В системе требований государственного образовательного стандарта я выделяю семь (на наш взгляд, определяющих) характеристик взрослого культурного человека (студента).
– Уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;
– адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общение;
– соблюдение этно-, социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;
– актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественно-научных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
– ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;
– ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;
– социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.
Эта версия стандартных «требований» общей культуры выпускника вуза позволяет в дальнейшем сделать соответствующую «содержательно свернутую» проекцию на все нижележащие ступени непрерывного образования.
Ирина ЗИМНЯЯ, доктор психологических наук, академик
Комментарии