 36 баллов. Историю выбрали около 120 тысяч человек. Минимальный балл, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 балла.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt