Оценивание в школе – тема непростая. Студенты педвузов во время практики с трудом ставят оценки, сверяясь со шпаргалкой: если столько ошибок, то можно поставить «4», а если столько? Это вечное непонимание, как оценить школьника, а шире – ребенка, подростка. Нанесет ли эта эта процедура травму юной душе? Не поставит ли в ситуацию, когда человек почувствует себя лишь отметкой в журнале или электронном дневнике? Ранить легко. Легко значительно снизить мотивацию, отбить всякое желание выполнять задания и постигать азы науки.
Как быть в этой ситуации? Отменить привычную для поколений пятибалльную, а по сути, четырехбалльную систему оценивания? Никто же не ставит единицы в журнал… Редкое, выходящее за рамки для школы явление, которое было возможно в советское время. Тогда о таких единицах слагали истории, как и об учителях, отважившихся на это. Мало кто во взрослом возрасте обижался на пережитое, но почему-то никто не рассказывал, что единица, полученная в школе, веселила человека. Возможно, это была та самая точка невозврата, после которой все менялось: школьник начинал учиться или переставал вовсе.
В школе последних десятилетий меня волнует иное: учитель не может ставить самые низкие баллы. Значит, в распоряжении современного педагога, по сути, только три отметки: тройка, четверка, пятерка. Могут ли эти отметки в полной мере оценить успеваемость ученика? Вероятнее всего, нет. Есть и еще одна опасность – оценки, полученные в школе, становятся ярлыками, которые переходят на личность.
И вот уже Иванов – троечник, Петрова – крепкая хорошистка, а Манина – отличница, для которой горе получить что-то меньше, чем высший балл. Как потом, после школы, справляются с этим юноши и девушки? Живут по лекалу, выданному в аттестате, – средненько, хорошо, отлично, маются от преследующего их ярлыка или уходят от стереотипа и живут себе в радость, сталкиваясь с вызовами дня сегодняшнего и преодолевая трудности, которые в жизни встречаются?
Кажется, что всего этого можно избежать. Учителю не обязательно быть постоянным оценщиком, а школьникам закрепляться в позиции, когда человек обязан не только соответствовать определенному уровню, но и постоянно предчувствовать, что вот-вот спросят на оценку, влепят двойку, тройку, поставят точку до следующего урока.
Наверное, в привычной системе координат школы отсутствие оценок – огромные риски и вопросы. Дети могут перестать учиться вовсе. Только отметками можно припугнуть, только двойка может мотивировать человека, который систематически ленится открывать книгу. А как оценить работу учителя? Понять, что он обучил весь класс, выдать аттестат, золотые или серебряные медали? Как принять абитуриента в вуз, не зная, в каких науках он преуспел, а с чем есть сложности?..
Получается, система безоценочного обучения в самой обычной школе тянет за собой целый шлейф проблем, связанных уже не с процессом обучения, а с контролем за ним. Стоит признать, что за работой современного учителя сегодня следят куда больше, чем раньше, – проверяют и перепроверяют, контролируют с помощью всевозможных отчетов, электронных дневников и автоматически выверенных с помощью технологий оценок.
Кажется, чтобы разрушить этот опасный для развития школы и познавательной активности учеников принцип повышенного внимания к проблеме, и необходима безоценочная система в школе. Часть сложностей она, конечно, решит. Возможно, будет эффективна в начальной школе и частично в среднем звене, но уже к 8‑9‑му классам школьники должны принять оценки как некий неотъемлемый элемент обучения, который поможет им сориентироваться в процессе получения знаний.
А что же учитель? Сможет ли он работать в школе, где нет кнута и пряника в виде привычных оценок? Работа педагога в этом случае должна быть полностью пересмотрена, переиначена, я бы сказала. Несколько лет назад в образовании вдруг заявили, что все дети талантливы. Это очень удобный для управленцев миф, в котором много допущений. Получается, учителю только и остается, что любоваться талантами, а на самом деле ему необходимо научить, показать, мотивировать, перебороть строптивость подростка и сделать так, чтобы он грамотно писал, умел читать и понимать прочитанное, считал и помнил таблицу умножения, знал спряжение английских глаголов и не путался во временах. Всему этому нужно учить, и важно, чтобы ребенок не противился, а был союзником.
Мотивировать – особое искусство, как и умение мягко убеждать, строить планы на будущее, чтобы ученик понимал, зачем ему все то, что предлагает образовательная организация во всем многообразии школьного расписания за 9 или 11 лет обучения.
Работа учителя в момент безоценочного обучения усложняется в стократ: теперь он должен не просто ставить колонку оценок за контрольную или самостоятельную, он должен видеть прогресс каждого ученика. Это не соревнование за пятерку в пространстве 30 соучеников, а соревнование с самим собой. Уменьшить количество ошибок в диктанте с 10 до 5. Перестать списывать сочинения, а прочесть книгу и своими словами написать первое, пусть и не слишком длинное, сочинение. Выучить таблицу умножения самостоятельно. Примеры очень простые, примитивные даже, но, когда ученик начинает делать это не из-за оценки, а потому что он хочет учиться, качество обучения меняется. Меняется и качество отношений в классном коллективе, с педагогами и между учителями.
Можно ли ввести безоценочное обучение в школах уже сейчас? Мне кажется, что это практически невозможно. Я бы попробовала сделать подобное в начальной школе, чтобы дети не боялись процесса оценивания, полюбили школу и торопились в нее только потому, что там интересно, много нового, рядом друзья. Возможно, я не права, но для этого в школы должно прийти новое поколение учителей.
Также для приближения к стандарту безоценочного обучения в средней и старшей школе я бы использовала принцип развернутого комментирования при оценивании домашних заданий, а для контрольных и самостоятельных работ подойдут и обычные отметки.
Самое важное при любой системе оценивания – личность педагога. Даже если ты «тройка» или «двойка», но в тебя верят, говорят, что можешь лучше, приглашают на пересдачу, то обучение принесет много радости, перспектив и открытий.
Верю, что безоценочное обучение – лишь одна из возможностей повлиять на систему образования. Можно обойтись и без реформ, просто с помощью гуманного оценивания, ориентированного на ученика и его индивидуальный прогресс, снять напряжение. Такая работа принесет свои плоды. Разве можно забыть место, в котором тебя ценили просто за то, что ты есть и учишься, стараешься стать умнее, чем был вчера? Возможно, это иллюзия, но мне хочется в нее верить.
Кстати, практика обучения бакалавров без оценок не влияет на успеваемость студентов в будущем и не снижает уровень напряжения. Об этом говорят результаты исследования, опубликованного в журнале Studies in Higher Education.
Ученые следили за двумя группами студентов Копенгагенской школы бизнеса (CBS). Учащиеся одной на протяжении всего первого курса сдавали только зачеты, а также получали письменные и устные отзывы о том, как они справляются с групповыми и индивидуальными задачами. В конце курса их психологическое состояние и академические успехи сравнили с показателями студентов из другой группы, поступивших в университет годом ранее и не заставших нововведений. Авторы исследования выяснили, что студенты первой группы в дальнейшем получали такие же оценки, что и во второй. Уровень тревожности среди испытуемых тоже не снизился.
Мария ГОЛУБЕВА
Комментарии