Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Обзор писем. Серые урокодатели? Ничего подобного!

Учительская газета, №40 от 4 октября 2005. Читать номер
Автор:

«Педагогам посвящается» – стихотворения под таким названием в нынешней почте не редкость. Николай Бондарев из города Корсакова Сахалинской области сочинил целую оду. «Учитель для страны и совесть, ум и честь, он генофонд, богатство и элита»… Читаешь эти строки и невольно недоумеваешь: богатство, элита – и простой учитель. Совместимо ли это? Конечно, в поэзии все возможно. А в жизни?

Интересные рассуждения прислал в редакцию студент педагогического вуза из Нижнего Новгорода Дмитрий Зайцев. Его письмо начинается со слов: «В школу ни я, ни мои сокурсники работать не пойдут». И далее целый список причин. Они все известны: низкая зарплата, отсутствие перспектив, постоянные стрессовые ситуации.

Но оказывается, письмо написано вовсе не с этой целью. Дмитрий хочет поздравить свою бывшую учительницу Наталью Николаевну с Днем учителя. До сих пор не могу понять, что заставляет «классного» преподавателя работать в школе, недоумевает студент. И рассказывает один поучительный случай, врезавшийся в память. Поехали как-то школьники вместе с учительницей на экскурсию в другой город. Места им достались в самом плохом вагоне, из окна «сифонило» так, будто вместо окна дуршлаг. А когда пошел дождь, то учительница обнаружила, что сидит в луже воды. Оказалось, натекло и на стол, где были разложены паспорта, документы, билеты. В довершение всего, когда сели пить чай, бутылка с водой неожиданно упала прямо в чашку учительнице, залив ей одежду. Такой вот образ педагога с «подмоченной репутацией» встает из рассказа студента. Теперь-то ему по-человечески жаль учительницу. А тогда дети весело смеялись. А каково было уже немолодой женщине?

Теперь объясните, что заставляет учителей терпеть все эти лишения? Не хотят они никак превращаться в «серых урокодателей» (как к тому их принуждает зарплата). Вывозят ребят на экскурсии, участвуют в конкурсах, олимпиадах. И все это сверх рабочих обязанностей.

«В школе я 28 лет. Веду уроки русского языка и литературы, – читаю в письме Раисы Григорьевны Полянской из поселка Мочалище, что в Республике Марий Эл. – Люблю свою работу. Люблю творчество и «неуспокоенных» людей, люблю рисовать, писать стихи, участвую в художественной самодеятельности, сочиняю сценарии». Сколько же раз в письме повторяется глагол «люблю»? Раз десять, не меньше. Может, это слово все объясняет. Когда человек любит дело, то любой труд возвышается до творчества, и учителя-творцы вопреки всему не переводятся в школьных коллективах. Как они умудряются сохранять запал на долгие годы – уму непостижимо!

Сегодня мы сталкиваемся с ханжеской «заботой» об образовании. Нужно иметь полное равнодушие к судьбе страны, чтобы на все нужды образовательных учреждений отвечать категоричным «нет средств». Загнанность учителя разрушает его профессионализм, порождает приспособленчество. С этими рассуждениями автора из Иркутска Леонида Кичатинова трудно не согласиться. Но как противовес «педагогическому пустоцвету» идет далее рассказ о замечательном иркутском самородке Афанасии Никитиче Антипине. «Учителем на все времена» называют его педагоги Прибайкалья. Заслуженный учитель России, писатель, публицист…

Скромная брошюра об Антипине, выпущенная Иркутским институтом повышения квалификации работников образования, разошлась в мгновение среди педагогов Прибайкалья. Значит, востребованы его идеи, наработки. Педагогическое наследие Антипина – это творческое развитие учений Макаренко, Сухомлинского. Сегодня оно обрело острую злободневность.

Трижды прав автор из Сахалинской области, что учителя – это генофонд страны, ее богатство, элита. Жаль, что государство не доказывает это на деле.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту