На вопрос о многочисленных наградах народный учитель России, почетный гражданин Ульяновска Юрий Латышев отвечает: «Владимиру Дееву, имя которого носит наша гимназия, дали звание Героя Советского Союза за форсирование реки Нарвы во время Великой Отечественной войны. А в гражданской жизни сложнее определить, за что присуждают награды. Думаю, мои награды, как и награды моей жены Лидии Сергеевны Жуковской-Латышевой, соответствуют словам Сухомлинского, который говорил, что самый тяжелый подвиг – это подвиг повседневного труда». Эта семейная пара несколько десятков лет работает в 44-й гимназии Ульяновска. Субординация – она директор, он учитель – для любви и крепкой семьи не помеха. Каждый на своем месте и уважает заслуги другого.
Кажется невероятным, что историком и педагогом Юрий Иванович стал благодаря стечению обстоятельств. Болезнь матери не позволила ему поступить в Московский авиационный институт. Тогда Латышев вынужден был остаться в Саранске, где стал студентом истфака, а позже перевелся в Ульяновск, окончил педагогический университет. Народным учителем Юрий Иванович стал в буквальном смысле слова: в 1990 году он открыл республиканскую школу педагогического опыта, где проходили подготовку учителя со всей России, много ездил с лекциями по стране. Его достижения отмечены орденом Почета, почетным знаком «За выдающийся вклад в воспитание граждан новой России» и другими наградами. Есть среди них и памятная медаль к столетию профсоюзов России. Юрий Латышев 15 лет входил в президиум Ульяновского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Как педагогу-мужчине Латышеву неоднократно предлагали руководящие должности, но он неизменно сопротивлялся:
– Однажды меня пытались сделать заведующим роно, а я сказал: «Разве я плохо работаю?!» – вспоминает Юрий Иванович. – В 1954 году меня назначили директором средней школы №42 Заволжского района Ульяновска, но за три месяца я нашел для нее нового директора. А в 1962 году перешел в среднюю школу №44 на должность завуча, но с условием, что после окончания учебного года стану только учителем.
С тех пор Юрий Латышев и работает в 44-й школе – ныне гимназии имени Деева. В советское время преподавал ученикам историю, обществоведение, потом граждановедение, обществознание.
Проходя по гимназии, мы заглянули в 11-й «Ю» – юридический класс, где Латышев ведет не только уроки, но и классное руководство. (А еще в гимназии есть класс «Э» – экономический, «Л» – лицейский, «А» и «Б» – общеобразовательные, которые занимаются по универсальной программе).
В коридоре кудрявый паренек лет двенадцати поздоровался с нами, сидя на лавке. «Только в деревне Соплевка мужчины с женщинами сидя здороваются», – замечает учитель, и школьник поспешно вскакивает со стула. Воспитательный стержень для Юрия Ивановича очень важен в учебном процессе. Он часто приводит слова Белинского, который писал: «Образование может дать человеку профессию, а воспитание – сделать его человеком».
Граждановедение – особая страница в жизни 44-й школы. Этот предмет здесь ввели в 1990 году первыми в Ульяновской области.
– Мы тогда поняли одно – ценности и приоритеты советской власти канули в Лету, – рассказывает Юрий Иванович. – Но не бывает, что за окном нет никакой погоды, так и здесь: нет одной идеологии, придет другая, потому что идеология – это суть существования человеческого общества, его духовной жизни. Кандидат педагогических наук Яков Владимирович Соколов, автор советского учебника «Основы государства и права», создал тогда новый курс «Граждановедение», издал программу и принципиально новый учебник, который можно читать вместе с мамой и папой, а потом и вместе с учителем. Он предполагал правовое воспитание через ситуацию и состоял из нескольких модулей: по семейной проблематике, политике, государству. Эти разделы давали возможность ученику исследовать одно за другим, двигаясь от ближнего окружения к более широкому: семья, школа, общество.
С 1990 года, когда курс граждановедения появился в нашей 44-й школе, я начал вести республиканский семинар для педагогов, ко мне приезжали учителя от Калининграда до Магадана, от Донецка до Мурманска. Был настоящий бум, и я начал ездить с трехдневными семинарами по технологии преподавания общественных дисциплин по стране.
Граждановедение создавалось как воспитательно-образовательный предмет. Чувствуете расстановку слов? Но наше министерство все старается перевести в понятие оценок. А как только появились оценки, он стал превращаться в образовательно-воспитательный предмет. Раньше за него тоже ставили оценки, но совершенно по другому принципу: мало знать, что воровать плохо. Ведь можно знать, но поступать совсем иначе. Задача курса граждановедения все-таки научить ребенка отвечать за свои поступки, то есть воспитать.
В школе мы вели граждановедение вдвоем с учительницей истории. Договорились, что я буду играть представителя буквы закона во всех ситуациях, а она – дух закона. Например, я говорю: «Мальчишки заблудились и сожгли ночью стог колхозного сена, поэтому они должны быть наказаны, а родители обязаны заплатить». А она возражает: «Но ведь этим они спасли свою жизнь в мороз. Что важнее: стог или жизнь детей?» Это и был вопрос к детям.
К сожалению, этот курс стал в последнее время ненужным, его начали исключать из программы и заменили обществознанием. С прошлого года я уже не веду граждановедение. Но вытеснять его, на мой взгляд, абсолютно неправильно. Я считаю, что мы должны готовить детей к жизни, это важнее всего. А сейчас перед школой поставлена другая задача: дайте нам физика, химика, переводчика и так далее.
Еще одно нововведение, внедренное в 44-й школе с 1990 года, – модульные уроки: три по тридцать минут. Через каждые полчаса перерыв. Эти три занятия приравниваются к двум по 45 минут. В то же время урок стал многограннее и больше обеспечен временем. С точки зрения дидактических задач он тоже удобнее: повторение, изучение нового материала, его закрепление.
Эта идея была заимствована у одного тульского ученого, но технология проведения таких уроков принадлежит Юрию Латышеву: «Для того чтобы успешно обучать детей, нужно создать ситуацию уверенности в успехе у ученика и у самого учителя. Например, первые 30 минут на уроке идет коррекция домашнего задания, подготовка к контрольной работе, если она запланирована. Я вообще любой методический прием рассматриваю так: это природоположено для ребенка или нет? Например, принцип от простого к сложному, или перемены между уроками – природоположены. То есть природоположенность – это потребность организма».
– Модульные уроки введены у нас в классах с пятого по одиннадцатый, – подключается к разговору директор гимназии Лидия Сергеевна Жуковская-Латышева. – Там четкий алгоритм работы, например, на первом модуле нельзя проводить контрольную работу, ставить отрицательную оценку. То есть у ученика есть шанс лучше понять тему.
Здесь раньше, чем во многих других школах, были созданы учебно-методические комплексы, призванные помочь ученикам в освоении материала. В УМК предложены задания по каждой теме и рекомендации по их выполнению на целый год. Таким образом, ребенок может спланировать свою самостоятельную работу летом, при подготовке к уроку, а также во время болезни.
В 2005 году 44-я школа, которой уже 111 лет, стала гимназией. Главное, считает Лидия Сергеевна, – никогда не останавливаться в развитии. В этом году она отметила 20-летний юбилей в качестве директора. Интересуюсь основными принципами работы, которые помогают успешному руководству. «Принцип у меня такой, – рассказывает Лидия Сергеевна. – Например, идет совещание, в кабинет заглядывает ученик, выхожу – оказывается, у ребенка неприятность, он плачет, ему сейчас помощь нужна. Или у педагога что-нибудь случилось. Почему я должна вывешивать режим работы? Я должна отложить все дела и помочь конкретному человеку, поэтому в мой кабинет дверь не закрывается. Главное для меня, чтобы коллектив меня слышал, слушал и понял».
– Я своим детям на истории задаю вопрос: у кого власти было больше – у египетского фараона или у старейшины общины первобытного рода? – поддерживает тему Юрий Иванович. – Многие считают, что у фараона. Но он, садясь за стол, заставлял раба попробовать блюдо и заглядывал под кровать перед сном, потому что опасался за свою жизнь. А старейшина ложился спать спокойно, поскольку знал, что он единственный авторитет, который мог спасти род в период опасности, за которым шли. Его приказы выполняли, как свои собственные, а приказы фараона – по принуждению. Так вот наш директор – это старейшина.
Успехи школы, а теперь гимназии – яркое тому подтверждение. Ученики регулярно становятся победителями различных олимпиад, есть те, кто занесен в книгу «Лучшие выпускники» по Ульяновской области. В энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» тоже трое учащихся 44-й гимназии. Пять учителей, в том числе и Юрий Иванович, получили президентскую премию в рамках национального проекта «Образование». Сама гимназия дважды становилась «миллионером».
Особенно дорога Лидии Сергеевне Первая национальная премия «Здоровое поколение XXI века». Гимназия получила ее за технологии, применяемые в образовательном процессе, которые защищают и сохраняют здоровье учеников. Лидия Сергеевна – заслуженный учитель России, кавалер ордена Почета, лауреат премии Попечительского совета Ульяновского государственного университета, почетный гражданин Ульяновской области. А в 2008 году за большой личный вклад в развитие отечественного образования она была удостоена ордена «Екатерины Великой» I степени Национального комитета общественных наград. О его присуждении директору ходатайствовал родительский комитет.
В заключение беседы задаю довольно традиционный вопрос Юрию Ивановичу:
– Считается, что преподавание истории очень зависимо от политики. Как вы преподаете историю сегодня?
– Я руководствуюсь клятвой Гиппократа: «Не навреди». Моя задача, как учителя, научить детей принимать решение и уметь доказать его правильность. И ставить оценку нужно именно за это. Мне не трудно преподавать историю, я просто беру исторические факты и говорю: вот точка зрения советская, а вот современная. В качестве парадигмы я взял для себя слова советского педагога Юрия Азарова: «Ничему нельзя научиться у нелюбимого человека». Я понял, что сначала должен стать любимым, чтобы чему-то научить. И мой собственный афоризм звучит так: «Если в душе ребенка на уроке поселился такой страшный зверь, как заяц, то учителю стоит подумать, какой зверь сидит в нем».
Комментарии