search
main
0

Обществоведение. Интегрированные уроки. Хочется лучше работать

В конце января в Красноярске состоялся методический семинар для учителей обществоведения и истории «Активные и интерактивные методики преподавания в гражданском образовании». Его организаторами были: Международное партнерство «СИВИТАС-РОССИЯ», Ассоциация «За гражданское образование», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации и Главное управление образования администрации Красноярского края. Занятия вели: кандидат исторических наук доцент кафедры социально-политического образования Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Андрей Иоффе. Кандидат исторических наук доцент Рязанского института развития образования Людмила Мостяева. Кандидат исторических наук профессор Красноярского торгово-экономического института Светлана Лисина.

Темы занятий подсказаны красноярскими педагогами. Всего было 47 слушателей. Это преподаватели: истории, экономики, обществознания, права, заместители директора, председатель краевой ассоциации «За гражданское образование», руководители районных и городских методических объединений, доцент кафедры гуманитарных наук Красноярского государственного технико-экономического института, доцент института повышения квалификации, директор вечерней школы.

Учителя разработали собственные уроки и представили их фрагменты и свои планы. По результатам анкет участников можно сделать вывод, что семинар получил их высокую оценку.

Наиболее яркими впечатлениями участники семинара считают: многообразие форм подачи материала, творческое общение, новизну, знакомство с опытом коллег, приветливость и эмоциональность, доброжелательность и взаимопонимание. Они отметили, что социальное проектирование становится важнейшим условием для решения задач развития и формирования личности гражданина.

Слушатели приветствовали также новые формы организации занятий, их планирование, использование методик («вертушка», мозговой штурм, работа в группах, рефлексия, работа с гимнами). Занятие началось со знакомства и выявления ожиданий участников через игровые приемы. Был дан настрой на активное усвоение знаний. Понравилась презентация работы групп. С точки зрения дальнейшего использования на своих уроках педагоги сочли полезным для себя: работу с понятийным аппаратом, источниками, использование игровых моментов.

«Семинар, по мнению многих, стал замечательной ступенью на пути дальнейшего развития гражданского образования в крае (создание ресурсного гражданского Центра на базе ИПКРО), способствовал взаимообогащению опытом (обоюдным – слушатели, организаторы, ведущие). Он явился настоящей мастерской для развития творческого потенциала учительства. Вселил оптимизм в возможность осуществления задуманного федерального, краевого, районного уровней и личных планов в реализации актуальных задач граждановедения на этапе модернизации школы» (С. Серова, учитель истории и обществознания).

«Семинар – это яркий профессиональный праздник. Осталось чувство восхищения тренерами и учителями. Хочется работать лучше».

«Семинар необходим как воздух. Он оказался очень своевременным, учитывая, что с обществоведов и историков стали сегодня больше спрашивать» (Е. Баклан, учитель).

«Семинар помог повысить профессиональную подготовку; благодаря ему я систематизировала и уточнила свои методические приемы. Узнала много новых подходов, уяснила, что такое интерактивные методы обучения» (И. Чанчикова, учитель истории и обществознания).

Наиболее важной частью была подготовка преподавателями собственных разработок занятий.

«Счастлив тот, кто счастлив

у себя дома»

Тема «Основы семьи и брака». 9-й класс

Авторы:

Н. Венцель, школа №76, г. Красноярск,

И. Чанчикова, школа №97, г. Красноярск,

И. Лобзенко, лицей №2, г. Красноярск,

О. Кочешкова, школа №10, г. Красноярск,

И. Зеленец, Казачинская средняя школа,

Н. Косых, Арейская средняя школа Емельяновского района.

Цели:

в ходе занятия будут выяснены основы знаний, необходимые для построения семейных отношений;

учащиеся смогут высказать собственное мнение о сущности семьи и брака;

продолжат формировать свои умения работы в группе, ведения дискуссии, рассмотрения понятий;

научатся выделять основные проблемы, связанные с пониманием основ семьи и брака.

1-й этап – учебная мотивация

В начале урока учитель кратко рассказывает о месте семьи в историческом развитии человека, обращает внимание учащихся на то, что семья всегда была основным институтом социализации как в древности, так остается и в наши дни. В большинстве традиционных обществ именно семья определяла будущее положение ребенка. В современных обществах Запада также сохраняется определяющая роль семьи в социальном определении личности.

Возможен вариант начала урока, когда ребята смотрят мультфильм «Я подарю тебе эту звезду» и определяют, о чем пойдет речь на уроке.

2-й этап – работа с понятиями

Далее учитель предлагает учащимся сформировать «корзину» понятий, связанных с этой темой, из которых выбираются наиболее важные, значимые (семья, брак, права, ответственность). Путем ранжирования этих понятий формируются 4 группы для дальнейшей работы на уроке.

Работа в группах по рассмотрению понятий проводится методом «вертушка» и заключается в следующем:

группа получает задание изобразить конкретное понятие (брак, семья, ответственность или права);

другие группы дополняют символические изображения;

формулируют краткий лозунг полученного понятия;

подбирают 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием;

проанализировав дополнения, группа дает определение понятия и представляет результат своей работы.

3-й этап – работа с документами

Каждая группа получает текст и задание: прочитайте и определите, о каких нравственных основах брака идет речь в тексте.

Задание №1. Аристотель. «Об основах семейной жизни».

Задание №2. Ж.Ж.Руссо. «Мораль двух полов».

Задание №3. Гегель. «Брак и его нравственные основы»

Задание №4. «О девическом смирении» из «Юности честного зерцала».

Документы даны в сборнике «Дидактический материал к курсу «Введение в обществознание. 8-9 класс».

После выступления от групп учитель обращает внимание учащихся на то, что в современном обществе наряду с морально-нравственными принципами брака все большее значение приобретают правовые основы. Глубже осмыслить правовые основы создания семьи поможет выполнение заданий.

Задание группе 1

Выясните, при каких условиях возможно вступление в брак, и представьте в виде схемы.

Семейный кодекс

Российской Федерации

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 №140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27-30 настоящего Кодекса).

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве

Глава II. Материальные условия вступления в брак

66. Вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста.

Брачный возраст определяется для женского пола в 16, а для мужского пола – в 18 лет.

67. Вступающие в брак должны быть в здравом уме.

68. Не могут вступать в брак лица, уже состоящие в зарегистрированном браке или в браке, имеющем силу зарегистрированного.

69. Не могут вступать в брак между собою родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Примечание. Препятствием к браку между родственниками, указанными в настоящей статье, служит всякое, в том числе и внебрачное, родство.

70. Заключение брака возможно только при наличности взаимного согласия вступающих в брак лиц.

71. Не служит препятствием для заключения брака разноверие лиц, желающих вступить в брак.

72. Не служит препятствием для вступления в брак монашество и состояние в иерейском или диаконском сане.

73. Не воспрещается вступление в брак лицам, давшим обет безбрачия, даже если лица эти являются представителями духовенства белого (католического) или черного.

Задание группе 2

Выделите права и обязанности супругов и представьте в виде схемы.

Раздел III. Права и обязанности супругов

Глава 6. Личные права и обязанности супругов

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов.

2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

3. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Статья 36. Собственность каждого из супругов

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Глава V. Права и обязанности супругов

100. Лица, состоящие в браке, носят общую фамилию (брачная фамилия). При бракосочетании им предоставляется определить, будут ли они именоваться фамилией мужа (жениха) или жены (невесты) или соединенной их фамилией.

103. При разногражданстве вступающих в брак (если одна из сторон состоит в русском гражданстве) перемена гражданства может последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты, на общем основании.

104. Перемена места жительства одним из супругов не создает для другого обязанности следовать за ним.

105. Брак не создает общности имущества супругов.

107. Нуждающийся (т.е. не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имеет право на получение содержания от другого супруга, если последний в состоянии оказывать ему поддержку.

108. В случае нежелания одного из супругов выдавать содержание другому нуждающемуся и нетрудоспособному супругу, последнему предоставляется право обращаться в отдел социального обеспечения при губернском совете депутатов по месту жительства супруга-ответчика с заявлением о принуждении супруга к выдаче содержания.

Задание группе 3

Выделите права и обязанности родителей и представьте в виде схемы.

Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия – по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Глава II. Личные права и обязанности детей и родителей

145. Дети, происходящие от зарегистрированного брака, именуются брачной фамилией их родителей. Дети, родители которых не состоят между собою в зарегистрированном браке, могут именоваться фамилией отца, матери или соединенной их фамилией. Фамилии таких детей устанавливаются по соглашению между родителями, а при отсутствии между ними соглашения – судом.

147. При разногражданстве родителей (если одна из сторон состоит в русском гражданстве) гражданство детей определяется предварительным соглашением родителей, заявленным ими при заключении брака в отделе записей актов гражданского состояния.

Примечание. В случае отсутствия соглашения между родителями по этому вопросу дети считаются русскими гражданами с тем, что по достижении совершеннолетия им предоставляется право заявить о желании следовать гражданству другого из родителей.

148. Родители могут согласиться относительно принадлежности детей, не достигших 14-летнего возраста, к той или иной религии.

При отсутствии между родителями соглашения по этому вопросу дети до достижения ими 14-летнего возраста считаются находящимися во вневероисповедном состоянии.

149. Родительские права предоставляются родителям в отношении детей мужского пола до 18 лет и детей женского пола – до 16 лет.

150. Родительские права осуществляются родителями совместно.

153. Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав.

154. Родители обязаны заботиться о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовлении их к полезной деятельности.

155. Защита интересов детей, личных и имущественных, лежит на родителях, которые являются представителями детей на суде и вне суда (и без назначения их опекунами или попечителями).

Глава III. Имущественные права и обязанности детей и родителей

160. Дети не имеют права на имущество родителей, равно и родители не имеют право на имущество детей.

161. Родители обязаны доставлять несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание.

163. Дети обязаны доставлять содержание своим лишившимся трудоспособности и нуждающимся родителям, если последние не получают содержания от государства по закону о страховании от болезни и старости или о мерах социального обеспечения.

164. При нежелании родителей доставлять содержание своим дтеям, а равно и при нежелании детей доставлять содержание родителям в случаях, указанных в ст.ст. 161-163, лицам, имеющим право на содержание, предоставляется требовать его порядком, указанным в ст.ст. 108-118.

Задание группе 4

Выделите права и обязанности детей в семье и представьте в виде схемы.

Глава 10. Установление происхождения детей

Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостовернном в установленном законом порядке.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

164. При нежелании родителей доставлять содержание своим детям, а равно и при нежелании детей доставлять содержание родителям в случаях, указанных в ст.ст.161-163, лицам, имеющим право на содержание, предоставляется требовать его порядком, указанным в ст.ст.108-118.

Выступающие от групп заполняют таблицу.

4-й этап – подведение итогов

После выступлений групп и окончательного заполнения таблицы учащиеся выясняют, какие общие права и обязанности есть у всех членов семьи. Какие новые тенденции в заключении брака возникли в последние десятилетия (брачный контракт)?

Домашнее задание

Составить свой брачный контракт или провести социологический опрос и выявить отношение к брачному контракту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте