search
main
0

Обжиг «Гжели». Методология российской народной танцевальной культуры

​Слово «гжель» ассоциируется с прекрасным российским промыслом – художественным народным творчеством и уникальной линией воздушной бело-голубой керамики, оставляющей в памяти любого человека воспоминания о грациозных силуэтах фарфорового изобилия с танцующими узорами небесной голубизны. Чудо, что искусство фарфоровой гжели вдохновило искусство танца – 14 лет назад выдающийся хореограф, ученый и педагог, народный артист России, профессор Владимир Захаров создал и воплотил в жизнь модель непрерывного хореографического образования, включившей хореографическое училище, институт танца, театр танца с дивным названием «Гжель».

В июле 2013 года Владимира Михайловича не стало. Осталось наследие – книги об искусстве народного танца – методология российской народной танцевальной культуры, созданной в результате 39 культурологических экспедиций по разным областям и уголкам России, где Захаров вслушивался в диалекты и напевность русской речи, сливался с многоголосием народной песни, всматривался в штрихи и узоры народного костюма, взлетал в лихом русском переплясе, удерживая при этом гармоничный лад русского хоровода.«Его музой была Россия», – не устает повторять соратник и сподвижник доктор филологических наук, профессор Людмила Николаевна Михеева, рассказывая о грандиозности художественного замысла Захарова, построенного на научном анализе народной культуры. Из всех ярких образов народной культуры Захаров избрал образ гжели, в основе которой – точный рисунок, благородный цвет и гармония узора, что стало концепцией развития искусства танца. Нет сомнений, что талантливые и чуткие хореографы и балетмейстеры смогут уловить и воплотить хореографические идеи Захарова, ведь театр танца «Гжель» продолжает заложенные традиции. А вот какое развитие получит образовательная модель, созданная выдающимся хореографом? Ведь одним из важнейших достижений Владимира Захарова является создание в Москве хореографического училища «Гжель». Это и есть предмет нашего исследования.Хореографическое образование – одно из сложнейших направлений образования в области искусств, поскольку касается одаренных детей, имеющих особые физические данные и способности. Отбор хореографически одаренных детей ведется на базе начального общего образования, и обучение осуществляется на протяжении 7 лет 10 месяцев по специальности среднего профессионального образования «искусство балета». Владимир Михайлович Захаров создал школу хореографической подготовки «Гжель», его коллеги по цеху, соратники и ученики достойно продолжают его дело. Сложное искусство подготовки будущих артистов балета совершается в балетных залах, где ежедневно и многочасово, строго и трепетно, четко и нежно работают педагоги-хореографы в тесном содружестве с концертмейстерами.Педагогический коллектив хореографов «Гжели» без преувеличения можно назвать творческим союзом хореографов и концертмейстеров, каждый из которых обладает своим стилем, педагогическим подходом и изюминкой. Безусловный лидер в методике преподавания классического танца – Ольга Ивановна Шаройко, которая была приглашена Захаровым из Воронежского хореографического училища и вместе с ним выстраивала содержание и методологию подготовки артистов балета. Ее безупречная методическая точность и тщательность известны в балетном мире, не случайно китайские хореографы чрезвычайно любят ее балетные классы, поскольку уроки классического танца Шаройко – открытая книга хореографии. Школа методической выучки Шаройко безапелляционно результативна: одна часть ее учеников танцует на лучших сценах Москвы, другая – работает рядом с ней в качестве педагогов-хореографов. Причем каждая из учениц обладает индивидуальным педагогическим почерком.Богдана Михайловна Лапина, педагог возвышенно строгий, милостью Терпсихоры вдохновленная на стойкое воспитание балерин, проживает с каждой ученицей нелегкое восхождение к успеху духовно ранимо и проникновенно, и это дает высокие результаты. Закономерно, что именно ее ученица Катя Клявлина стала лауреатом 3-й степени в своей возрастной группе на престижном международном фестивале балета, состоявшемся в июне нынешнего года в Большом театре. С поистине материнской заботой и любовью ведет свои балетные классы Екатерина Сергеевна Минеева, что не мешает ей выдерживать высокую планку профессиональных балетных требований: ее ученицы на любом этапе обучения показывают прекрасную хореографическую выучку. В ореоле всепроникающей психологии понимания ведет младшие балетные классы Светлана Николаевна Попкова. Ее педагогическая зоркость и точность позволяют на раннем этапе определить тех девочек, чьи данные и трудолюбие позволят освоить программу в полном объеме, и бесстрессово помочь тем, кому лучше вернуться в обычную школу. Вероятно, если бы было такое направление, как психология балета, то, безусловно, Светлана Николаевна Попкова и была бы тем настоящим психологом, который осуществляет гуманистическую функцию сопровождения образовательных прав ребенка при досрочном прекращении балетной подготовки в силу разных субъективных обстоятельств. Самая молодая и энергичная, Любовь Юрьевна Шульгина обладает разными яркими способностями, включая организаторские, и когда она страстно начинает отстаивать традиции, заложенные учителем Владимиром Михайловичем Захаровым, то понимаешь, сколь важна в хореографическом образовании научная школа, удивляешься ее мощной корневой системе, дающей ростки сохранения и приумножения. Именно благодаря подлинной научно разработанной модели школы в хореографическом коллективе сливаются другие талантливые педагоги: Лилия Николаевна Васильева, тонкий и изысканный педагог классического танца, высокой балетной культуры и стиля, преподаватель народно-сценического танца Александра Юрьевна Гривнина, умеющая из малого создать великое, поражающая на экзаменах драматургически выстроенными танцевальными полотнами, что забываешь, что это танцуют пока еще дети и пока еще в балетном классе. Преподаватель дуэтно-классического танца Михаил Александрович Шульгин обладает такими виртуозной балетной техникой и богатейшим опытом, что его корректность и деликатность работы с учениками восхищают палитрой методических полутонов и оттенков, ведь это одна из сложнейших балетных дисциплин – дуэтно-классический танец, в дуэте сопрягаются сложные поддержки, прыжки, пируэты. Невозможно обойти преподавателя мужского классического танца заслуженного артиста России Алексея Анатольевича Борзова, как его называют, Борзова-младшего, поскольку фамилия эта в балетном мире весьма авторитетна. Мужской балетный класс – особый, имеющий свою специфику, ведь хореографическая подготовка по классическому танцу осуществляется раздельно для мальчиков и девочек. Столько благородства и достоинства в методике Борзова, какой-то унаследованной культуры танца, что точнее было бы назвать уроки Борзова уроками преемственности классического танца.Надо отметить, ежедневно в хореографическом училище звучит музыка, поскольку балетный зал немыслим без фортепиано и концертмейстера. Благодаря главному концертмейстеру хореографического училища кандидату психологических наук Марине Леонидовне Архиповой подбор и профессиональный уровень концертмейстеров невероятно высоки, отбор музыкальных произведений для классического танца осуществляется с академической музыкальной основательностью. Работу концертмейстеров «Гжели» можно оценить точным афоризмом: «Сама музыка танцует». Именно гармоническая слаженность педагогического коллектива позволила удержать профессиональное достоинство хореографического училища в течение последних лет, когда коллектив лишился своего руководителя и создателя, защитника и покровителя, отца и учителя, каким был Владимир Михайлович Захаров.Новую волну художественных достижений «Гжели» внес художественный руководитель – народный артист СССР Борис Борисович Акимов, который стремительно за сравнительно небольшой период вывел хореографическое училище «Гжель» в лидеры рейтинга образовательных учреждений сферы культуры по хореографическому направлению. Художественное руководство училищем Борис Борисович Акимов осуществляет с виртуозной балетной нежностью и точностью, пытаясь раскрыть потенциал каждого из 100 учащихся училища, давая советы, одобряя, поддерживая, вдохновляя каждого из педагогов. Имя Бориса Акимова уже вписано в историю Большого театра и российского балета, и для училища он, конечно, небожитель, светлый и нежный ангел, каким-то волшебным образом выводящий рядовые уроки классического танца на уровень художественных мастер-классов, превращая обсуждения в художественные консилиумы.Этот прекрасный художественный узор хореографической «Гжели», увы, омрачает другая, но чрезвычайно важная сторона – устаревшее, отставшее от современной жизни, неэффективное административное управление училищем. В сфере управления училищем, чего ни коснись, все требует работы над ошибками.Наверняка государственный подход не позволит эффективному руководителю избежать требований учета мнения педагогических работников, особенно той ее части, которая заложила хореографический фундамент училища. Наверняка здесь уже скоро научатся использовать новые методы управления электронной образовательной средой, электронного документооборота, выйдут на уровень электронных журналов, что само по себе исключит проблемы и риски невыполнения образовательной программы в полном объеме. Это особенно значимо для хореографического училища, ведь реализуемая программа среднего профессионального образования интегрирует также содержание основного общего образования, регламентированного ФГОС, а это задача государственная! Наверняка компетентный руководитель будет точно знать и выполнять годовой календарный график, разберется точно, когда начинается учебный год, а когда с учетом ФГОС и СанПиНов он заканчивается, он не будет нарушать свои же приказы, и образовательная деятельность будет осуществляться в строгом соответствии с лицензией, не подвергая рискам образовательные права обучающихся. Есть надежда, что эффективный руководитель внимательно прочитает Закон «Об образовании в РФ» и поймет, что современное законодательное требование информационной открытости распространяется также на единоличные действия руководителя, а потому обязательны формы и механизмы общественно-государственного управления. При грамотном руководстве образовательное учреждение в сфере культуры будет безукоризненно исполнять законодательно закрепленные компетенции и обязанности, обязательные для всех учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Но это будет тогда, когда управление будет эффективным.А пока… идет закономерный процесс обжига «Гжели». Чудный фарфоровый сосуд искусства танца был когда-то задуман великим Мастером: замешана особая белая глина, создана форма, прокручен гончарный круг, нанесены голубые узоры – мечты балетного будущего, сверху легли капли вдохновенного счастья. И вот сейчас «Гжель» в суровом обжиге. Настоящая проверка на качество и стойкость. Держись, «Гжель», крепись! Будь стойкой в огне обжига жизни! Будь достойна заветов Мастера, тебя сотворившего, чтобы танцевать всегда!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте