Продолжительность похода: с 8 утра до 20.00 вечера.
Цель похода: формирование взаимоотношений в коллективе, знакомство с окрестностями города и краеведческим материалом.
Транспорт: автобус.
Снаряжение: рюкзаки, свечи и фонари, сменная одежда, запасные перчатки, носки и резиновая обувь, веревки, спички, котел для чая, сухой паек, питьевая вода, аптечка. Бумага, карандаши, мячи.
Ход экскурсии
Группа учащихся и преподаватель, а также инструктор-спелеолог собираются возле здания школы. Прежде чем сесть в автобус, учащиеся должны прослушать инструктаж о правилах поведения в транспорте и во время похода. Необходимо объяснить учащимся, что поход в пещеру – увлекательный, но и очень своеобразный вид путешествия. Путешествие осложнено темнотой, низкими температурами и высокой влажностью воздуха. При передвижении по пещере обстановка меняется с каждым шагом. Необычность путешествий под землей зачастую ставит человека в трудное положение и вызывает большие эмоциональные нагрузки.
К пещере надо относиться как к музею природы. Очень удачно основные правила поведения в пещерах сформулировал писатель Н. Сладков:
1. Место стоянки после ухода должно быть чище, чем до прихода.
2. В одну минуту можно уничтожить то, что создавалось тысячи лет.
3. Сто умных людей, отбивших по одному сталактиту, не лучше одного дурака, разбившего его.
4. Может, вы в пещере первый, но не последний.
5. Летучие мыши не мешают вам бодрствовать, а вы не мешайте им спать.
6. Коптить под землей стены хуже, чем коптить на земле небо.
7. Чем чаще будешь писать свое имя на стенах, тем меньше его прославишь.
Группа садится в автобус, и путешествие начинается. В автобусе используются игры:
“Геометрические фигуры”
Каждый участник должен найти объекты, напоминающие по форме изображенные ниже фигуры. Это могут быть крыши зданий, сами здания, дорожные указатели и т.д. Чтобы сделать эту игру интереснее, можно ее усложнить: постараться найти объекты определенного цвета – синий, зеленый, красный или желтый:
А) треугольник,
Б) квадрат,
В) пятиугольник,
Г) семиугольник,
Д) восьмиугольник.
“Транспорт на дороге”
Во время поездки из окна автобуса можно увидеть самые разные автомобили. Ниже приводятся изображения некоторых из них с указанием количества очков, которое получит участник, первым заметивший данный вид транспорта. Редкие виды оцениваются выше. Заранее оговаривается время игры. Побеждает тот, кто наберет за определенное время наибольшее количество очков.
“Придумай фразу”
Один из участников выбирает какой-либо номерной знак, и все придумывают фразу, в которой слова должны начинаться на буквы этого номерного знака и располагаться в той же последовательности. Должно получиться законченное предложение, включающее существительное и глагол. Номерной знак с буквами МОС, например, можно использовать для составления следующих предложений: “Миша обожает сплетни” или “Мост обвалится сам”.
Автобус приезжает на конечную остановку городского транспорта, и дальше предстоит пеший 40-минутный переход до пещеры. Ребята все собираются вместе, и руководитель инструктирует их о том, как нужно вести себя в лесу. Во время похода по лесу прошу детей обратить внимание на состояние природы, характерное для данного времени года, на следы каких-либо животных и птиц – все это пригодится для написания сочинения по итогам похода.
Дорога идет вдоль домов отдыха, санаториев, дачных поселков, одаряя путешественников незабываемыми видами. Енисей сначала скрыт сосновым бором, постройками, но от речки Крутенькой дорога подступает к самому его берегу, откуда открываются горные пейзажи правобережья, обрамленные чеканным серебром вод могучей реки.
Пещера Караульная расположена в левом борту речки Караульная примерно в 0,8 км выше ее устья. Из долины реки виден узкий ложок, слева от которого высится отвесная известковая стена. По этому ложку, преодолевая крутой подъем, нужно взобраться на высоту 150 метров. Здесь под скалой находится арочный свод светового грота пещеры.
Перед пещерой все переодеваются в запасную одежду, настраивают фонари и зажигают свечи. Еще раз объясняю детям о правилах поведения в пещере: не кричать, не отбивать сталактиты, не убегать вперед и не паниковать.
По каменной осыпи спускаемся в грот, постепенно погружаясь в полумрак. В гроте спрашиваю детей, все ли дальше способны продолжать погружение в пещеру, и, только убедившись, что никто не испугался темноты и замкнутого пространства, спускаемся.
Своды грота начинают понижаться, заставляя человека низко нагибаться. Внезапно ноги начинают скользить: внизу тускло мерцает желтовато-зеленым цветом влажная ледяная поверхность. В северо-восточном углу грота в свете фонаря проступает отверстие. Ложась на спину и держась рукой за веревку, по льду нужно соскользнуть в низкий наклонный ход. Вскоре крутым невысоким уступом ледник обрывается, становится заметно теплее, на стенах проступают контуры разрушенных сталактитов. Через несколько метров ход расширяется, становится выше. Распрямившись, спускаемся по глыбам в грот Очарования. В нем видны сталагмиты и сталактиты. В самой широкой части грота щелевидное отверстие юго-восточного направления уводит в дальние залы пещеры. Дно прохода постепенно понижается и вдруг как бы проваливается вниз. Здесь приходится пробираться по камину, опираясь о стены. Потом, спустившись с небольшого уступчика, попадаем в грот Капельный. Здесь сыро, ноги вязнут в мокрой глине, слышен звон капели, с потолка свисают сталактиты. Грот Капельный вытянут с запада на восток, южная его сторона приподнята. Поднявшись по склону, попадаем в узкий ход, параллельный гроту. Перед его концом есть ответвление книзу, по которому можно вернуться в Капельный грот. С противоположной, северной, стороны грота виден коридор. Он сырой, грязный. Пройдя по нему около 10 метров, встречаем перемычку. Ее лучше преодолеть сверху, взобравшись на уступ и затем спустившись на 3 метра. Вскоре грязный коридор заканчивается, у его конца в восточной стене видно отверстие небольшого слепого хода. Сразу за перемычкой в западной стене коридора имеется узкий извилистый ход, ведущий к гроту Очарования.
Все путешествие по пещере длится 2 часа.
Участники похода выходят из пещеры, переодеваются в чистую одежду и обувь, собираются все вместе и спускаются по ложку к речке Караульная. Там на поляне они располагаются на привал, разводится костер и готовится обед.
После обеда все собираются на поляне для игр.
“Зоопарк”
Размечается площадка длиной 20 метров, линии старта и финиша выкладываются камнями. Участники игры разбиваются на две команды. Игроки каждой из команд выстраиваются друг за другом лицом к водящему, который дает им названия животных: первая пара получает название одного животного, вторая – другого и т.д. Водящий, стоя на финише, выкрикивает название первого животного, два игрока разных команд, которым дано это животное, должны добежать до финиша, подражая характерным звукам, издаваемым этими животными, и т.д. Если водящий выкрикивает “Зоопарк”, то бегут все игроки, каждый из которых имитирует свое животное. Побеждает команда, набравшая больше всех очков. (Игрок, добежавший первым, получает 1 очко, если же все бегут на слово “Зоопарк”, то команда, добежавшая первой, получает 10 очков).
После этой игры все вновь собираются на поляне, я раздаю желающим бумагу, подготовленную заранее, и ребята, используя оригами – искусство складывать из бумаги всевозможные фигурки, складывают самолетики. Затем все участники выстраиваются на старте и запускают свои поделки в воздух. Побеждает тот, у кого самолет улетит дальше, а также тот, у кого он продержится дольше в воздухе. Победители получают призы.
Мы вновь играем.
“Сельди в бочке”
Водящий прячется в месте, где хватило бы места для всех игроков, а другие участники тем временем считают до 100. Когда счет заканчивается, игроки отправляются в разные стороны на поиски водящего. Обнаружив его, игрок не сообщает об этом другим, а вместо этого остается с водящим. Так поступает каждый участник. Скоро игроки набиваются в укрытии “как сельди в бочке”. Тот, кто обнаруживает водящего последним, считается проигравшим и меняется с ним ролями.
“Кошки – мышки”
Один из игроков становится кошкой, другой – мышкой. Все остальные, взявшись за руки, образуют круг и защищают спрятавшуюся в нем мышку. Кошка должна проникнуть в круг и схватить мышку. Другие игроки стараются помешать и плотнее смыкают круг. Если кошке удалось разорвать круг, мышку выпускают, и они меняются местами.
После подвижных игр мы садимся у костра, делимся на две команды и устраиваем конкурс походных песен, песен о природе, о временах года, побеждает та команда, которая перепоет другую.
Поход близится к завершению, мы разводим прощальный костер, беремся за руки и поем песню.
По окончании ребята приводят стоянку в порядок, собирают мусор, заливают кострище. Собираются все вещи, и мы отправляемся пешком до поселка Удачный, где нас ожидает автобус.
В автобусе мы продолжаем игры.
“Быстро составь слово”
Ребята ищут на номерных знаках автомобилей готовое слово. Как только кто-то из игроков находит и называет его, остальные в течение 5 секунд должны на его основе составить другое, как можно более длинное. САН – САНтиметр, деСАНтник.
“На вкус и цвет…”
Участники этой игры ищут машины по определенному признаку, о котором договариваются.
1. По цвету – красная, синяя и т.д.
2. По марке.
Каждый игрок выбирает себе цвет и начинает считать, сколько машин такого цвета он встретит. Вновь дается сигнал, и каждый называет свое количество машин. Побеждает тот, кто насчитает большее количество автомобилей.
Автобус подъезжает к школе, и наш поход заканчивается. Завтра я попрошу ребят написать сочинение о своих впечатлениях.
Используемая литература:
1. Цыкин Р.А. “Пещеры Красноярского края”, Красноярск, 1974 г.
2. Энциклопедия игр и развлечений: книга для детей и взрослых. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
Из сочинений учащихся
“…После нашего похода в пещеру у меня остались воспоминания о том, как мы шли до нее. Это был долгий путь, но проходил он по лесу, и усталость боролась с желанием увидеть и запомнить красоту, нас окружавшую. Наконец мы пришли, спуск был неприятным – грязно и темно, но как красиво и интересно оказалось внутри. Свет фонариков отражался в сталактитах, каждый новый грот не похож на предыдущий, а в некоторых из них встречались фигурки из глины, сделанные людьми…”
Кухтачева Полина, 6-й “Б” класс
“…В этом походе я лучше узнала своих одноклассников, ведь вместе нам приходилось преодолевать трудности. Мы провели целый день вместе не в стенах школы, а на природе, много играли и, наверное, больше сплотились…”
Яровикова Катя, 6-й “Б” класс
Ирина КУХТАЧЕВА,
учитель школы N 68 с углубленным изучением немецкого языка
Красноярск
Комментарии