Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в Екатерининском зале Кремля заседание Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Темой встречи стала «Роль педагога и наставника в воспитании подрастающего поколения».
Валентина Матвиенко обратила особое внимание на меры поддержки учителей и проблему низких зарплат в системе школьного образования в регионах страны. Она напомнила, что еще в 2020 году Совет Федерации вышел с инициативой изменить механизм начисления заработной платы для учителей, создать единые для всех регионов подходы. «Это должна быть прозрачная, понятная для самих педагогов система выплат при гарантированной и достойной базовой части оплаты труда». По мнению Валентины Матвиенко, в Год педагога и наставника внедрение новой системы оплаты труда стало бы правильным и своевременным решением.
Глава Совета Федерации отметила обращения учителей о законодательном закреплении статуса педагога и мерах его защиты, о необходимости трансформации медиаобраза учителя в СМИ и на киноэкране: «Нужно обязательно прислушиваться к этим предложениям. Это должна быть единая, целостная государственная политика».
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что подготовлен приказ, который утвердит Порядок проведения аттестации педагогических работников. Он содержит две новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник».
С 1 сентября 2023 года лучшие студенты российских вузов, обучающиеся по направлению «Музыкальное искусство», будут получать персональную стипендию имени Елены Гнесиной. Постановление о ее учреждении и правилах назначения подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Ежемесячную выплату в размере 15 тысяч рублей в течение года будут получать 11 студентов. Главный критерий отбора – успехи и достижения в обучении и творческой деятельности.
Кандидатуры стипендиатов будут выдвигаться учеными советами вузов. Окончательное решение будет принимать конкурсная комиссия в составе представителей Министерства культуры, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и образовательных организаций.
Учредить стипендию имени Елены Фабиановны Гнесиной правительству поручил Президент России Владимир Путин. Это решение приурочено к 150‑летию со дня рождения выдающейся русской пианистки и педагога. В феврале 1895 года Елена Гнесина вместе со своими сестрами Евгенией и Марией открыли в Москве музыкальное училище, ставшее впоследствии одним из лучших музыкальных учебных заведений страны.
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил перечень поручений по итогам ежегодного отчета правительства в Госдуме.
Отдельный блок поручений касается вопросов подготовки специалистов по наиболее востребованным направлениям. В частности, Минобрнауки, Минфин и Минпромторг до 1 июня должны подготовить предложения по реализации мероприятий, направленных на повышение привлекательности вузовских программ по инженерно-техническим специальностям, а также по увеличению контрольных цифр приема на бюджетное обучение по таким программам.
Минздраву, Минобрнауки и Минпросвещения совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами власти поручено подготовить предложения по увеличению бюджетных мест по наиболее востребованным медицинским специальностям в колледжах и вузах, в том числе на основании договоров о целевом обучении. Эти же министерства должны разработать дополнительные меры, направленные на безусловное выполнение заказчиками целевого обучения обязательств по трудоустройству выпускников медицинских вузов, а также на выполнение условий договоров самими целевиками. О результатах нужно доложить в правительство до 1 октября.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил с докладом о создании национальной системы высшего образования на заседании Российского союза ректоров.
Вместо бакалавриата и специалитета планируется ввести базовое (основное) высшее образование со сроками обучения от 4 до 6 лет. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с потребностями работодателей может быть реализована в разные сроки.
Особое внимание министр уделил трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования. «Последние 20-25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)», – подчеркнул Валерий Фальков.
Также предлагается продолжить развитие аспирантуры в качестве третьей ступени.
Помощник Президента России Максим Орешкин и министр просвещения Сергей Кравцов посетили Рязанскую область, где приняли участие в совещании по созданию в ряде регионов флагманских школ с передовыми технологиями и методиками обучения.
Напомним, что по поручению Президента России флагманские школы планируется открыть во всех федеральных округах страны. Как сказал Сергей Кравцов, определены шесть пилотных регионов, в число которых вошла и Рязанская область.
Планируемая мощность пилотного флагманского образовательного комплекса – 800 мест. В 2025 году запланировано ввести школу в эксплуатацию. Обучение будет вестись по разным направлениям: физико-математическому, естественно-научному, социально-гуманитарному.
По словам губернатора Павла Малкова, флагманская школа будет площадкой для внедрения лучших образовательных практик и важным методическим центром для остальных школ региона.
Максим Орешкин и Сергей Кравцов также вместе с губернатором посетили школу №47 города Рязани, где проведен капитальный ремонт. Гости осмотрели учебные кабинеты, спортивный зал, столовую, центр школьных инициатив, в также приняли участие в церемонии награждения учителей региона в рамках Года педагога и наставника.
Благодаря национальному проекту «Образование» и федеральным проектам в Рязанской области в этом году капитальный ремонт проведут в 20 школах, 19 образовательных учреждений уже прошли обновление в прошлом году.
Минпросвещения России утвердило «дорожную карту» по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах РФ на 2023-2024 годы.
Согласно документу в 2023 году в регионах планируется создать не менее 3500 классов, в 2024 году – не менее 5000.
Для поддержки выпускников психолого-педагогических классов внедрена система учета индивидуальных достижений при поступлении в вузы. Ребята, показавшие хорошие результаты, получат преимущество при поступлении на обучение по программам подготовки педагогических кадров.
Также в 2023-2024 годах запланированы различные мероприятия: Всероссийский юношеский педагогический форум на базе «Орленка», Открытый чемпионат педагогических компетенций, профильные смены, конкурсы, олимпиады, онлайн-школа.
Всего «дорожная карта» включает 58 мероприятий, рассчитанных на учеников и педагогов профильных классов, руководителей региональных ведомств сферы образования.
Минпросвещения России объявило прием заявок на Всероссийский конкурс «Воспитать человека», который проходит в рамках Года педагога и наставника.
Подать заявку можно до 15 мая 2023 года. Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном сайте конкурса и заполнить анкету в личном кабинете участника.
Участниками могут стать сотрудники образовательных организаций, представители общественных объединений, которые занимаются воспитательной деятельностью, а также родители.
В конкурсе можно участвовать индивидуально или в команде по восьми номинациям: «Воспитание и социализация личности», «Воспитание в образовательном пространстве», «Воспитание детского коллектива», «Трудовое воспитание», «Семейное воспитание», «Уклад образовательной организации», «Воспитание на основе кадетских традиций», специальная номинация «Навигаторы детства» (только индивидуальное участие).
Всероссийский конкурс пройдет в три этапа. На заочном этапе участники подготовят видеопрезентацию и паспорт воспитательной практики. Для полуфинала необходимо будет провести мастер-класс и решить педагогическую задачу. А в финале конкурсантам предстоит в заявленных видеофрагментах выявить ошибки, совершенные взрослыми в воспитании детей, предложить возможные шаги по их предотвращению, придумать групповой воспитательный проект и ответить на вопрос эксперта.
Итоги заочного этапа объявят в сентябре 2023 года. Официальный сайт конкурса: https://воспитатьчеловека.рф/.
Комментарии