В Госдуме в первом чтении принят законопроект об обязательном трудовом воспитании школьников. Напоминаем о том, как и для чего он был инициирован, как родители и учителя отнеслись к идее ввести обязательный общественно полезный труд для школьников.
Инициатива исходила от спикера Госдумы Вячеслава Володина, еще осенью предложившего разработать законопроект о трудовом воспитании в школах. Об этом он заявлял на правительственном часе с участием министра просвещения Сергея Кравцова. Тогда было отмечено, что для любой трудовой деятельности школьнику в настоящее время необходимо разрешение родителей. Это относится даже к простейшим просьбам помыть доску или поучаствовать в уборке класса. Это не способствует появлению у ребенка уважения к труду. Современные дети растут потребителями.
Спикер сказал, что трудовое воспитание в школах просят ввести и родители, и педагоги. Кроме получения знаний, ребенку важно вырасти гражданином. А через труд воспитывается отношение ко многим жизненным вопросам. Инициатива Вячеслава Володина была поддержана министром просвещения Сергеем Кравцовым. По его словам, привычка трудиться выступает частью воспитательного процесса.
В начале текущего года в закон «Об образовании» решили внести поправки, которые вводят для школьников новую обязанность – занятия общественно полезным трудом. Поправки в документ обсуждались в комитете Госдумы России по просвещению. Действующие нормы закона обязывают ребят осваивать образовательную программу и индивидуальный учебный план. При поддержке законопроекта помимо образовательного блока в учебном плане появится новый блок о выполнении рабочей программы воспитания.
Этот трудовой блок будет подразумевать дежурства по классу, на пришкольной территории, работу на пришкольных участках. Содержание программ могут определять рекомендации Минпросвещения России. Как отметила председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова, основная часть родителей поддерживает трудовое воспитание в школах. Оно необходимо в полной форме, а не в такой усеченной, как на уроках технологии. Школа должна привлекать детей к общественно полезному труду.
Поддержка законопроекта Минпросвещения России
В Госдуме на круглом столе комитета по просвещению на тему «Трудовое воспитание в школе», который прошел в феврале. Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ Максим Костенко заявил о поддержке законопроекта со стороны ведомства. Трудовое воспитание должно быть обязательным, поскольку школа не оторвана от социальной жизни. Наоборот, она является наиболее консервативным социальным институтом, который при этом реагирует на все внешние изменения. Максим Костенко выразил уверенность, что в современных школах существуют возможности для трудового обучения.
Как пояснил Максим Костенко, трудовое обучение (урок) необходимо рассматривать в контексте общего подхода: следует договариваться в первую очередь с учителями, коллективами педагогов, родителями. При этом не стоит ориентироваться исключительно на опыт из прошлого – стоит использовать также варианты, которые могут привести в будущее. Школа не ставит себе целью стать мастерской, и труд не должен быть обязаловкой и вызывать отторжение.
Поддерживая поправки в закон, министерство обращает внимание, что нормативные изменения должны подтверждаться деятельностью каждого на местах.
Принятие законопроекта в первом чтении
По состоянию на 29 июня 2023 года, законопроект об обязательном привлечении школьников к общественно полезному труду был принят в первом чтении. Из закона «Об образовании в Российской Федерации» намерены исключить норму о запрете привлекать школьников к труду без согласия родителей.
Кроме того, авторы инициативы предлагают скорректировать в законе понятие «воспитание». По их мнению, документ должен быть дополнен составляющей, которая направлена на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, активной жизненной позиции. Согласно поправкам, школьники будут обязаны участвовать в общественно полезном труде, поддерживать чистоту и порядок в школе. В случае окончательного принятия закона, он вступит в силу со дня официального опубликования.
В пояснительной записке к документу приведены слова одного из основоположников педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни». Поэтому одна из основополагающих целей образования, по мнению авторов инициативы, – «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни. Только ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме».
Мнение родителей
Законопроект о «трудовом воспитании» поддержала большая часть родителей. Об этом свидетельствуют результаты исследования, которое было проведено Комитетом Госдумы РФ по просвещению. По словам Ольги Казаковой, одного из авторов законопроекта, помимо выдачи экспертного заключения, нужно знать мнение родителей. Для этого провели опрос среди более чем 3 тысяч россиян из разных регионов страны.
Согласно итогам опроса, 94,5% его участников поддержали дополнение о «формировании у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам». Около 90% согласились с пунктом о «содействии добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, их участию в общественно полезном труде». Кроме того, 92,3% родителей выступили за внесение в закон пунктов о бережном отношении к имуществу школы, поддержанию чистоты и порядка, об участии в общественно полезном труде, который поможет сформировать базовые трудовые навыки, чувство причастности и уважения к результатам труда. При этом необходимо учитывать возрастные и психофизические особенности ребенка.
Поддержка опрошенных касалась также приучения детей к труду не только со школьного возраста, но и с детского сада. Ребят важно привлекать к мероприятиям, которые помогут им стать ответственными и трудолюбивыми.
Мнение учителей
Как следует из комментариев педагогов, некоторые из них пока не понимают, в чем именно будет заключаться это самое «трудовое воспитание». К тому же, часть учителей не доверяет опросам родителей. Многие полагают, что современные папы и мамы, к сожалению, против участия их детей в общественно полезном труде. Так, в одном из комментариев сказано: «Главная, проблема – родители… Есть те, кто не пожелает, чтобы его дите работало бесплатно. Да и капитализм предполагает другие отношения к труду».
Некоторые учителя с ностальгией вспоминают летние трудовые лагеря. Считая, что «давно пора» вернуть трудовое воспитание, учителя опасаются, что в «элитных» школах это не получится: «Пока есть расслоение общества, богатые родители, у которых дети с гувернантками, будут против».
Учителей также интересует вопрос, на чьи плечи ляжет дополнительная нагрузка по трудовому воспитанию: «Общественно-полезный труд – это дополнительная нагрузка для педагогов. Опять все ляжет на плечи классных руководителей? Или все-таки это будет оплачиваемая работа?».
Комментарии