ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
╥ развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
╥ овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
╥ освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
╥ формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
╥ приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
– речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
– языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
– социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Реализуя общие цели изучения русского языка, предмет “Русский язык” в школе с русским (родным) языком обучения выполняет специфические цели, которые отражают социальные функции родного языка в целом и определяют его роль в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
“Русский язык” в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет специфические цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа в рамках тем, сфер, ситуаций общения, соответствующих опыту, интересам учащихся основной школы и обеспечивающих их готовность к диалогу русской и родной культур.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
РЕЧЕВАЯ компетенТНОСТЬ
Речь и речевое общение1
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Речь разговорная и книжная.
Сферы и ситуации речевого общения2 . Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Основные жанры разговорной речи (беседа, рассказ и др.), научного (статья, доклад, отзыв, рецензия, аннотация; конспект), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Язык художественной литературы.
Овладение основными видами монолога (в устной и письменной форме) и диалога (в устной форме) в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей речи.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Виды речевой деятельности
Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение и письмо.
Говорение. Создание монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы. Использование средств языка в соответствии с целями и ситуацией общения. Понимание особенностей устного высказывания и их учет в речи.
Письмо. Адекватное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение.
Аудирование (слушание). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие устной речи и передача ее содержания в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Адекватное понимание языка средств массовой информации.
Чтение. Овладение различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Понимание языка законов, указов, инструкции и др.
Текст
Текст как результат речевой деятельности. Структура текста. План текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, типа и стиля речи. Составление плана текста. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Введение в науку о языке
Роль языка в жизни человека, общества и государства.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык великой русской литературы.
Богатство, красота, выразительность русского языка.
Основные этапы развития русского литературного языка.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Понятие о русском литературном языке. Нормы литературного языка.
Основные лингвистические словари.
Проблема экологии языка.
Осознание роли родного языка в жизни человека, общества и государства. Извлечение необходимой информации из словарей.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия. Интонация
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков речи. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой, орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Правильное произношение слов и интонирование фраз. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение фонетических знаний и умений в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема – минимальная значимая часть слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем. Морфемы формообразующие и словообразующие. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии.
Основные способы образования слов в русском языке.
Связь морфемики и словообразования с лексикой, морфологией, правописанием.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Выделение морфем в слове. Определение основных способов словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы.
Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы. Синонимия морфологических форм.
Связь морфологии с синтаксисом, орфографией и пунктуацией.
Основные выразительные средства морфологии.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса.
Виды синтаксических связей слов в словосочетании и предложении. Средства синтаксической связи.
Виды предложений по структуре, цели высказывания, эмоциональной окраске.
Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Простое двусоставное и односоставные предложения. Основные типы односоставных предложений.
Простое осложненное предложение.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные; их виды и структура. Смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения.
Многочленные синтаксические конструкции с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксическая синонимия.
Основные синтаксические нормы русского литературного языка.
Текст. Основные признаки текста. Основные средства связи предложений и частей текста.
Диалог, его типы, структура.
Связь синтаксиса с лексикой, морфологией, орфографией, пунктуацией.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Анализ синтаксических единиц и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Принципы русской орфографии. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм: правописание гласных и согласных в разных морфемах; слитные, дефисные и раздельные написания (основные случаи); употребление прописных букв (основные случаи), Ь и Ъ.
Пунктуация
Принципы русской пунктуации.
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, в многочленных синтаксических конструкциях с разными видами связи.
Сочетание знаков препинания.
Вариативность постановки знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков в конце предложения, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, в многочленных синтаксических конструкциях с разными видами связи. Обоснование выбора знака препинания. Пунктуационное оформ-ление диалога, предложений с прямой речью, цитат.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа. Слова и фразеологизмы с национально-культурным компонентом значения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (этимологических, фразеологических и др.) Овладение нормами русского речевого этикета.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
РЕЧЕВАЯ компетенТНОСТЬ
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное восприятие устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Извлечение необходимой информации из различных аудио- и видеотекстов, выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и адекватная оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации.
Чтение. Овладение навыками осознанного беглого чтения текстов разных типов, стилей. Овладение разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение). Извлечение необходимой информации по заданной теме в различных информационных источниках. Работа с учебной книгой и различными справочниками.
Говорение. Диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы. Умение вступать в речевое общение, поддержать разговор. Осознание особенностей монолога, диалога. Использование средств языка в соответствии с целями, ситуацией, условием общения, принятыми речевыми нормами.
Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Адекватная передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста. Написание отзыва о книге, прослушанном тексте, просмотренном телефильме. Составление различных деловых бумаг. Использование в письменном тексте языковых средств с учетом целей, содержания, стиля, адресата.
Речь
Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Речь разговорная и книжная. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Их основные признаки и характеристики. Язык художественной литературы.
Различение устной и письменной форм речи, разговорной и книжной, монолога и диалога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации.
Текст как единица речи
Тема текста, основная мысль, план. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений в тексте.
Представление о тексте, его теме, основной мысли, плане, способах и средствах связи предложений. Анализ текста (определение типа речи, стиля). Оценка языковых особенностей текста, определение связи между частями текста. Создание текстов, различных по типу, стилю, жанру.
Культура речи
Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка. Критерии культуры речи. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Овладение нормами и стереотипами речевого поведения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения основных требований к ней.
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Общие сведения о русском языке
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Осознание статуса русского языка, его места в современном мире, его роли в жизни современного общества, государства.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия. Интонация
Система гласных и согласных звуков. Их произношение. Слог, ударение, подвижное ударение. Интонация. Основные типы интонации. Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари.
Произношение звуков русского языка, отличие их от звуков родного языка. Овладение орфоэпическими нормами и интонацией русского языка. Осознание особенностей звуковой системы русского языка. Преодоление интерферирующего влияния звуковой системы родного языка.
Графика. Орфография. Пунктуация
Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правила переноса слов. Орфографические словари.
Знаки препинания в конце предложения, в простом осложненном предложении, в сложном предложении. Знаки препинания в прямой и косвенной речи, при цитировании. Сочетание знаков препинания.
Обозначение гласных и согласных звуков в разных морфемах. Использование норм слитного, дефисного, раздельного написания. Правильное употребление прописных букв. Употребление пунктуационных знаков в конце предложения, в простом осложненном предложении, в сложном предложении.
Состав слова. Словообразование
Структура слова. Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование различных частей речи.
Выделение морфем в слове. Осознание отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка.
Лексика и фразеология
Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их значение, употребление. Толковые словари русского языка.
Осознание богатства словарного состава русского языка. Использование в речи слов и фразеологизмов с учетом сферы и стиля речи.
Морфология
Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи.
Категория одушевленности и неодушевленности. Род, число существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений, причастий. Формы, значение и употребление падежей.
Видовременная система глагола русского языка. Образование, значение и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Спряжение глаголов. Наклонение глагола; значение, образование, употребление. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Синонимия морфологических форм.
Служебные части речи. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Представление об особенностях частей речи, о грамматических формах слов в русском языке. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка.
Синтаксис
Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое и способы их выражения. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Способы передачи чужой речи. Основные синтаксические нормы русского языка. Синтаксическая синонимия.
Представление о словосочетании и предложении как единицах синтаксиса; о типах предложений, их семантике, структуре. Соблюдение норм построения словосочетания, простого и сложного предложения. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально окрашенным компонентом значения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Русский речевой этикет.
Представление о единицах языка с национально-культурным компонентом значения; опознавание их в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе, объяснение их значения. Употребление единиц языка с национально окрашенным компонентом значения. Осознание особенностей русского речевого этикета в сопоставлении с речевым этикетом родного народа. Овладение нормами русского речевого этикета.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
Знать и понимать:
╥ сущность и назначение языка, его роль в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
╥ основные единицы языка, опознавать их по изученным признакам; основные грамматические категории языка;
╥ основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
╥ смысл понятий язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка; жанры и типы речи, виды чтения; текст, типы текста; лингвистика и ее основные разделы; основные единицы языка.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
╥ различать разговорную и книжную речь, функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой);
╥ проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфологический и др.), синтаксический анализ словосочетания и предложения;
╥ анализировать текст с точки зрения его основных признаков и структуры;
╥ определять тему, основную мысль, тип и стиль текста; оценивать его языковые особенности; составлять план текста (простой, сложный, тезисный и др.).
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
╥ свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
╥ слушать и адекватно понимать информацию устного сообщения; воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный текст с заданной степенью свернутости (изложение, тезисы, конспект, резюме, отзыв и т.д.);
╥ читать тексты разных стилей, используя изучающее, ознакомительное, просмотровое виды чтения;
╥ осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
╥ пользоваться синонимическими средствами русского языка;
╥ соблюдать этические нормы речевого общения, уместно использовать языковые средства в различных жизненных ситуациях общения;
╥ создавать собственные письменные высказывания (сочинения, заявления, доверенность и др.), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, стилю речи и др.);
╥ соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
╥ соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;
╥ владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
╥ извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе используя информационные возможности Интернета.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
Знать и понимать:
╥ сущность и назначение языка, его роль в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
╥ основные единицы языка и основные грамматические категории;
╥ основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
╥ смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка; текст, его типы;
╥ особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
╥ различать разговорную и книжную речь, функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой);
╥ опознавать основные единицы языка, уместно употреблять их в речи;
╥ проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфологический и др.), синтаксический анализ словосочетания и предложения;
╥ определять тему, основную мысль, тип и стиль текста; оценивать его языковые особенности; составлять план текста (простой, сложный и др.);
╥ анализировать текст с точки зрения его основных признаков и структуры.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
╥ владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;
╥ владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, свободно пользоваться словарями разного типа, справочной литературой, в том числе используя информационные возможности Интернета;
╥ понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе: речь диктора радио, телевидения, официального лица;
╥ читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
╥ создавать устные и письменные тексты, различные по типу (описание, повествование, рассуждение), стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
╥ вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы, используя реплики переспроса, согласия, отрицания, утверждения и т.д., диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
╥ соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка, правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов, строить предложения разных типов, уместно употреблять их в речи.
Комментарии