search
main
0

Оцениваем образовательные достижения

​В Москве есть система оценки образовательных достижений. В этом были убеждены участники одной из традиционных пресс-конференций в Департаменте образования – директор Московского центра качества образования Алексей Рытов, заместитель директора МЦКО Елена Зозуля, начальник аналитического отдела МЦКО Марина Демидова, начальник отдела мониторинга МЦКО Светлана Ладыгина, председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова, директор школы №1474 Ирина Курчаткина. Общую позицию выразил Алексей РЫТОВ.

Сегодня мы ведем речь о независимой системе оценки образовательных достижений учащихся, которая в Москве за последние три года существенно продвинулась и включает государственную итоговую аттестацию – ЕГЭ и ОГЭ, независимую диагностику образовательных достижений и поддержку внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях.Зачем нужна независимая диагностика? Во-первых, это предоставление объективной и надежной информации об учебных достижениях, в том числе и в динамике, для разных групп пользователей, включая родителей. Во-вторых, это выявление факторов, определяющих качество результатов и помощь управленческой команде в выработке системы мер и принятии решений. В-третьих, это создание условий для государственно-общественной оценки качества образования.В чем особенности независимой диагностики в Москве? Прежде всего это независимость диагностик и достоверность получаемой информации, их обеспечивают независимые наблюдатели и строжайшее соблюдение процедуры. Независима диагностика только для школы, а для МЦКО главное – четкое выполнение единых требований: соответствие стандартам образования, конструирование проверочных работ на базе банков стандартизованных материалов. Главная особенность, отличающая столичную систему оценки качества образования, – это добровольность участия образовательных организаций в диагностике и добровольность в сохранении результатов диагностики. Когда мы коллегам в регионах России говорим о добровольности сохранения этих результатов, они нас почему-то не понимают.В Москве уже давно весь процесс происходит в информационном сервисе, это управленческий механизм, введенный по решению Департамента образования и работающий в столице уже третий год, он позволяет самим школам своевременно и без жестких мер сверху вовремя принимать решения о возникающих проблемах и корректировать процесс обучения. Ведь мы знаем, как порой школам оказывают помощь, о которой они не просили. Есть старый анекдот о том, что такое школа: «Десять лет тебе там дают ответы на вопросы, которых ты учителю не задавал!» Вот и школе иногда стараются помочь подтянуть качество образования, но школа об этом никого не просила, и это страшно. В Москве мы сейчас от этого ушли, и, надеюсь, практики нас в этом поддерживают.Год от года у нас увеличивается количество участников независимых диагностик: в 2011-2012 учебном году их было 355702, в 2012-2013 учебном году – 684757, в 2013-2014 учебном году – 762315. Для сравнения скажу, что в этом году ЕГЭ сдавали 52 тысячи выпускников столичных школ. Мы считаем, что такой рост обусловлен добровольностью записи на диагностические процедуры, это так называемое человеко-тестирование. Таким образом, в Москве практически уже не осталось школ, которые бы не принимали участия в независимой диагностике.Для нас крайне важно держать марку качества столичных измерительных материалов. У нас уже есть своя система разработки тестовых заданий и формирования банка заданий МЦКО. Это разработка тестовых заданий (работа с авторами-разработчиками), ввод материалов в базу и их подготовка к экспертизе, организация и проведение экспертизы тестовых заданий (работа с экспертами), обработка данных экспертизы и корректировка тестовых заданий авторами-разработчиками. Формирование банка тестовых заданий МЦКО – это калибровка тестовых заданий, их апробация, обработка результатов тестирования и экспертизы. Варианты для диагностик мы создаем на основе таких банков стандартизованных заданий по всем предметам. Для того чтобы обеспечить качество измерительных материалов, мы используем неоднократные содержательные и тестологические экспертизы. Вся эта сложная технологическая цепочка позволяет получать качественные измерительные материалы для независимой диагностики.Московская система включает широкий спектр независимых диагностик. По содержанию выделены два направления – по соответствию со стандартом второго поколения (ФГОС) и со стандартом 2004 года, по проверяемым образовательным результатам диагностики подразделяют на предметные и метапредметные. Известно, что в настоящее время идет активное внедрение стандартов второго поколения. Поскольку ФГОС определяет лишь обобщенные требования к образовательным результатам, то его введение без системы внешней оценки практически невозможно и даже априори бесполезно, если они не меряются. Москва в этом смысле существенно продвинулась. Наши диагностики, разработанные в соответствии с ФГОС, с привлечением наиболее опытных авторов и экспертов, для школ становятся ориентиром для новых образовательных результатов. Наш комплекс оценочных процедур в прошедшем учебном году был системой, состоящей из эффективного сочетания эффективных независимых диагностик и процедур внутреннего мониторинга по единым региональным измерительным материалам, в следующем году мы «замкнем» цикл в начальной школе, в основной школе диагностики сопровождения введения ФГОС распространятся на 5-7-е классы, мы продолжим разработку таких диагностик и для старшей школы, причем здесь работу мы ведем и на базовом, и на углубленном уровнях изучения предметов.Поскольку ФГОС предъявляет требования не только к результатам, но и к условиям организации образовательного процесса, в Москве второй год мы проводим мониторинг качества образовательных программ, разработанных школами для каждой ступени образования. Именно в образовательных программах содержится информация о том, что и как школа желает сделать, чтобы достичь планируемых результатов.Наиболее интересным направлением нашей работы мы считаем диагностику метапредметных результатов обучения, поскольку в связи с внедрением ФГОС оценка метапредметных результатов выходит на первый план по значимости получаемых показателей. Мы видим рост процедур и участников: в 2008-2009 учебном году было две процедуры и 7342 человеко-тестирования, в 2013-2014 учебном году – 7 процедур и 93390 человеко-тестирований. Особенности подготовки диагностических процедур – это привлечение широкого экспертного сообщества. При МЦКО мы создали специальный метапредметный совет, выполняющий экспертные функции для этого направления независимой оценки.За последние три года был разработан инструментарий для оценки различных метапредметных результатов. В уходящем учебном году МЦКО предлагал московским школам спектр таких мероприятий по диагностике познавательных метапредметных умений, межпредметных понятий, читательской грамотности, регулятивных и коммуникативных умений в проектной деятельности, компетентности в области решения проблем. В будущем учебном году мы введем новое направление диагностики ИКТ-компетентности в компьютерной форме. Оценка метапредметных результатов завоевывает все больше сторонников среди руководителей образовательных организаций, что подтверждает постоянный рост числа участников.Диагностику предметных результатов обучения мы осуществляем в три этапа – стартовая, рубежная, итоговая – по всем основным предметам учебного плана. Предметные диагностики выстраиваем трехлетним циклом, что позволяет проследить динамику изменения результатов по каждому предмету как в целом по городу, так и по отдельным школам. Все школы Москвы активно участвуют в этом виде диагностик.Одним из активно развивающихся направлений РСОКО стала поддержка внутреннего аудита школы. В этом случае МЦКО предоставляет измерительные материалы, а проведение и обработку результатов проводит ОО. Важно, что они используют измерительные материалы, разработанные по единым для всего города требованиям, единые подходы к оценке (к выставлению отметок). Результаты выполнения заданий накапливаются в МРКО, тем самым осуществляется постоянное взаимодействие внутренней оценки ОО с внешними требованиями и корреляция результатов внешней и внутренней оценки. А это повышение объективности оценки учителя, самооценки ученика, в личном кабинете которого накапливаются результаты независимой оценки, то есть результаты выполнения диагностических работ через МРКО доступны каждому обучающемуся и его родителям. В начальной школе родители первоклассника в начале и в конце учебного года получают через личный кабинет профиль своего ребенка как ученика. В разделе «Внешняя оценка качества образования» ученик и родители видят отметку за выполнение диагностической работы, а кликнув на нее, получают возможность проанализировать ошибки, допущенные в работе. Учителя и администрация школ получают результаты как по каждому ученику, так и по тем классам в целом также через свои кабинеты в МРКО.МРКО – сложная статистически-аналитическая система, она позволяет автоматически генерировать различные формы с результатами диагностик. Школа может скачать результаты по всем диагностикам, в которых принимала участие. Проанализировать усвоение каждым учеником проверяемого содержания помогает учителю форма «Анализ выполнения заданий» по каждому варианту. Графическая форма представления результатов позволяет школе визуально сравнить результаты своих учащихся с результатами по городу в целом. На сайте МЦКО по результатам каждой диагностики публикуют рекомендации по интерпретации результатов и подробные аналитические отчеты, в которых описывают выявленные дефициты в подготовке учащихся, дают рекомендации по совершенствованию процесса обучения.В МРКО есть специальная функция, которая позволяет администрации школ или управленцам обобщить результаты всех независимых диагностик для данной школы, увидеть на диаграмме место школы в рейтинге всех ОО в каждой диагностике, увидеть проблемы, например, по физике в старших классах или по математике в начальной школе.В 2014-2015 учебном году в соответствии с распоряжением Департамента образования будет введен обязательный мониторинг индивидуальных учебных достижений, то есть участвовать в нем должен будет каждый московский учащийся с сохранением результатов в МРКО. Динамика будет обеспечена тем, что результаты каждого учащегося подвергаются независимо внешней оценке четыре раза за время обучения в школе – в 4-м, 7-м, 9-м (ОГЭ) и 11-м классе (ЕГЭ). В апреле будет проведена диагностика метапредметных результатов обучения в 4-м классе, в 7-м классе в октябре будет проведена диагностика по математике, в апреле – по русскому языку. Всеобщность участия в диагностике позволит более пристально следить за результатами ОО, вовремя выявлять «зоны риска».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте