search
main
0

Образы и «я» равно Евразия

Тонкая отделка глубоких человеческих качеств

Мы, взрослые, педагоги и родители, много думаем и говорим о воспитании. Изучаем научную литературу и опыт педагогов, спорим, ставим воспитательные задачи. Что значит воспитать? Каким должен стать ребенок, чтобы мы могли им гордиться? Можно ли всем детям привить одни и те же качества в одинаковой степени?

Думаем, что ответы большинства родителей и педагогов во многом совпадут: они хотят видеть своих детей людьми добрыми, чуткими, любящими, заботливыми, щедрыми, внимательными, нравственными, справедливыми, а главное – успешными и счастливыми.

А что думают по этому поводу сами дети? По исследованиям Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, главный источник счастья у современных подростков – работа по душе, здоровье и друзья. Также необходимыми составляющими успеха они считают наличие самостоятельности и независимости, ответственности за себя и окружающий мир. В общем, наши цели схожи.

На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом для достижения этих целей. Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности.

Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей элементарных навыков, необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство локтя, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности.

Переживая важные ситуации, ребенок по-новому осознает проблемы, свою реакцию, отношение к событиям, ценностям, конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Развиваются любознательность, стремление к познанию нового и интересного, настойчивость и целеустремленность, усваивается новая информация. Кроме того, развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.

В условиях драматической импровизации ребенок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего «я» и выразить их. Участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектом в преодолении многих детских комплексов, сохранении психологического здоровья.

Театр, как ничто другое, возвращает нас к исконным корням. Он единственный сохраняет и культивирует народную мудрость независимо от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми, способными по-настоящему оценить и полюбить богатство родного слова и родной культуры, культуры и языка других народов.

Театр обладает огромным положительным воздействием на эмоциональный мир ребенка. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая при этом огромное наслаждение.

Театральная студия «Евразия» работает в школе №1948 уже 15 лет. Ежегодно в работе студии участвуют около 200 учащихся, а также педагоги школы.

Мы ставим сказки к Новому году, волнующие каждого спектакли, посвященные Дню Победы, пьесы на английском и китайском языках, участвуем в общешкольных театрализованных концертах, городских фестивалях и конкурсах. Коллектив пользуется популярностью в школе, является неоднократным призером различных городских и международных фестивалей и конкурсов. Из последнего – два спектакля стали дипломантами городского конкурса «Театральный Олимп». С нашими работами можно ознакомиться на сайте школы «Растем вместе», на странице школы ВКонтакте.

Наши студийцы участвуют в создании спектакля с самого начала. Идея спектакля, подбор материала и написание сценария, продумывание и создание образа героя, работа по изготовлению декораций, разработка костюмов, создание реквизита и бутафории, подбор музыки, песен и танцев приобретают для детей значение ничуть не меньше, чем сама игра на сцене.

Без принуждения они погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии, рождается сотворчество, потому что театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребенка требуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители или учителя, театральное творчество многогранно само и требует многого от участника. Дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена, идет тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений…

Учеными отмечено, что в школах, где есть свой театральный коллектив, всегда царит особый творческий дух, особая атмосфера, а дети более живые, общительные, активные. Юные артисты, как правило, разносторонне одарены, многое успевают и хорошо учатся, на них всегда можно опереться в решении любых творческих дел в школе. Мы с этим согласны, наши дети тому подтверждение.

На наш взгляд, очень важно, что в студии царит взаимопонимание между всеми участниками – от первоклашки и до выпускника. Совместное творчество помогает детям найти общий язык, старшие являются наставниками младших не только в работе над спектаклями, но и в школьной жизни. Маленький человек начинает понимать, что отныне он принят в дружную компанию единомышленников, которые живут чем-то важным и удивительным! Недаром про студию директор нашей школы как-то сказал:

– «Евразия» не просто коллектив, это семья, образ жизни.

Еще не маловажный фактор – участие педагогов школы в подготовке спектаклей. Многие из них не только помогают в подготовке спектаклей, особенно если это спектакль на иностранном языке, но и выходят на одну сцену с детьми. Это позволяет ребятам узнать лучше педагогов, взглянуть на них с другой стороны. Они ответственнее относятся не только к подготовке своей роли, но и на уроках у этих педагогов ведут себя активнее и мотивированнее, успешнее учатся. В свою очередь педагоги легче находят контакт с учащимися. Без искренней дружбы педагогов и детей мы не достигли бы таких высоких результатов.

Развитие театральной деятельности учащихся – длительная работа, которая требует участия и родителей. Для детей важны тесный контакт с родителями, их поддержка. Чем больше заинтересованность родителей в деятельности ребенка, тем выше результат этих занятий и успеваемость в школе.

Сначала родители – благодарные зрители и ценители талантов маленьких артистов. Многие родители приходят на наши спектакли. Когда мы были вынуждены снимать спектакли на видео, многие семьи, как рассказывали дети, собирались все вместе и смотрели видеоспектакль, обсуждали, а потом мы получали в чат отзывы на нашу работу и игру маленьких артистов.

Очень важна поддержка родителей в процессе подготовки спектакля: выучить текст роли, помочь в подготовке костюма, реквизита и декораций. Если оставить ребенка наедине с этой нагрузкой (а еще и уроки, другие дополнительные занятия!), то очень скоро он может устать, ему надоест, станет неинтересно. И конечно, рядом должны быть люди, которые помогут разобрать текст, похвалят, направят, поддержат. И это не только школа, но и семья. Именно родители лучше знают, по глазам поймут, что сейчас нужно ребенку. Просто обнять, сказать, что он самый лучший в любом случае и всегда. Это обязательно надо говорить! Так и появляется стимул двигаться вперед, веря в свои силы, и понимание, что нет ничего, чего бы ты не смог.

Результат не заставляет себя ждать – дети лучше справляются со своими ролями, получают удовольствие от игры. А мы очень благодарны родителям наших воспитанников за помощь и поддержку.

Следующий наш шаг в этом направлении – непосредственное участие родителей в театральных постановках. Это вызовет у детей много положительных эмоций, появится чувство гордости за родителей, которые участвуют в спектакле, сблизит еще больше с ними.

В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

В прошлом году мы выпустили в большую жизнь нашу старшую группу, которая прошла с нами вместе долгих 11 лет, они были насыщенными и очень интересными для всех – и для них, и для нас. Мы учили их, они учили нас. Наши старшие дети действительно были нашими детьми – родными, любимыми! Представляли школу и нашу студию на различных площадках города и страны, участвовали в различных конкурсах и олимпиадах, неоднократно становились победителями и призерами различных конкурсов, активно принимали участие в школьной жизни сами и привлекали своих одноклассников. Все окончили школу с отличием. Они не просто получили хорошие знания по предметам, но и стали очень самостоятельными, уверенными в себе и своих способностях людьми, не боящимися выступать перед аудиторией, способными организовать свою работу и работу коллектива. Не это ли успешность?

Впереди у нас новые наборы в студию, много новых планов с существующими группами. Не знаем, станет ли кто-то из ребят артистом, но твердо верим, что все они станут прекрасными и успешными людьми!

 

Ирина ЗАРЕЛУА, педагог дополнительного образования школы №1948 «Лингвист-М»

 

 

Комментарий

 

Юлия СИДОРОВА, мама воспитанницы студии «Евразия»:

– Дети – личности, и их прежде всего нужно уважать и слушать. Старшая дочь уже студентка китайского вуза. Когда училась в школе, ей непросто давались школьные предметы, мы вместе сидели и разбирали и математику, и физику… Много лет подряд. И эти бессонные ночи не могли не принести своего плода. Получив золотую медаль, она поступила на обучение в КНР по гранту правительства Китая. Но мало просто сидеть, слушать и разбирать задачки. Очень помогла с верой в свои силы театральная студия, в которой дочь занималась многие годы. Участие в концертах, школьных и городских мероприятиях… Скромная девочка научилась правильно подавать себя, декламировать, говорить так, чтобы ее мнение было услышано. Сейчас у меня подрастает сын, ученик теперь уже 4‑го класса, он тоже занимается в нашей школьной театральной студии. Параллельно учится в музыкальной школе, где делает успехи, много читает, снимает и монтирует ролики, следит и за играми, и за некоторыми блогерами, даже перепевает их песни, учится отлично – нагрузка огромная. В школе принимает участие в фестивалях и конкурсах. Не для победы, хотя она, конечно, желанна. Но главное в таком возрасте – привыкнуть быть активным и не бояться ошибок. Да, для мальчика это должно было быть не очень близко – танцы, песни, спектакли… Но это не про нашу студию. Здесь полное погружение. Читая сценарий спектакля к 9 Мая, мы с сыном вместе плачем. Задыхаемся. Читая стихи о войне, разбираем каждое предложение. Рассказываю сыну про наших семейных фронтовиков. После таких чтений ему и не надо говорить, как верно читать стихотворение. Дети все чувствуют, главное – их не сбивать. Патриотизм, память и история очень важны для всех и во все времена. Тем более в наше сложное время! Театральная студия как раз и помогает детям разобраться и в истории, бережно хранить память о фронтовиках и стремиться к новому! А это главное, чтобы ребенок захотел двигаться дальше, не важно, в какой области, мы просто обязаны поддержать его. Может, он скоро и передумает, но, если появилось желание, надо поддержать: бессонными ночами шить костюм дровосека для новогоднего спектакля, верстать ролик с рассказом ребенка о своем дедушке. В нашей школе дети изучают китайский язык. Театральная студия помогает погрузиться в культуру Поднебесной, ее традиции. И еще один очень важный момент: занимаясь в студии, ребята находят друзей по интересам. В студию дети приходят по желанию, никто не заставляет, это не обязательное образование, поэтому коллектив получается именно по интересам. Дружат ребята из разных классов. И дружат долго!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте