В этом году во всех московских школах стартовал проект «Осмысленное чтение», в котором принимают участие практически все учащиеся. Методика осмысленного чтения прочно опирается на принципы технологии развития критического мышления. Ее приемы помогают в работе не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
Девятиклассники знакомятся с творчеством Антона Чехова. Его произведения широко представлены в школьной программе. Я предлагаю ребятам прочитать рассказ «Моя она», используя прием чтения с остановками.
Вначале рисуем «Древо предсказаний», пытаясь объяснить, о ком пойдет речь в произведении. Версий, как правило, очень много: жизнь, любовь, семья… Начинаем читать, делая паузы после каждого абзаца. Задаю вопросы:
– Кто мог родиться раньше героя?
– С кем рассказчик связан прочными узами?
– Почему она мешает ему заниматься любимым делом?
– За что герой ее презирает?
– Придумайте еще одно имя… Лиля, Леля, Нелли…
Когда автор открывает тайну, ребята удивляются. Оказывается, что речь идет о лени.
В конце работы можно составить синквейн с этим словом и обсудить иронический подтекст произведения.
Один из приемов, предложенный методистами для занятия по осмысленному чтению, – это инфографика. Мы с пятиклассниками решили его использовать и для подготовки домашнего задания по географии, истории, биологии, так как параграфы в учебнике нередко с трудом запоминаются. Если разбить текст на смысловые части и нарисовать нехитрый рисунок, сопроводив его цифрами, то запомнить информацию становится легче и интереснее.
Помогают приемы осмысленного чтения и в проведении мероприятий патриотического характера. Например, в 6‑м классе я предлагаю ребятам прочитать произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и провожу занятие на тему «Выжить, чтобы жить». Проанализировать такой объемный текст можно благодаря принципу шести шляп. Задания для них выбираю соответствующие.
Белая шляпа – «Расскажите, как добирался раненый летчик к своим».
Черная шляпа – «Какие решения Мересьева можно оспорить?».
Красная шляпа – «Какие чувства вызывает у вас желание героя вернуться на фронт?».
Желтая шляпа – «Что вдохновляет Алексея, придает сил, вселяет надежду?».
Синяя шляпа – «Как вы понимаете смысл финала повести?».
Зеленая шляпа – «Какие неординарные поступки совершает герой?».
Когда ребята надевают условные шляпы, то события повести становятся более конкретными и близкими, а позиция автора – четкой и определенной.
Читая осмысленно, наши ученики охотно участвуют во внеклассных мероприятиях, театральных постановках, ведь персонажи произведения для них уже не просто художественные образы, а люди, вызывающие сочувствие, любовь или осуждение. Поэтому я отвечаю однозначно на вопрос «Читать или не читать?». Конечно, читать, открывая для ребят все новые и новые смыслы.
Наталья ЖИЖОВА, учитель русского языка и литературы школы №1507
Комментарии