Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуальный разговор

Обучение без мучения

Учительская газета, №34 от 25 августа 2020. Читать номер
Автор:

Как помочь папам и мамам стать счастливыми родителями

В преддверии нового учебного года самое время поговорить и о том, что готовит нам год грядущий, и об уроках минувшего. Серьезным испытанием для системы образования стало онлайн-обучение. И немалая нагрузка легла на педагогов, а в большей степени на родителей. Многие папы и мамы столкнулись с весьма неприятным для себя открытием. Пришлось признать, что онлайн-уроки стали как для школьников, так и для их пап и мам не обучением, а мучением. Оказалось, что родители не знают своих детей, их возможностей, не умеют помогать им, строить с ними доверительные отношения. Кто поможет им? Об этом мы ведем разговор с Еленой БАЧЕВОЙ, ректором Академии родительского образования, которая уже четырнадцатый год решает непростую задачу – как помочь папам и мамам стать счастливыми родителями. На счету Елены Бачевой, отличника народного просвещения РСФСР, автора технологий родительского образования, более тридцати учебных и методических пособий для родителей и педагогов.

– Согласитесь, Елена Владимировна, впереди у нас непростой учебный год. На фоне неясности с тем, как будет организован учебный процесс вообще, намечена модернизация воспитательной деятельности образовательных организаций, будет внедряться примерная программа воспитания. Речь идет также о цифровой трансформации образования, реализации стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования… Что обо всем этом думаете вы, представитель родительской общественности, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края?

– Честно говоря, мне жаль всех: и учителей, и родителей, и детей. Да и управленцам всех уровней системы образования тоже можно только посочувствовать. Потому что все мы уже порядком подустали от оптимизации, профилизации, компьютеризации… Но куда деваться, это вызовы времени, требования XXI века, и с ними надо считаться! Другое дело, как все вышеназванное реализовать на практике в конкретных школах. Условия обучения разные, готовность учителей ко всем новациям и переменам оставляет желать лучшего. К тому же большинство родителей все еще находятся под впечатлением прошлого учебного года в условиях пандемии, и ожидать от них большой поддержки в решении новых задач не приходится.

Нам бы всем успокоиться, прежде чем устраивать очередную перестройку и писать планы. Не стоит спешить! Важно не подгонять педагогические коллективы, а помогать им, подсказывать, вместе искать ответы на поставленные временем вопросы.

Почему бы новый учебный год не объявить годом серьезного анализа всего, что уже наработано, годом размышления, дискуссий детско-взрослых сообществ о современной школе, о месте и роли всех участников образовательного процесса в ходе ее реорганизации?

Включение в такую интересную исследовательскую работу всех учителей станет и формой повышения квалификации, и способом создания коллектива единомышленников. Важно при этом максимально задействовать родительский актив и согласовать с мамами и папами не только цели и содержание образовательного процесса, но и формы их участия в школьных преобразованиях. Известно, что сопричастность в добром деле формирует ответственность за него. Потому следует не игнорировать и мнение школьников – они ведь тоже участники образовательного процесса. Надо ясно понимать, что от итогов модернизации воспитательной работы должно быть хорошо и детям, и государству.

У меня есть одно пожелание всем, кто руководит образованием: побольше доверяйте школам, педагогическим коллективам, почаще у них спрашивайте: «Чем вам помочь? Какие ресурсы надо еще привлечь для повышения качества образования?» Ставку следует делать на информационно-методическое обеспечение – собирать все крупицы нового педагогического опыта и делать их достоянием педагогического и родительского сообщества. Хорошо бы вернуться к золотому давнему правилу, не потерявшему своей актуальности: сначала научи, а потом спрашивай. Мы забываем хвалить коллективы, благодарить за педагогические находки, за хорошую работу. Такая поддержка дает людям силы и желание творить.

Реализуя стратегические цели в системе образования страны, важно не забывать об интересах мальчиков и девочек. Школьные годы – это не только процесс получения качественного образования, это годы детства.

– Скажите, а каким вам видится детство современных школьников?

– Вообще мне трудно ответить на этот вопрос. У каждого ребенка детство свое, и с радостями, и с печалями. Но, как член Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Пермского края (КДНиЗП), я постоянно сталкиваюсь с детским неблагополучием. Убеждена, что малолетние преступники, наркоманы, хулиганы, двоечники – это зачастую нелюбимые, нежеланные дети. О каком счастливом детстве здесь можно говорить?

Что касается более-менее благополучных семей, то и здесь можно посочувствовать нашим школьникам. Они перегружены уроками, домашними заданиями. Не всякий взрослый способен выдержать такую нагрузку. Сегодня увлечение гаджетами – беда для детей. Проживая школьные годы в виртуальности, в мире реальном подростки социальные инвалиды – они не видят и не слышат жизни. Конечно, я утрирую ситуацию. Но всем нам стоит позаботиться о защите детства, чтобы оно было действительно счастливым.

В.А.Сухомлинский в свое время сказал: «Мир держится на любви к ребенку». И так хочется верить, что модернизация воспитательной работы все поставит на свои места! А именно: все преобразования и в школе, и в семье будут строиться на любви к ребенку.

– Елена Владимировна, вы учредитель некоммерческой организации «Академия родительского образования». Что конкретно было сделано вашим учреждением для родителей в этом году и что планируете в ближайшем будущем?

– В рамках социального проекта «Сохраним семью – сбережем Россию» при поддержке Фонда президентских грантов у нас в Пермском крае функционирует региональная межведомственная система родительского образования взрослых и детей. Наверное, необходимо сказать, что в нашем регионе родительское образование рассматривается как один из механизмов решения проблемы детского и семейного неблагополучия. Если говорить вообще, то родительское образование – это основа семейного и государственного благополучия. То есть и детям хорошо, и государству, если папа и мама учатся быть счастливыми родителями.

Стали уже традиционными краевые акции «Отцами славится Россия», «Проснись, родительское сердце!», «Семья – любви и верности союз», «Пусть всегда будет мама!». Правда, пандемия подкорректировала нашу деятельность в территориях края – пришлось менять формы запланированных дел и формат их проведения. Но в целом процесс идет. Мы разработали для родителей два дистанционных курса: «Любовь в нашем доме» и «Ради счастья детей», а также один курс для организаторов родительского образования «Уроки семейной любви».

Лето нынче выдалось без традиционных форм организованного отдыха детей. Проведение каникул стало прежде всего делом родителей. По просьбе нашего главного делового партнера, краевой КДНиЗП, мы провели конкурс буклетов «У нас в гостях лето!». Основная цель – оказание методической помощи родителям в организации свободного времени ребенка. 250 подсказок для мам и пап дошкольников и школьников были отправлены не только в территории Пермского края, но и благодаря Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» – по всей России.

Совместно с этой же организацией и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Пермского края была проведена Всероссийская видеоконференция «Родительству стоит учить». Мы поделились опытом Пермского края по созданию региональной межведомственной системы родительского образования взрослых и детей с российскими регионами. Отрадно было получить от них положительные отзывы.

В ближайших планах у нас вебинары для педагогов и родителей по модернизации воспитательной работы в школе и традиционный краевой конкурс родительских агитбригад. Конкурс проводится по номинациям «Родительству стоит учиться», «Союз ради счастья детей», «Время отцов», и он часть направления нашей работы «Родители – родителям». Не педагоги, не чиновники, а мамы и папы говорят о необходимости учиться родительству, воспитывать ребенка в союзе с педагогами. Именно из их уст звучат слова об усилении роли отца в жизни семьи и общества. И их слышат другие родители. Итоги своей работы по родительскому образованию мы подводим на ежегодном семейном форуме в начале декабря, куда приглашаем единомышленников из других регионов.

– И напоследок: в преддверии нового учебного года что вы пожелаете родителям и педагогам?

– Дети – они всегда дети. Каждому из них хочется быть успешным, замеченным, отмеченным учителями, одноклассниками и, конечно, родителями. И ребенку обязательно повезет, если мы, взрослые, договоримся между собой: замечать и отмечать в нем все доброе и хорошее; искренне интересоваться его школьной жизнью; быть рядом и оказывать поддержку в минуты его неудач; обязательно хвалить и за большие, и за маленькие успехи!

А еще любить и верить. Любить безусловной любовью и верить в его способности, в его таланты, верить в самого ребенка. И тогда у него все получится!

Что касается родителей и педагогов: нам надо раз и навсегда договориться, что мы вместе воспитываем семьянина, гражданина и профессионала. И при таком векторе совместных усилий у нас обязательно будет успешной вся воспитательная работа, и хорошо от этого будет и нашим детям, и государству.

Надежда ТУМОВА


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt