search
main
0

Образы и смыслы

Когда автор открывает тайну, ребята удивляются

В этом году во всех московских школах стартовал проект «Осмысленное чтение», в котором принимают участие практически все учащиеся. Методика осмысленного чтения прочно опирается на принципы технологии развития критического мышления. Ее приемы помогают в работе не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

Девятиклассники знакомятся с творчеством Антона Чехова. Его произведения широко представлены в школьной программе. Я предлагаю ребятам прочитать рассказ «Моя она», используя прием чтения с остановками.

Вначале рисуем «Древо предсказаний», пытаясь объяснить, о ком пойдет речь в произведении. Версий, как правило, очень много: жизнь, любовь, семья… Начинаем читать, делая паузы после каждого абзаца. Задаю вопросы:

– Кто мог родиться раньше героя?

– С кем рассказчик связан прочными узами?

– Почему она мешает ему заниматься любимым делом?

– За что герой ее презирает?

– Придумайте еще одно имя… Лиля, Леля, Нелли…

Когда автор открывает тайну, ребята удивляются. Оказывается, что речь идет о лени.

В конце работы можно составить синквейн с этим словом и обсудить иронический подтекст произведения.

Один из приемов, предложенный методистами для занятия по осмысленному чтению, – это инфографика. Мы с пятиклассниками решили его использовать и для подготовки домашнего задания по географии, истории, биологии, так как параграфы в учебнике нередко с трудом запоминаются. Если разбить текст на смысловые части и нарисовать нехитрый рисунок, сопроводив его цифрами, то запомнить информацию становится легче и интереснее.

Помогают приемы осмысленного чтения и в проведении мероприятий патриотического характера. Например, в 6‑м классе я предлагаю ребятам прочитать произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и провожу занятие на тему «Выжить, чтобы жить». Проанализировать такой объемный текст можно благодаря принципу шести шляп. Задания для них выбираю соответствующие.

Белая шляпа – «Расскажите, как добирался раненый летчик к своим».

Черная шляпа – «Какие решения Мересьева можно оспорить?».

Красная шляпа – «Какие чувства вызывает у вас желание героя вернуться на фронт?».

Желтая шляпа – «Что вдохновляет Алексея, придает сил, вселяет надежду?».

Синяя шляпа – «Как вы понимаете смысл финала повести?».

Зеленая шляпа – «Какие неординарные поступки совершает герой?».

Когда ребята надевают условные шляпы, то события повести становятся более конкретными и близкими, а позиция автора – четкой и определенной.

Читая осмысленно, наши ученики охотно участвуют во внеклассных мероприятиях, театральных постановках, ведь персонажи произведения для них уже не просто художественные образы, а люди, вызывающие сочувствие, любовь или осуждение. Поэтому я отвечаю однозначно на вопрос «Читать или не читать?». Конечно, читать, открывая для ребят все новые и новые смыслы.

Наталья ЖИЖОВА, учитель русского языка и литературы школы №1507

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте