Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Директорский клуб

Одна, но пламенная страсть

У каждой массовой школы должны быть свои особенности
Учительская газета, №06 от 9 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Надежда НАБОКОВА имеет редкую награду – грамоту «За верность». 22 года работает она в системе образования. И все 22 года – в школе №163 Екатеринбурга. Начала путь с учителя математики. Затем преподавание совмещала с деятельностью заместителя директора. Вот уже три года возглавляет коллектив. Сама всегда любила соревноваться, активно участвовала в конкурсах, как педагог стала победителем национального проекта «Образование». Ставила перед собой высокие задачи, добивалась всего собственными силами. «Сейчас хочу продвинуть образовательное учреждение» – так Надежда Петровна формулирует свою цель как директора.

163‑я школа – хорошая, добротная, но в число элитных не входит. Такие образовательные учреждения называют массовыми, они принимают в свои стены всех детей по месту жительства, отбор отсутствует. А вот у родителей возможность выбора есть. Школа пользуется устойчиво высоким родительским спросом и доверием: шесть первых классов укомплектовываются в первый же день записи, в нынешнем учебном году ученический коллектив насчитывает 1336 человек.

Какие факторы являются конкурентными преимуществами для образовательной организации? Прежде всего это высокое качество знаний, гарантированное всем учащимся. Второе – благоприятная школьная атмосфера, а значит, и традиции, которые ее определяют. Третье – опытный педагогический коллектив как залог успеха и популярности. И, наконец, четвертое – изюминка, отличительная особенность. Обо всем этом наш разговор с Надеждой Набоковой.

– В недавней истории 163‑й школы несколько номинаций на городскую премию «Педагогический триумф» за большое количество медалистов. Как обстоят дела с успеваемостью сейчас?

– Медалисты обязательно есть каждый год, хотя важен не сам этот факт, а то, что отличники подтверждают свои знания высокими баллами на итоговой аттестации – при сдаче экзаменов набирают выше 75 баллов, что свидетельствует об урове знаний.

В школе пока нет профильного обучения. Но есть углубленное изучение отдельных предметов. Очень востребован предмет «Право», так как многие выпускники выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ. Чтобы помочь в подготовке, было увеличено количество учебных часов по предмету. В перспективе, возможно, будут выделены универсальный и гуманитарный профили.

– Лично я хорошо понимаю тех родителей, которым важен не только учебный процесс, но и общая школьная атмосфера.

– Доброжелательная атмосфера основывается на равном отношении ко всем детям независимо от статуса родителей и даже их собственного ученического статуса. Если пока у ребенка что-то не складывается, нельзя проявлять неуважение, не нужно бить по рукам. Мы верим в возможности каждого проявить себя и достичь успеха. Кто-то силен в математике, кто-то – в спорте.

Общешкольные события, как ничто другое, укрепляют коллектив. В день здоровья проводим «Веселые старты». Вроде бы обыкновенное мероприятие, есть и в других учебных заведениях, но нам кажется, что у нас оно самое яркое, и определение «веселые» не номинально. Дети соревнуются не только между собой. Создаются три команды: учеников, учителей, родителей. В последних соревнованиях победила команда родителей!

А кто-то силен в танцах. Очень популярны среди старшеклассников конкурсы, например «Мисс Осень», в нынешнем году мы выбирали ее в онлайн-формате. Девушки записывали видеоролики, выкладывали в группу ВКонтакте, где проходило голосование. Получилось живо, интересно, и победитель был выбран достойный.

Как особенность нашего учебного заведения хочу выделить секцию журналистики, работающую активно и практически на профессиональном уровне. Выпускается газета «Про нас», действует одноименная телестудия. Ребята снимают видеосюжеты, репортажи, отправляют их главному редактору, затем монтируется фильм, который демонстрируется на школьном канале YouTube и в фойе на первом этаже, где его могут посмотреть и дети, и родители.

– Надежда Петровна, насколько я знаю, все педагогические вакансии в школе заполнены – 163‑я востребована и среди учителей.

– Да, это так. У нас очень стабильный коллектив. Самому старшему его члену 72 года. Зинаида Адушкина бодра и энергична. Много и молодых, происходит постоянное обновление коллектива, пополнение свежеиспеченными педагогами, полными энтузиазма. Молодежь с чувством юмора, легкая на подъем, с такими хоть в поход, хоть на сцену. В концерте в День учителя 55 педагогов выступали! А в команду «Веселых стартов» не все желающие попали, мест не хватило.

Коллеги удивляются, как же так сложилось, что у нас в школе много мужчин-преподавателей. Не только учителя физкультуры и технологии, но и иностранного языка, обществознания, математики, информатики. Некоторые являются классными руководителями. Данил Андреевич Амосов ведет сразу два класса, и дети, и родители довольны.

Учителя нашей школы неоднократно участвовали в районном конкурсе творческих возможностей педагогов «Большая перемена» и выходили в финал. Но в целом в отношении профессиональных конкурсов коллективу есть над чем работать. В основном участвуют в дистанционном этапе, а на очный этап, который требует большей подготовки и, следовательно, большего времени, редко кто выходит. Нагрузка у учителей и так высокая, оно понятно, и все же конкурсную активность нужно повышать. Конкурсы стимулируют профессиональный рост.

– У школы хороший зрелый возраст – 34 года. И впереди у нее наверняка расцвет.

– Я уверена. Но вот что беспокоит. Здание вроде и нестарое, но требует серьезного ремонта. Стараемся поддерживать в хорошем состоянии, хотя объективно многое устарело, не соответствует современным стандартам. Когда бываешь в новой, недавно построенной школе, невольно думаешь, что наши материальные условия иные…

Наибольшая часть бюджета идет на закупку учебной литературы, обновление книжного фонда, а вот приобрести лингафонный кабинет мы пока не можем себе позволить. Платные услуги мало развиты по причине моральной неготовности родителей.

– Надежда Петровна, как проявляется ваше математическое мышление в управленческой деятельности?

– Внимательность к деталям. Я быстро вижу ошибки, понимаю, где нарушен процесс, алгоритм. Говорю мало: меньше слов – больше дела. Как руководитель я лояльна и склонна договариваться с людьми. Но контроль считаю очень важным, а также уделяю большое внимание срокам: все должно быть сделано не абы когда, а вовремя.

– Каковы задачи директора на ближайшее будущее?

– Первое: по возможности снизить нагрузку педагогов, чтобы повысить качество их работы. Второе: конкурсы! В том числе и ученические. Нынче у нас около 20 победителей и призеров муниципального этапа олимпиад, эти цифры хотим сделать выше. Третье: точечная работа с мотивированными детьми. Четвертое: профильное обучение в 10‑11‑х классах.

А на самом деле все сводится к основной задаче: дальнейшее повышение качества образования.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt