search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Одна голова – хорошо, а три – лучше Сочинский педагогический фестиваль показал, в чем смысл социального партнерства

Особенностью нынешнего, седьмого по счету, педагогического фестиваля “Образование-2002” в Сочи стал социальный контекст. Устроители форума – Министерство образования РФ, Российская академия образования, Департамент образования Краснодарского края, администрация Сочи и городское Управление образования и науки – в последние дни сентября пригласили к обсуждению и совместному поиску новых моделей социального партнерства сотни педагогов из многих регионов России и стран СНГ, зарубежных коллег по международным образовательным проектам из Британского Совета, Фонда Сороса, представителей педагогической прессы, общественных и коммерческих структур и, конечно, властей. Ибо социальное партнерство – не обсуждение, кому сколько следует дать денег. Это диалог равноправных.

Под сенью орешника
Дорога в Хостинском районе Сочи, петляя в горах, вывела нас в школу, уютно расположившуюся в низине. Село Пластунка, традиционное место проживания грузинской общины, состоит из двух отдаленных друг от друга площадок – верхней и нижней, и когда 13 лет назад решили построить новую школу (в старой учились с 1897 года), зашел спор, где ей стоять. И тогда выбрали место посередине, чтобы никому не было обидно. Так школа N 44 стала мостиком, соединяющим разорванные улицы села, и, как оказалось, не только их. В Пластунку привозят детей из других сел района и даже города. (Школьный автобус курсирует исправно!) Это одна из сочинских школ, где изучают грузинский язык, национальную литературу и культуру, историю грузинской общины в Сочи, а вместе с тем дают детям хорошее разностороннее образование. В этом году педколлектив Пластунской школы и ее 200 ребят получат 11 комплектов компьютерного оборудования с мультимедийным центром. Школа может похвалиться и хорошим спортивным оборудованием, игровым залом для малышей и даже уникальным садом – орешником, что растет у стен школы…
Интересно, что вез сюда нас, журналистов, директор армянской школы из Адлерского района Арут Камирян. Русские, грузины, армяне сошлись в тот день под одной крышей. Для Сочи это обычное явление. Здесь уживаются люди разных национальностей, разных культур.

Поликультурность – это очень просто
Предпосылки для активного освоения нового поликультурного пространства – в специфике региона. Сюда, на солнечный берег Черного моря, утопающего в живописных зеленых массивах, стремятся мигранты как из соседних кавказских республик, так и бывших республик Союза, весьма территориально отдаленных от Краснодарского края. Двери местных школ, как врата церкви, открыты тут для всех ребят, независимо от того, дети они гор или степей. “Я по христианской морали не могу не принять ребенка, чьи родители мигрируют в поисках лучшей жизни и не всегда имеют постоянное место жительства”, – сказал мне директор. И я ни капли не сомневаюсь в искренности его слов, как и в том, что он делает правильно.
В 30 местных школах с этнокультурным компонентом преподавание ведется на родном языке либо он изучается как один из обязательных предметов. Мне рассказали, что особенно много здесь школ с изучением армянской, грузинской, адыгейской, греческой и русской культур, при этом местные власти не забывают и другие национальности, которых здесь около ста.
Не случайно именно здесь, в Сочи, родилась идея проведения социально-педагогических фестивалей, на которых обсуждаются идеи этнокультурного образования как инструмента социальной стабильности, проблемы развития отечественного образования в муниципальном контексте.
Из всего многообразия тем, сформулированных для обсуждения на седьмом сочинском фестивале, я бы выделила основную линию: поликультурность. Оказывается, этому термину можно дать очень простое и доступное определение. Поликультурность – это умение вести диалог, понимать человека другой культуры, воспринимать его таким, каким он есть, поддерживать его в критической ситуации. Это обогащение своей культуры, когда, понимая другого, ты обогащаешься сам.
Этому блоку проблем посвящались дискуссии “Искусство многообразия. Поликультурность в российском измерении” и “Ребенок на перекрестке культур”, “круглый стол” “Образовательное пространство школы в контексте поликультурности”, шоу-инсталляции (представления) “Культурные традиции семьи” и “Образ моей культуры”.
Но чего стоят деловые разговоры без конкретных дел! Я узнала, что Управление образования и науки Сочи в этом году закупило у Армении учебники для своих армянских школ – родного языка и литературы, истории. Это имеет большое значение для детей (и, конечно, их родителей!), которые считают себя армянами и хотели бы по крайней мере “культурными” нитями быть связанными со своей исторической родиной. Для обеспечения только этой категории школьников учебной литературой из местного бюджета было выделено 300 тысяч рублей!
В рамках педагогического форума состоялась конференция по российско-голландскому проекту “Этнокультурное образование как фактор стабильности”. Проблема, решаемая совместно со специалистами из Нидерландов, особенно актуальна для многонационального региона. Дети и подростки в силу объективных факторов, прежде всего незнания языка преподавания, этнического и социального происхождения, рискуют попасть в ситуации, связанные с отставанием в образовании, а вследствие этого – в жизни общества.
Управление образования и науки администрации Сочи обратилось в Нидерландское бюро образовательных услуг с просьбой разработки и внедрения специального проекта. Зарубежными экспертами был выработан инструментарий по основным направлениям: развитие навыков учеников в области русского и родных языков, развитие социальных компетенций и на этой основе активизация работы социальных педагогов. И, как зонтик, охватывает эти направления единая социальная политика. В реализации проекта в настоящее время принимают участие 19 пилотных школ, расположенных в многоязычных регионах.
Участники фестиваля увидели, насколько успешно идет также сотрудничество администрации Сочи и Британского совета. Четвертый год они реализуют ряд совместных проектов в области образования. Например, центр Британского совета выполняет консультационную, информационную и ресурсную функции. Его работа направлена на повышение квалификации учителей английского языка, через него прошли сотни преподавателей. Центр предоставляет услуги интернет-центра. Любой желающий может получить здесь профессиональную консультацию по ресурсам Великобритании. В скором будущем у центра появятся возможности дистанционного образования.
Одним из проектов в этой области стало открытие колледжа поликультурного образования, где применяются методики, разработанные в рамках российско-британского проекта.

“Я предлагаю идею…”
Идеи социально-педагогического фестиваля – связи школы и социума – имеют в Сочи свои истоки. Лежат они в прошлом столетии. С конца 80-х годов в Сочи зародилось общественно-педагогическое движение “Эврика”. Тогда, собираясь в Зимнем театре, главном культурном центре города, учителя, методисты, ученые, управленцы сферы образования начали открыто обсуждать педагогические инновации, которые в те времена сыпались, как из рога изобилия. В 1989 году был организован творческий союз учителей. Но этого показалось мало. Нужен был диалог с общественностью, властью, бизнесом, родителями, детьми. Так родилась инициатива социально-педагогических фестивалей, которые бы реализовывали идею социального партнерства. Сначала оно понималось как взаимодействие работника и работодателя, потом смысловая нагрузка расширилась, и под этим словосочетанием стали понимать взаимодействие трех секторов экономики: государственного, коммерческого и общественного. Его ярким проявлением был международный гражданский форум, который прошел в сентябре в Москве.
Важной составляющей социального партнерства является объективная общественно-научная экспертиза качества образования, реализация идеи коллективной разработки перспектив развития. Именно на фестивалях в Сочи в результате заинтересованного трехстороннего диалога – государства, общества и бизнеса – были приняты и сейчас успешно внедряются региональные целевые программы по сельской школе, поликультурному образованию, обучению и здоровью, одаренным детям. И все это осуществляется в рамках одной идеологии: через развитие образования к развитию города. В этом году на фестивале было представлено новое движение – “Общественно активная школа”, прошла презентация социально-образовательного проекта “Новая цивилизация”, состоялись “круглые столы” и семинары по системе общественной экспертизы образовательной деятельности и новым экономическим механизмам в условиях модернизации.
Серия мероприятий убедительно показала всем участникам фестиваля, в том числе и зарубежным гостям, что социальное партнерство в России крепнет, что это диалог равноправных, это предпосылка развития и школы, и общества. В этом отношении образовательное Сочи вполне может претендовать на статус лидера.

Ирина Каминская
Сочи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте